Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
George Whitefield
Сенсационный евангелист Британии и Америки
Джордж Уайтфилд был, вероятно, самым известным религиозным деятелем восемнадцатого века. Газеты называли его "чудом века". Уайтфилд был проповедником, способным повелевать тысячами людей на двух континентах одной только силой своего красноречия. За свою жизнь он проповедовал по меньшей мере 18 000 раз, возможно, 10 миллионам слушателей.

Актёр от рождения

Будучи мальчиком в Глостере, Англия, он ненасытно читал пьесы и часто пропускал школу, чтобы попрактиковаться в своих школьных спектаклях. Позже он отрёкся от театра, но методы, которые он усвоил в молодости, проявились в его проповедях.

Он прошёл Пембрук-колледж в Оксфорде, обслуживая более богатых студентов. Там он познакомился с группой благочестивых "методистов", называвших себя "Святым клубом", во главе с братьями Уэсли, Джоном и Чарльзом. Под их влиянием он пережил "новое рождение" и решил стать миссионером в колонии Новая Джорджия по другую сторону Атлантического океана.

Когда путешествие было отложено, Уайтфилд был рукоположен в сан дьякона в англиканской церкви и начал проповедовать по всему Лондону. Он с удивлением обнаружил, что везде, где он говорил, материализовывались толпы и ловили каждое слово.

Это были не обычные проповеди. Он изображал жизнь библейских персонажей с реализмом, которого никто прежде не видел. Он плакал, он танцевал, он кричал. Среди зачарованных был Дэвид Гаррик, тогда самый известный актёр Британии. “Я бы дал сто гиней”, - сказал он, “если бы мог сказать "О", как мистер Уайтфилд".

Однажды, проповедуя о вечности, он внезапно прервал своё послание, огляделся и воскликнул: “Мне кажется, что я слышу, как [святые] поют свои вечные аллилуйи и проводят вечный день, вторя торжествующим песням радости. И не жаждете ли вы, братья мои, присоединиться к этому небесному хору?"

В конце концов Уайтфилд добрался до Джорджии, но пробыл там всего три месяца. Вернувшись в Лондон, он обнаружил, что многие церкви закрыты для его нетрадиционных методов. Затем он экспериментировал с открытой, импровизированной проповедью, где ни один документ или деревянная кафедра не стояли между ним и его аудиторией.
1675 "Pia Desideria" Спенера продвигает пиетизм
1682 Уильям Пенн основывает Пенсильванию
1707 Исаак Уоттс издает Гимны и Духовные песни
1714 Джордж Уайтфилд родился
1770 Джордж Уайтфилд умирает
1780 Роберт Рейкс начинает свою воскресную школу

Завороженные толпы

В 1739 году Уайтфилд отправился в проповедническое путешествие по американским колониям. Уайтфилд выбрал Филадельфию — самый космополитичный город в Новом Свете — в качестве своей первой американской остановки. Но даже самые большие церкви не могли вместить 8000 человек, пришедших к нему, поэтому он вывел их на улицу. Каждая остановка в путешествии Уайтфилда отмечалась рекордной аудиторией, часто превышающей население городов, в которых он проповедовал. Уайтфилд часто удивлялся тому, как толпы, "столь рассеянные за границей, могут быть собраны за столь короткое время".

Толпа также была агрессивна по духу. Как говорится в одном рассказе, толпы "толкались и топтались, чтобы услышать о "божественных вещах" от знаменитого Уайтфилда".

Однако, как только Уайтфилд начал говорить, обезумевшие толпы были заворожены. “Даже в Лондоне”, заметил Уайтфилд, “я никогда не соблюдал такого глубокого молчания".

Несмотря на то, что Уайтфилд был наставником Уэсли, он установил свой собственный богословский курс: он был убеждённым кальвинистом. Его главной темой была необходимость "нового рождения", под которым он подразумевал опыт обращения. Он никогда не призывал людей к обращению, а только провозглашал и драматизировал своё послание.

