Научный и духовный вундеркинд
|
"У сердца есть свои причины, которых разум вообще не знает".
"Кому нужен Бог? Человек может сделать это сам". Так утверждал Разум - философия, захватившая воображение Франции XVII века. Её поборники, Вольтер и Декарт, среди прочих, пытались создать мировоззрение, полностью управляемое разумом.
Французский математик и физик Блез Паскаль, хотя и воспитанный в период расцвета мысли Просвещения, считал разум неадекватным: "Последний шаг Разума — это признание того, что существует бесконечное число вещей, которые находятся за его пределами". Он заключил: "У сердца есть свои причины, которых разум вообще не знает" - утверждение, которое вскоре стало главной критикой рационализма и отправной точкой для защиты христианской веры, которая всё ещё влияет на людей сегодня.
Научный вундеркинд
Мать Паскаля умерла, когда ему было 3 года, и его отец перевез семью из Клермон-Феррана, Франция, в Париж, где он обучал Блеза и его сестру на дому. К 10 годам Паскаль проводил оригинальные эксперименты в области математики и физики. Чтобы помочь своему отцу, который был сборщиком налогов, он изобрёл первое вычислительное устройство (некоторые называют его первым "компьютером").
С этим последним изобретением он сделал себе имя (в 19 лет!) и начал свою богато разнообразную научную карьеру. Он проверил теории Галилея и Торричелли (которые открыли принципы барометра), кульминацией которых стал его знаменитый закон гидравлики, утверждающий, что давление на поверхности жидкости передаётся одинаково в каждую точку жидкости. Он добавил важные статьи о вакууме, о весе и плотности воздуха и арифметическом треугольнике. Он разработал теорию вероятности, которая используется до сих пор. Он изобрёл шприц, гидравлический подъемник, и ему приписывают изобретение наручных часов и составление карты первого автобусного маршрута в Париже. Говорят, что Паскаль был смущён своими многочисленными талантами.
"Ночь огня"
Всё это время Паскаль исследовал духовный мир, который переживал революцию по всей Европе. В то время как пиетизм процветал в Германии, а уэслианская святость распространялась по всей Англии, католическая Франция ощущала влияние янсенизма — формы августинианства, которая учила предопределению и божественной благодати, а не добрым делам, как жизненно важным для спасения.
1582 |
Матео Риччи и его коллега начинают миссию в Китае |
1609 |
Джон Смит крестит себя и первых баптистов |
1618 |
Начинается Тридцатилетняя война |
1623 |
Родился Блез Паскаль |
1662 |
Блез Паскаль умирает |
1667 |
«Потерянный рай» Джона Мильтона |
В 1646 году Паскаль вступил в контакт с янсенизмом и познакомил его со своей сестрой Жаклин, которая, в конце концов, поступила в монастырь Порт-Рояль, центр янсенизма. Паскаль, однако, продолжал бороться духовно: он боролся с дихотомией между миром и Богом.
Затем, 23 ноября 1654 года, Паскаль пережил "окончательное обращение" во время видения распятия:
"Примерно с половины одиннадцатого вечера до половины двенадцатого. … ОГОНЬ … Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и учёных. Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир".
Он записал это переживание (называемое "Mémorial") на куске пергамента, который он носил с собой всю оставшуюся жизнь, зашив его под пальто. У него началась пожизненная связь с Порт-Роялем - хотя он, в отличие от своей сестры, так и не стал "отшельником".
Страсть ко Христу
Его величайшие произведения - не только шедевры французской прозы, но и безупречные защитники христианской веры.
"Les Provinciales", 18 эссе, рассматриваемых как блестящая ирония и сатира, нападали на иезуитов и защищали требование янсенистов вернуться к морали и веру Августина в божественную благодать. Католическая церковь поместила "Les Provinciales" в Индекс запрещённых книг, осудив, но не сумев подавить спор, который был вызван.
Сборник "Мысли" Паскаля, который он намеревался представить в качестве христианской апологии, был опубликован после его смерти. В нём он изобразил человечество подвешенным между несчастьем и счастьем и беспомощным без Бога. Люди пытаются избежать пропасти, занимаясь отвлечениями. Паскаль осудил идею о том, что только разум и наука могут привести человека к Богу. Только переживая Христа, люди могут познать Бога.
Вера приходит через "сердце", которое для Паскаля было не просто чувствами и сентиментальностью, но интуицией, понимающей без использования разума. И Божья благодать делает это: "Не удивляйтесь при виде простых людей, которые веруют без рассуждений. Бог заставляет их любить Его и ненавидеть себя. Он склоняет их сердца к вере. Мы никогда не будем верить с сильной и беспрекословной верой, если Бог не коснётся наших сердец; и мы будем верить, как только Он это сделает".
В "Мыслях" Паскаль также приводит свой знаменитый аргумент в пользу веры: пари. Поскольку разум не может дать абсолютной уверенности, утверждал он, каждый человек должен рискнуть поверить во что-то. Когда дело доходит до христианской веры, сказал он, мудрый человек поставит на это, потому что "если вы выиграете, вы выиграете всё; если вы проиграете, вы ничего не потеряете".
Вольтер и другие учёные называли Паскаля безрадостным фанатиком. Невесёлый или нет, он прожил большую часть своей жизни с хрупким телом, и его многочисленные болезни, наконец, взяли своё в возрасте 39 лет.
|