С. Рене Падилья, богослов, пастор, издатель и давний сотрудник “Международного братства евангельских студентов”, умер во вторник, 27 апреля 2021 года, в возрасте 88 лет.
Падилья был наиболее известен как “отец интегральной миссии”, теологической основы, которая была принята более чем 500 христианскими миссиями и организациями по оказанию помощи, включая "Сострадание интернэшнл" и "Видение мира". Интегральная миссия подтолкнула евангелистов по всему миру расширить свою христианскую миссию, утверждая, что социальное действие и евангелизм являются важными и неделимыми компонентами — по словам Падильи, “два крыла самолета”.
Влияние Падильи особенно ярко проявилось на конгрессе в Лозанне в 1974 году, где он выступил с зажигательной пленарной речью. Почти 2500 протестантских евангельских лидеров из более чем 150 стран и 135 конфессий собрались в Лозанне, Швейцария, на встречу, финансируемую главным образом Евангелистской ассоциацией Билли Грэма (BGEA). Один влиятельный журнал назвал собрание Лозанне “грозным форумом, возможно, самым широким собранием христиан, когда-либо проводившимся”. Когда Падилья взошёл на сцену, он нёс надежды и мечты многих евангелистов с Глобального Юга, которые стремились к равноправию в принятии решений всемирными церквями и миссионерскими организациями.
Падилья специально призвал американских евангелистов покаяться в том, что они экспортируют “американский образ жизни” на миссионерские поля по всему миру, лишенные социальной ответственности и заботы о бедных….
Термин, заимствованный из производства цельнозернового хлеба (pan integral), относился к синтезированному духовному и структурному подходу к христианской миссии, первоначально переведённому как “всеобъемлющая миссия”.
“Иисус Христос пришёл не только спасти мою душу, но и сформировать новое общество", - сказал он в Лозанне.
История жизни Падильи была удивительной по своему глобальному охвату — от бедного детства в Колумбии и Эквадоре до евангелиста, разъезжающего по всему миру. Он служил с американскими миссионерами Джимом Элиотом, Нейтом Сентом и Питом Флемингом до их безвременной смерти за пределами Кито в 1956 году; он переводил для евангелизационных собраний Билли Грэма по Латинской Америке в 1960-х годах; он разделял близкую дружбу и выступал с Джоном Стоттом в 1970-х годах; он преодолел растущий разрыв между молодым поколением евангелистов с Глобального Юга и лидерами в Соединенных Штатах и Великобритании в бурные 1960-е и 1970-е годы; и он возглавлял глобальные евангельские организации. Он также широко публиковался в богословских журналах и студенческих изданиях, таких как InterVarsity Christian Fellowship (IVC).
Большая часть наследия Падильи остаётся в Латинской Америке среди пасторов, богословов и мирских лидеров. В то время как ему часто предлагали должности в Соединённых Штатах, Падилья решил остаться в Латинской Америке, занимаясь пасторством среди бедных, возглавляя “Центр интегральной миссии Кайроса” и публикуя сотни первых латиноамериканских авторов через своё издательство Ediciones Kairos. Падилья также был одним из основателей “Латиноамериканского богословского братства” (FTL) и “Международного братства теологов евангельской миссии”, а также занимал пост президента Tearfund Великобритании и Ирландии и Сети Micah.
Карлос Рене Падилья родился в Кито, Эквадор, 12 октября 1932 года. Падилья достиг совершеннолетия вместе с американской миссионерской общиной в регионе, будучи пионером в проектах евангелизации и переводя американские радиопрограммы в подростковом возрасте для служения радио HCJB. Будучи ребенком, Падилья знал, что он другой, отмеченный религиозной идентичностью, которая была маргинализирована и исключена из более широкой латиноамериканской культурой. Отец Падильи был портным, чтобы оплачивать счета, но в душе он был евангелистом евангелической церкви. Оба его родителя стали евангельскими христианами ещё до его рождения, благодаря влиянию дяди Падильи, Эдди Вуерто, который, по словам Падильи, был одним из первых евангельских пасторов в Эквадоре.
