Когда Джон Смит был сослан в Амстердам из своей родной Англии, он собрал вокруг себя три дюжины своих последователей. Бывший англиканский проповедник и кембриджский стипендиат прочёл исповедь веры, а затем крестил себя сам.
Этот наглый поступок шокировал даже тех, кто вместе со Смитом презирал государственную церковь Англии. Амстердамский сепаратист Ричард Бернард прозвал его "Се-баптистом" (самокрещенцем). Хотя последователи Смита предпочитали термин "Христиане, крещённые по исповеданию своей веры", более короткое, уничижительное "се-баптист", позже было сокращенно до "баптист", и так осталось.
Недостаточно реформированная
Хотя его ранние годы потеряны для истории, Смит родился в то время, когда Реформация, казалось, остановилась — смерть Лютера, Контрреформационный совет Трента и разрыв Англии с Римом произошли всего за десять лет до его рождения. Смит учился на англиканского священника в Колледже Христа в Кембридже, но всё больше разочаровывался в церкви — не только в Риме, но и в Лютере, Кальвине, Цвингли и особенно в своей собственной Англиканской церкви. Всего через шесть лет после того, как он стал городским проповедником в Линкольне в 1600 году, он полностью отказался от англиканства.
После нескольких лет врачебной практики Смит присоединился к группе единомышленников-сепаратистов, которые хотели создать церковь верующих, не связанных церковными или епархиальными границами. Вместе они "будут ходить всеми путями Его [Христа], которые известны или будут известны среди них ... чего бы это им ни стоило".
Чего им это стоило, так это была их родина. Когда Яков I взошёл на престол в 1603 году, он начал преследовать сепаратистов. "Я заставлю их смириться", - поклялся он, - "или я выгоню их из страны".
Группа Смита из 50 человек или около того бежала в Амстердам, который был известен своей религиозной терпимостью и своей уже значительной общиной сепаратистских изгнанников. И всё же Смит не считал их родственными душами. Он боролся с ними за использование Священного Писания в богослужении (Смит выступал против использования английских переводов), пение псалмов, чтение проповедей и сбор пожертвований — всё это он осуждал.
Смит, который хотел создать церковь, подобную описанной в Книге Деяний, также боролся против любых попыток создать иерархию. Каждая община, а не служители общины, была высшей властью после Бога, писал он в 1607 году в своих «Принципах и выводах относительно видимой церкви». Библия, по его мнению, допускала только епископов (также называемых старейшинами) и диаконов — и даже они подчинялись мирянам. В следующем году он продолжал публиковать свои разногласия с сепаратистами в «Различиях Церквей Отделения».
К меннонитам
Амстердам Смита был также домом для многих анабаптистов-меннонитов, которые в течение двух поколений практиковали крещение взрослых, основанное на личном исповедании веры. В этом вопросе Смит окончательно порвал с сепаратистами. Если Англиканская церковь была, как он считал, "Церковью Антихриста", то и её крещение должно быть ложным. На самом деле, писал он в "Характере зверя" (1609), крещения всех существующих церквей были ложными. А в Новом Завете даже не упоминается крещение младенцев — только крещение верующих взрослых.
"Крещение — это не омовение водой", - писал он, "но это крещение Духом, исповедание устами и омовение водой; как же может человек без великой глупости омыться водой, которая есть наименьшее и последнее из крещений?"
Поэтому, полагая, что не существует истинной церкви, от которой можно было бы получить действительное крещение, Смит крестился сам. "У человека, который сам себя воцерковляет, есть веские основания", - оправдывался он. "Ибо два человека поодиночке не есть церковь; так пусть два человека возложат на себя крещение". Затем он крестил ещё 36 человек, включая Томаса Хелвиса, который позже вернулся в Англию и основал там первую постоянную баптистскую церковь.
Чем больше Смит общался с меннонитами, тем больше они ему нравились. И чем больше он убеждался в том, что крещение — как и его рукоположение в англиканскую церковь и принятие сепаратистских учений — было ошибкой. "Мы непостоянны в заблуждениях", - писал он. В конце концов, Смит подал заявку на вступление в ряды меннонитов. Хелвис, который соглашался со Смитом почти по всем пунктам, но не мог принять меннонитское учение о Христе и преемственности служителей, рекомендовал церкви отлучить Смита, тогда ещё больного, от церкви. В 1611 году они согласились. Смит продолжал отстаивать свою принадлежность к меннонитам вплоть до своей смерти в 1612 году. Но по сей день его помнят не как меннонита, а как первого Баптиста.
Категория: История |
Просмотров: 694 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |