В бурной Франции XVII века, с её борьбой за власть, долгами и вечными волнениями, жили несколько духовных светил, мудрость которых и сегодня руководит людьми. Франсис де Салес, Блез Паскаль, мадам Гийон и Франсуа Фенелон - все они следовали внутренним путём преданности Иисусу, который проливал свет как на их мир, так и на наш.
Из всех сияющих огней того века, однако, ни один не говорит с простотой и смирённой грацией одного монаха-мирянина, чье тихое присутствие обитало в самом сердце неспокойного Парижа. Больше, чем кто-либо другой в его дни, брат Лоуренс понимал святость, доступную в обыденности жизни.
Большая часть сведений о брате Лоуренсе была получена благодаря усилиям аббата де Бофора, посланника и следователя кардинала де Ноайля. К 1666 году необычная мудрость брата Лоуренса привлекла внимание кардинала, и Бофор был направлен на собеседование со скромным кухонным адъютантом. Убедившись, что интерес Бофорта был искренним, а не политически мотивированным, брат Лоуренс дал четыре интервью, "беседы", в которых он описывает свой образ жизни и то, как он пришёл к нему.
Помимо этих записанных мыслей, братья-монахи Лоуренса нашли в его личных вещах несколько страниц «Максим», единственного организованного письменного материала, оставшегося у брата Лоуренса. Эти "беседы" (теперь они называются "Практика Божьего Присутствия") и 16 писем представляют собой полное учение Лоуренса.
Он начал свою жизнь как Николай Герман, родившийся в семье крестьян в Лотарингии, Франция. В молодости бедность вынудила его пойти в армию, где ему гарантировали питание и небольшое жалованье. В этот период Герман пережил опыт, который привёл его к уникальному духовному путешествию; это было, что характерно, не сверхъестественное видение, а сверхъестественная ясность через обычное зрение.
В разгар зимы Герман смотрел на голое дерево, лишенное листьев и плодов, молча и терпеливо ожидая верной надежды на летнее изобилие. Глядя на дерево, Герман впервые осознал всю экстравагантность Божьей благодати и неизменную верховную власть божественного провидения. Как и дерево, он сам казался мёртвым, но у Бога была жизнь, ожидающая его, и смена времён года принесёт полноту. В этот момент, сказал он, это безлистное дерево "впервые осветило мою душу фактом Бога" и любовью к Богу, которая никогда не переставала гореть. Некоторое время спустя ранение вынудило его уйти в отставку из армии, и после службы лакеем он искал место, где мог бы страдать за свои ошибки. Таким образом, он поступил в монастырь ордена босых кармелитов в Париже как брат Лоуренс.
Он был назначен на монастырскую кухню, где, среди утомительных хлопот по приготовлению пищи и уборке по постоянному приказанию своих начальников, он развивал свое правило духовности и работы. В своих «Максимах» Лоуренс пишет: "Люди изобретают средства и методы, чтобы прийти к Божьей любви, они изучают правила и устанавливают устройства, чтобы напомнить им об этой любви, и кажется, что это целая проблема, чтобы привести себя в сознание присутствия Бога. И всё же это может быть так просто. Не быстрее ли и не легче ли просто делать наше обыденное дело всецело из любви к Нему?"
Для брата Лоуренса "обыденное дело", каким бы мирским и рутинным оно ни было, было средством Божьей любви. Дело было не в святости или мирском статусе задачи, а в мотивации, стоящей за ней. Мы можем делать для Бога маленькие вещи: "я переворачиваю пирог, который жарится на сковороде из любви к Нему, и, сделав это, если нет ничего другого, чтобы позвать меня, я падаю ниц в поклонении перед Ним, который дал мне благодать для работы; после этого я поднимаюсь счастливее царя. Мне достаточно поднять с земли только соломинку ради любви к Богу".
Брат Лоуренс удалился в то место в своём сердце, где любовь Божья придавала каждой детали его жизни исключительную ценность. "Я стал жить так, как будто в мире не было никого, кроме меня и Бога". Вместе Бог и брат Лоуренс готовили еду, выполняли поручения, мыли кастрюли и терпели презрение мира.
Он признал, что путь к этому совершенному союзу был нелёгок. Он потратил годы, дисциплинируя своё сердце и ум, чтобы подчиниться Божьему присутствию. "Так часто, как я мог, я ставил себя перед Ним как поклоняющийся, сосредоточивая свой ум на Его святом присутствии, когда я находил свой разум блуждающим от Него. Это оказалось упражнением часто болезненным, и всё же я упорно преодолевал все трудности".
Только когда он примирился с мыслью, что эта борьба и тоска - его судьба, он обрёл новый покой: его душа "пришла в свой собственный дом и место отдыха". Там он провёл остаток своих 80 лет, умерев в относительной безвестности и боли, и совершённой радости.
Категория: История |
Просмотров: 725 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/10 |
| ИСТОЧНИК |