Насаждение церквей было опасным делом в римско-католической Колумбии, куда его семья переехала в 1934 году. Их дома громили, и на него и его отца было совершено множество покушений, когда они насаждали церкви и проводили евангелизацию под открытым небом. У Падильи были шрамы от камней, брошенных в него в семилетнем возрасте, когда он шёл по улицам Боготы, пытаясь посещать местную школу.
Оглядываясь назад, Падилья отметил, что это было частью того, чтобы быть верным евангельским христианином: “В Колумбии вы должны были идентифицировать себя как евангельского христианина, и если вы это сделали, вы должны были заплатить за последствия”.
Как экономический мигрант и член общины религиозного меньшинства, Падилья был сформирован контекстом насилия, угнетения и изоляции. Связь между страданием и теологией была для Падильи органической. Будучи молодым человеком, он вспоминал, что “стремился понять значение христианской веры в отношении вопросов справедливости и мира в обществе, глубоко отмеченном угнетением, эксплуатацией и злоупотреблением властью”. Вопрос для Падильи заключался не в том, говорит ли Евангелие в сложном латиноамериканском контексте, а в том, как это делается. Эти вопросы побудили Падилью искать ответы в богословском образовании и практическом служении среди студентов колледжа.
Будучи подростком, Падилья летал на самолёте американского пилота-миссионера Нейта Сент над Эквадорскими Андами. Сент вместе с Джимом Эллиотом и Питом Флемингом организовали евангельский детский библейский лагерь в маленьком городке за пределами Кито. Когда Падилья смотрел через кабину на джунгли Амазонки внизу, он вспомнил совет Сент: “Вы собираетесь изучать теологию — будьте осторожны, не принимайте теологию непереваренной”. Когда три миссионера были убиты коренными жителями ваорани во время неудачной попытки евангелизации в 1956 году, Падилья был студентом альма-матер Эллиота, Уитонского колледжа. Их внезапная смерть оказала, по его словам, “огромное влияние” на него в Уитоне.
Прибыв в кампус осенью 1953 года, Падилья обратился за помощью к президенту школы Виктору Раймонду Эдману, который служил миссионером в Кито, работая вместе с родителями Падильи в “Союзе христиан и миссионеров”. Эдман поддержал своего нового студента, который едва говорил по-английски и был в долгу за проезд на самолёте, помогая ему найти работу и связаться с ресурсами кампуса. К 1959 году Падилья получил степень бакалавра философии и магистра теологии. Но он окончил заочно, так как уже работал в “Международном братстве евангельских студенческих движений” в Венесуэле, Колумбии, Перу и Эквадоре. (IFES — это международный орган, возникший из национальных движений, таких как “Христианское братство США” и “Христианское братство университетов и колледжей” в Великобритании).
Находясь в Латинской Америки Падилья также предложил выйти замуж своей давней подруге американке, коллеге-выпускнице Уитона и сотруднице университета Кэтрин Фезер. Он описал своё предложение руки и сердца как явно двоякое — выйти за него замуж и выйти замуж за Латинскую Америку. Её приверженность Латинской Америке как полю миссии будет играть важную роль в их совместном служении. (В конечном счете она отвергнет США и поклянётся никогда не возвращаться туда). Катарина редактировала почти всё, что писал Рене, включая его речь в Лозанне в 1974 году. Она обеспечила важнейший мост между знанием английского языка и беглым владением родным языком.
Новая роль Падильи появилась через шесть месяцев после того, как режим Фульхенсио Батисты был свергнут на Кубе коммунистическими силами, лояльными Фиделю Кастро. Восстание пробудило молодежь региона к осознанию того, что американский империализм не был неизбежным, и его успех усилил националистические тенденции, поставив под сомнение иностранные идеи. Большинство евангельских богословских материалов в Латинской Америке мало что говорили о притягательности марксистских идеологий. Возвращение из американских пригородов в бурный политический контекст Латинской Америки потрясло молодого эквадорца и поставило под сомнение его богословские категории, особенно те, которые были привиты его образованием в Уитоне.
Недовольство Падильи существующими подходами к служению, смешанное с потребностью студентов в социальном участии, подтолкнуло его к изучению инновационных решений в области миссии и теологии. Его широкие контакты с университетами и студентами в Латинской Америке времён холодной войны дали ему уникальную перспективу. Но практический опыт служения был не единственным его опытом. Его евангельское образование давало ему более широкий авторитет для участия в богословских дебатах, таких как в Лозанне.
С 1963 по 1965 год Падилья защитил докторскую диссертацию в Манчестерском университете под руководством Ф. Ф. Брюса, профессора библейской критики и экзегезы Райленда, “самого выдающегося консервативного евангельского библеиста послевоенной эпохи”, как позже описал его историк Брайан Стэнли. Обучение у Брюса сделало Падилью заслуживающим доверия в более широком евангельском мире, что в итоге привело к приглашению выступить в Лозанне и партнерству с Джоном Стоттом, что оказалось решающим для последующего включения социальных элементов в Лозаннский Завет.
В 1960-х и начале 1970-х годов Падилья начал говорить о теологической бедности Латинской Америки, сетуя на то, что местные вопросы встречают иностранные ответы. Падилья объединил усилия с коллегами из IFES Сэмюэлем Эскобаром и Педро Араном, а также миссионером Орландо Костасом, создав эклектичную коалицию неугомонных богословов. Вместе они поделились опытом жизни в несправедливых и неравных условиях во время холодной войны и разочарованием в том, как многие евангельские организации относились к латиноамериканцам.
Одно из таких разочарований произошло на спонсируемом BGEA в 1969 году “Первом латиноамериканском конгрессе по евангелизации”, более известном как по его испанской аббревиатуре - CLADE. Это мероприятие было попыткой помочь латиноамериканским пастырям и теологам увидеть опасность марксистских теологий и навязать региону теологические категории США. BGEA наблюдала, казалось бы, бесконтрольное продвижение радикальных теологических движений видными теологами-освободителями первого поколения, и приверженность традиционной протестантской евангельской миссии начала ослабевать. Но для зарождающихся латиноамериканских евангелических левых CLADE представлял собой возрождение американского евангельского патернализма и империализма. Падилья назвал конференцию “сделано в США” и сказал, что патернализм “типичен для того, как иногда проводилась работа в консервативном секторе”.
В ответ Падилья, Костас, Эскобар и другие основали Fraternidad Teologica Latinoamericana (FTL). Организация подтолкнула Падилью к публикации и подготовке ответов на мучительные миссиологические вопросы, и её первые годы обеспечили некоторые из наиболее важных контекстуальных теологических исследований для латиноамериканских протестантских евангелистов, включая книгу Падильи "Миссия между временами: Очерки о Царстве".
Падилья уже набирал известность и обострял свой критический голос еще до Лозанны. В статье 1973 года для журнала "Христианство сегодня" — первой статье журнала, непосредственно посвященной теологии освобождения, — Падилья предупредил консервативных евангелистов, чтобы они обратились к своим собственным идеологическим предубеждениям, прежде чем критиковать теологию освобождения. Он также отверг саму теологию освобождения, заключив: “Где евангельская теология, которая предложит решение с тем же красноречием, но и с более твёрдой основой в Слове Божьем?”
В июле 1974 года Катарина Фезер Падилья собрала своих детей вокруг атласа мира в их доме в баррио Флорида-Эсте в Буэнос-Айресе. Её дочь, Рут Падилья Деборст, позже вспоминала: “В тоне её голоса была какая-то непривычная настойчивость: "Сегодня, когда он выступит здесь, в Лозанне, Швейцария, — указывая на город на карте, - папа скажет некоторые вещи, которые не все захотят услышать. Давайте помолимся за него и за людей, которые его слушают”.
