Немецкий теолог и сопротивленец
|
"Для немецкого народа время Гитлера исполнилось. Именно благодаря Гитлеру Христос, Бог-помощник и Искупитель, стал действенным среди нас. … Гитлер - это путь Духа и воля Божья для того, чтобы немецкий народ вошёл в Церковь Христову". Так говорил немецкий пастор Герман Грюнер. Другой пастор выразился более лаконично: "Христос пришёл к нам через Адольфа Гитлера".
Немецкий народ был настолько подавлен после поражения в Первой мировой войне и последовавшей за ней экономической депрессии, что харизматичный Гитлер казался ответом нации на молитву — по крайней мере, для большинства немцев. Единственным исключением был теолог Дитрих Бонхёффер, который был полон решимости не только опровергнуть эту идею, но и свергнуть Гитлера, даже если это означало его убийство.
От пацифиста к заговорщику
Бонхёффер не был воспитан в особо радикальной среде. Он родился в аристократической семье. Его мать была дочерью проповедника при дворе кайзера Вильгельма II, а отец был известным неврологом и профессором психиатрии в Берлинском университете.
Все восемь детей воспитывались в либеральной, номинально религиозной среде и поощрялись к увлечению литературой и изящными искусствами. Мастерство Бонхёффера в игре на фортепиано, на самом деле, заставило некоторых в его семье поверить, что он направлялся к карьере в музыке. Когда в возрасте 14 лет Дитрих объявил, что намерен стать священником и богословом, семья была недовольна.
Бонхёффер окончил Берлинский университет в 1927 году, в возрасте 21 года, а затем провел несколько месяцев в Испании в качестве помощника пастора немецкой общины. Затем он вернулся в Германию, чтобы написать диссертацию, которая даст ему право на назначение в университет. Затем он провёл год в Америке, в Нью-Йоркской Union Theological Seminary, прежде чем вернуться на должность преподавателя в Берлинском университете.
В эти годы Гитлер пришёл к власти, став канцлером Германии в январе 1933 года и президентом полтора года спустя. Антисемитская риторика и действия Гитлера усилились, как и его оппозиция, в которую входили такие люди, как теолог Карл Барт, пастор Мартин Нимоллер и молодой Бонхёффер. Вместе с другими пастырями и богословами они организовали Исповедующую Церковь, которая публично объявила в своей Декларации Бармена (1934) о своей верности прежде всего Иисусу Христу: "Мы отвергаем ложное учение о том, что церковь может и должна признавать ещё другие события и силы, личности и истины божественным откровением наряду с этим одним Словом Божьим … "
В то же время Бонхёффер написал "Цена ученичества" (1937) - призыв к более верному и радикальному послушанию Христу и суровый упрёк удобному христианству: "Дешёвая благодать проповедует прощение, не требуя покаяния, крещение без церковной дисциплины, Причастие без исповеди. … Дешёвая благодать - это благодать без ученичества, благодать без креста, благодать без Иисуса Христа, живого и воплощённого".
1885 |
Документальная гипотеза Юлиуса Велльгаузена |
1886 |
Начинается Студенческое волонтёрское движение |
1895 |
Фрейд публикует первую работу по психоанализу |
1906 |
Дитрих Бонхеффер родился |
1945 |
Дитрих Бонхеффер умирает |
1951 |
Публикуются «Письма и бумаги из тюрьмы» Дитриха Бонхёффера |
В это время Бонхёффер преподавал пасторам в подпольной семинарии Финкенвальде (правительство запретило ему открыто преподавать). Но после того, как семинария была обнаружена и закрыта, Исповедующая Церковь стала всё более неохотно выступать против Гитлера, а моральная оппозиция оказалась всё более неэффективной, поэтому Бонхёффер начал менять свою стратегию. До этого момента он был пацифистом и пытался противостоять нацистам с помощью религиозных действий и моральных убеждений.
Он записался в немецкую секретную службу (чтобы служить двойным агентом — во время поездок на церковные конференции по Европе он должен был собирать информацию о местах, которые посещал, но вместо этого он пытался помочь евреям избежать нацистского гнёта). Бонхёффер также стал частью заговора с целью свержения, а затем и убийства Гитлера.
Поскольку его тактика менялась, он отправился в Америку, чтобы стать приглашенным лектором. Но он не мог избавиться от чувства ответственности за свою страну. Через несколько месяцев после своего приезда он написал теологу Рейнхольду Нибуру: "Я совершил ошибку, приехав в Америку. Я должен пережить этот трудный период нашей национальной истории вместе с христианским народом Германии. Я не буду иметь права участвовать в восстановлении христианской жизни в Германии после войны, если не разделю испытания этого времени со своим народом".
Бонхёффер, хотя и был посвящён в различные заговоры против Гитлера, никогда не был в центре этих планов. В конце концов, его усилия сопротивления (в основном его роль в спасении евреев) были раскрыты. Апрельским днём 1943 года двое мужчин приехали на чёрном "Мерседесе", посадили Бонхёффера в машину и отвезли в тюрьму Тегель.
Радикальные размышления
Бонхёффер провёл два года в тюрьме, переписываясь с семьей и друзьями, пастырствуя над сокамерниками и размышляя о значении слова "Иисус Христос сегодня". По мере того как шли месяцы, он начал излагать новую теологию, сочиняя строки, вдохновлённые его размышлениями о природе христианского действия в истории.
"Бог позволяет вытолкнуть себя из мира на крест", - писал он. "Он слаб и бессилен в мире, и это именно тот путь, единственный путь, по которому Он с нами и помогает нам. [Библия] ... совершенно ясно показывает, что Христос помогает нам не в силу Своего всемогущества, но в силу Своей слабости и страдания. … Библия направляет человека к Божьему бессилию и страданию; только страдающий Бог может помочь".
В другом отрывке он сказал: "Быть христианином не значит быть религиозным каким-то особым образом, делать из себя что-то (грешника, кающегося или святого) на основе того или иного метода, но быть человеком - не прообразом человека, но человеком, которого Христос создаёт в нас. Христианина делает не религиозный акт, а участие в страданиях Божиих в мирской жизни".
В конце концов, Бонхёффера перевели из Тегеля в Бухенвальд, а затем в лагерь смерти во Флоссенбюрге. 9 апреля 1945 года, за месяц до капитуляции Германии, он был повешен вместе с шестью другими участниками сопротивления.
Десять лет спустя лагерный врач, который был свидетелем повешения Бонхёффера, описал эту сцену так: "Заключённых ... выводили из камер, и им зачитывали приговоры военного трибунала. Через полуоткрытую дверь одной из камер я увидел пастора Бонхёффера, который, прежде чем снять тюремную одежду, стоял на коленях и горячо молился своему Богу. Я был глубоко тронут тем, как молился этот милый человек, такой набожный и уверенный, что Бог услышал его молитву. На месте казни он снова прочитал молитву, а затем поднялся по ступеням к виселице, храбрый и спокойный. Его смерть наступила через несколько секунд. За те почти 50 лет, что я работаю врачом, я едва ли когда-либо видел, чтобы человек умирал, полностью подчиняясь воле Бога".
Тюремная переписка Бонхеффера, в конце концов, была отредактирована и опубликована в виде «Писем и бумаг из тюрьмы», что вызвало много споров и движение "смерть Бога" 1960-х годов (хотя близкий друг Бонхёффера и главный биограф Эберхард Бетге сказал, что Бонхёффер не подразумевал ничего подобного). Его «Цена Ученичества», как и «Совместная Жизнь» (о христианской общине, основанной на его учении в подпольной семинарии), остаются религиозной классикой.
|