Жена Джонатана Эдвардса, Сара, заметила: "Он говорит меньше доктрин, чем обычно говорят наши американские проповедники, и больше стремится воздействовать на сердце. Он прирожденный оратор. Предубеждённый человек, я знаю, мог бы сказать, что всё это театральная выдумка и демонстрация, но не так подумает тот, кто видел и знал его".

Уайтфилд также сделал рабовладельческую общину частью своего возрождения, хотя он был далёк от аболиционизма. Тем не менее он всё чаще искал аудиенций рабов и писал от их имени. Отклик был настолько велик, что некоторые историки датируют его как основание афроамериканского христианства.

Везде, где проповедовал Уайтфилд, он собирал средства для сиротского приюта, который он основал в Джорджии во время своего краткого пребывания там в 1738 году, хотя сиротский приют оставил его глубоко в долгах на большую часть его жизни.

Духовное возрождение, которое он зажёг, Великое Пробуждение, стало одним из самых формирующих событий в американской истории. Его последняя проповедь в этом туре была произнесена в “Бостонском общинном собрании” перед 23 000 человек, вероятно, самым большим собранием в американской истории на тот момент.

"Сцены неконтролируемого бедствия"

Затем Уайтфилд обратил свой взор на Шотландию, в которую он совершил 14 визитов в своей жизни. Самым драматичным его визитом был второй, когда он посетил маленький городок Камбусланг, который уже переживал пробуждение. Его вечерняя служба собрала тысячи людей и продолжалась до 2:00 утра. "Были сцены неконтролируемого бедствия, как на поле битвы. Всю ночь в полях слышался голос молитвы и хвалы". Уайтфилд заключил: "Это далеко превзошло всё, что я когда-либо видел в Америке".

В субботу Уайтфилд вместе с местными пасторами проповедовал примерно 20 000 человек на служениях, которые продолжались до глубокой ночи. На следующее утро более 1700 причастников выстроились вдоль длинных столов для причастия, установленных в палатках. Повсюду в городе, вспоминал он, "можно было слышать, как люди молились и восхваляли Бога".

Культурный герой

С каждой поездкой через Атлантику он становился всё популярнее. Действительно, большая часть ранних споров, которые окружали пробуждения Уайтфилда, исчезла (критики жаловались на чрезмерный энтузиазм как проповедника, так и толпы), и бывшие враги потеплели к смягчённому Уайтфилду.

До того, как его поездки по колониям были завершены, практически каждый мужчина, женщина и ребёнок хотя бы раз слышали "Великого странника". Влияние Уайтфилда в Америке было настолько велико, что его по праву можно назвать первым культурным героем Америки. В самом деле, до Уайтфилда вряд ли какое-либо имя, кроме королевской фамилии, было одинаково известно от Бостона до Чарльстона.

Жизненные успехи Уайтфилда на кафедре не соответствовали его личной семейной жизни. Как и многие странствующие люди его времени, Уайтфилд с подозрением относился к браку и боялся, что жена станет соперницей на кафедре. Когда он, под конец, женился на пожилой вдове, Элизабет Джеймс, союз, казалось, никогда не расцветал в глубоко интимные отношения.

В 1770 году 55-летний священник продолжил своё проповедническое путешествие по колониям, как будто он всё ещё был молодым странником, настаивая: "Я скорее изношусь, чем заржавею". Он игнорировал признаки опасности, в частности астматические "простуды", которые приносили "большие трудности" с дыханием. Его последняя проповедь состоялась в поле, на большой бочке.

"Он говорил о неэффективности дел, чтобы заслужить спасение”, - рассказывал один из слушателей для прессы, “и вдруг громовым голосом воскликнул: "Дела! Дела! Делами человек попадает на небеса! С таким же успехом я мог бы взобраться на Луну по песчаной верёвке".

На следующее утро он умер.

Категория: История | Просмотров: 883 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Пробуждение, англия, Америка
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 44
500

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024