Историки обычно датируют начало современного миссионерского движения 1792 годом, путешествием Уильяма Кэри в Индию. Но целых 150 лет назад пуританин Джон Элиот проповедовал коренным американцам — хотя долговременное влияние его работы было разрушено страхами колонистов.
Впечатлённый силой благочестия
Элиот родился в богатой семье в Херфордшире, Англия. После окончания Кембриджа в 1622 году он попал под влияние пуританского пастора Томаса Хукера, человека, главным образом ответственного за его обращение: "Когда я пришёл в эту благословенную семью", - писал позже Элиот, "я тогда увидел, как никогда раньше, силу благочестия в его живой силе и действенности".
В 1631 году, когда лидеры англиканской церкви начали гнать пуритан, Элиот эмигрировал в Роксбери, штат Массачусетс. Там он стал пастором церкви, в которую входили многие его английские друзья. В следующем году он женился на Энн (Ханне) Мамфорд.
Главным наследием ранних лет Элиота стала первая книга, изданная в Америке: "Книга псалмов залива" (1640), в которой псалмы были помещены в метрические стихи.
Джонатан Эдвардс становится пастором в Нортгемптоне
Элиот был типичным пуританином: он был умерен, ел только одно простое блюдо. Он также отказался от табака, париков и длинных волос для мужчин. Но в этом он был уникален: он глубоко заботился об индейцах, населявших Новую Англию. В Роксбери он начал изучать алгонкинский и к 1647 году проповедовал на родном языке индейцев. Он начал переводить и в 1663 году опубликовал всю Алгонкинскую библию — первую Библию, напечатанную в Америке.
К сожалению, он был продуктом своего времени: он путал христианство с английской культурой. Он откладывал многие индийские крещения "до тех пор, пока они не пришли к гражданскому сожительству, управлению и труду, на которые их поставят определённые условия жизни". Другими словами, до тех пор, пока они не начали жить как англичане, "они не были настолько способны довериться этому сокровищу Христа".
Это означало, среди прочего, стрижку мужчин, английскую одежду для всех и переселение индейцев в деревни по образцу английских городов. К 1674 году насчитывалось 14 таких городов с общим числом 1100 "молящихся индейцев", как их называли.
Служение разбитым отрядам
Эта система дала некоторым индейцам зачатки христианской веры и некоторую подготовку для служения. Но это также изолировало их как от их собственного народа (чью культуру они должны были отвергнуть), так и от их английских спонсоров (им даже не разрешалось вступать в пуританские церкви).
Во время кровавой войны короля Филиппа (1675-76) между вампаноагами и англичанами "молящиеся индейцы" оказались в самом центре. Хотя они поддерживали англичан, английские колонисты не доверяли их лояльности, окружали их и заключали в концентрационные лагеря. Война разрушила не только доверие индейцев, но и почти все экземпляры алгонкинской Библии Элиота и все индейские деревни, кроме четырёх.
Элиот не поддался унынию и продолжал служить разбитым отрядам индейцев до самой своей смерти. Деревни "молящихся индейцев" продолжали существовать и в начале восемнадцатого века.
Категория: История |
Просмотров: 645 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |