Первые 40 лет жизни Терезы не дали никакого представления о богатой глубине и продуктивности второй половины ее жизни. Урождённая Тереза де Сепеда-и-Ахумада в центральной Испании, она провела свои ранние годы со своей семьей, отдавая себя обязанностям семейной жизни. В возрасте 21 года, вопреки желанию отца, она приняла обет кармелитки в испанском монастыре “Воплощения” в Авиле.
И всё же, по её собственным словам, она духовно колебалась. Монастырь был известен своей снисходительностью, например, разрешая отношения с теми, кто находился за пределами монастыря, и разрешая мирские владения внутри. Тереза, наслаждаясь снисходительностью монастыря, ослабла в своей преданности. Затем тяжелая, продолжительная болезнь (и частичный паралич от попытки излечения) вынудила её провести три года в относительном покое, в течение которых она читала книги о духовной жизни. Когда она выздоровела и вернулась в монастырь, она возобновила то, что позже показалось ей лишь половинчатой духовностью. Об этих годах она написала в автобиографии: "Я плавала по этому бурному морю почти 20 лет с падениями и подъёмами".
И вот однажды, когда она шла по коридору монастыря, её взгляд упал на статую израненного Христа, и видение Его постоянной любви, несмотря на её непостоянство, пронзило её сердце. Мягко, но властно она попросила, чтобы Иисус начал разрушать её защиту и открыл ей причину её духовного истощения: её увлечение удовольствиями греха.
Она немедленно порвала со своим прошлым, претерпев окончательное обращение. После этого она начала испытывать глубокие мистические восторги, хотя они вскоре прошли. На всю оставшуюся жизнь она полностью отдалась своему духовному росту и обновлению кармелитских монастырей.
1497 |
Савонарола отлучён от церкви |
1506 |
Начинается работа над новым собором Святого Петра в Риме |
1512 |
Микеланджело дополняет фрески Сикстинской капеллы |
1515 |
Тереза Авильская родилась |
1582 |
Тереза Авильская умирает |
1598 |
Нантский эдикт (отменён в 1685 году) |
Духовное наследие
Тереза мечтала о создании монастырей, где молодые женщины могли бы вести жизнь в глубокой молитве и преданности. Однажды она написала: "Тот, кто не начал практиковать молитву, я умоляю о любви Господа не уходить без такого великого блага. Здесь нечего бояться, есть только то, чего можно желать". Тереза целыми днями путешествовала по сельской местности, основывая реформированные (или "обесчещенные", что означает "без обуви", то есть более простые) монастыри кармелитов. Она убедила Иоанна Креста присоединиться к ней в этой работе.
Её успех как администратора и реформатора (она основала 14 монастырей) был отчасти обусловлен её природным лидерским даром, её упорством перед лицом невзгод (особенно со стороны пожилых кармелиток, которые возмущались её реформами) и острым чувством юмора. Однажды, когда она молилась о своих многочисленных испытаниях и страданиях, ей показалось, что она услышала, как Бог сказал: "Но вот как я отношусь к Своим друзьям". Тереза ответила: "Неудивительно, что у Тебя так мало друзей".
Тем не менее, именно её дар духовного руководства, практикуемый лично с монахинями и публично в её трудах, известен сегодня.
Она не решалась изложить свои идеи на бумаге, и начальству пришлось приказать ей сделать это. К счастью для последующих поколений, она подчинилась: её три работы, “Автобиография”, "Путь совершенства" и "Внутренний замок", содержат некоторые из самых глубоких прозрений в духовной жизни, когда-либо написанных.
Возьмём один пример, который многие считают её шедевром: Интерьер замка описывает душу как "замок, полностью сделанный из алмаза или очень прозрачного кристалла, в котором есть много комнат". Кто-то наверху, кто-то внизу, кто-то по бокам, “а в самом центре и в середине находится главное место обитания, где происходят очень тайные обменs между Богом и душой". Тереза хотела научить своих читателей, как войти в этот замок, то есть как молиться, чтобы они могли более тесно общаться с Богом.
Для Терезы молитва - источник христианской жизни и источник всех нравственных добродетелей. Молитва — это ещё не всё, но без молитвы ничто другое невозможно. Молитвой душа входит в “Замок”, и молитвой душа продолжает путешествие. Под этим зонтиком молитвы Бог действует таинственным, часто непредсказуемым образом, и душа сильно преображается. Без активного подчинения души Бог не сдвинется с места (хотя человеческие усилия не могут сделать то, что должен сделать только Бог).
От Первого Места Обитания, где душа начинает молиться, до Седьмого Места Обитания, где душа, соединённая с Богом, находит как совершенный покой, так и глубочайшее страдание, человек строит на молитве и постепенном освобождении от вещей этого мира. Но в отличие от её партнера по реформам, Иоанна Креста, понимание Терезой разобщённости не является аскетическим. Напротив, для Терезы истинное страдание происходит от того, что она находится в мире и служит другим. Духовный прогресс измеряется не наложенным на себя епитимьями и не сладчайшими удовольствиями мистических переживаний, а ростом постоянной любви к другим и растущим внутренним желанием исполнить волю Бога.
Эта любовь к своим сёстрам и братьям и это единение с волей Божьей побуждали Терезу к постоянным усилиям. Кому-то, кто поощрял её отдыхать, она однажды сказала: "Действительно, отдыхайте! Мне не нужен отдых, мне нужны кресты". В последние годы её здоровье пошатнулось, как и её репутация в глазах церковных властей, которые стремились ограничить её влияние. На очередной миссии служения, истощённая телом, Тереза умерла, декламируя стихи из Песни Песней.