На конгрессе в Лозанне в 1974 году впервые лидеры Глобального Юга заняли место за столом мирового евангельского руководства, принеся с собой свою формирующуюся марку социального христианства. Латиноамериканцы говорили особенно сильным голосом, отточив свою критику как сообщества религиозных меньшинств. Редактор журнала “ Crusade Magazine” написал, что замечания Падильи “действительно подожгли конгресс" и получили "самые продолжительные аплодисменты, какие были у любого оратора до этого времени”. Даже Time выделил речь Падильи в своем освещении, назвав её “одной из самых провокационных речей встречи”.
Улучив момент из своих пленарных докладов и докладов Эскобара, Падилья вместе с Джоном Говардом Йодером собрал специальную группу из 500 участников, которую они назвали собранием “Радикального ученичества”, целью которого было дальнейшее обострение социальных элементов в проекте Лозаннского пакта. После конгресса Падилья вспомнил их радикальный документ об ученичестве как “самое сильное заявление на основе целостной миссии, когда-либо сформулированное евангельской конференцией до этой даты”. Он также объявил о смерти дихотомии между социальным действием и евангелизмом в христианской миссии.
Выступление Падильи вызвало ажиотаж. Стотт, например, ранее отвергал эту точку зрения, но публично изменил её в своей книге 1975 года "Христианская миссия в современном мире". Но это заставило нервничать многих других евангельских лидеров не только в Северной Америке и Великобритании, но и на Глобальном Юге. Генеральный секретарь InterVarsity Оливер Барклай не согласился с презентацией Падильи в Лозанне и позже в том же году предупредил его о реакции на его статью в “средствах массовой информации” и попытался обуздать молодого лидера.
В Лозанне Падилья связал миссию церкви с содержанием самой Евангельской вести — содержанием, содержащим социальные реалии. При этом он бросил вызов господствующей теологии господствующего протестантского евангелизма, согласно которой социальное участие является следствием Евангельской вести, а не присущим ей. Но для некоторых, называя социальную этику частью Евангельской вести, нервирующе попахивало социальным Евангелием и теологическим либерализмом.
Но для Падильи принятие более широкой Евангельской вести имело решающее значение для христианской миссии. “Отсутствие понимания более широких аспектов Евангелия неизбежно приводит к непониманию миссии церкви”, - сказал он. “Результатом является евангелизм, который рассматривает индивида как самодостаточную единицу - Робинзона Крузо, к которому обращён призыв Бога, как к острову”.
В последующие десятилетия Падилья помогал формировать траекторию “Лозанского Движения”, проводя коллоквиумы и конференции по всему миру. Он продолжал обострять своё послание, в том числе критикуя роль Соединённых Штатов как мировой державы. Его миссионерское наследие, пожалуй, наиболее чётко прослеживается в документах Лозаннского конгресса в Кейптауне в 2010 году. Впервые интегральная миссия была включена в официальные документы лозаннского движения.
Сегодня это стандартный язык для многих евангелистов, чтобы говорить о более широком Евангельском послании — для отдельного человека, для ближнего, для творения. Помимо глобальных собраний, Падилья проводил большую часть своего времени, проводя интегральное богословское формирование миссии с пасторами и мирскими лидерами по всей Латинской Америке через Центр междисциплинарных исследований (CETI), основанный вместе с Катариной в 1982 году.
Падилья пережил смерть его пожизненного коллеги и первой жены Катарины Фезер Падильи в 2009 году. У него осталась вторая жена, Беатрис Васкес, и пятеро детей с Катариной, Даниэлем, Маргаритой, Элизой, Сарой и Рут, а также множество внуков.