Мистический основатель францисканцев
|
Трудно однозначно думать о Франциске Ассизском. Первое, что приходит на ум — это кроткий святой, который проповедовал птицам, приручал волков и бродил по цветущим полям, купаясь в любви Божьей. Но также трудно представить, как такая добрая фигура могла перевернуть вверх дном Европу XIII века.
На самом деле Франциск был сложной фигурой, человеком, который, как утверждали современники, пережил Нагорную проповедь лучше, чем кто-либо другой, за исключением, конечно, человека, который первым её произнес. Если это даже близко к истине, то легче понять, почему он произвёл такое впечатление на свой век и на все последующие.
От отшельника к страннику
Он родился в Ассизи, Италия, как Джованни Франческо Бернардоне, сын богатого купца. В молодости Фрэнсис вёл мирскую, беззаботную жизнь. Один из ранних биографов сказал: "Он ужасно растрачивал своё время. Действительно, он затмевал всех своих друзей в развлеченьях". В 1202 году он отправился на битву против города Перуджи, полный юношеских мечтаний о воинской славе. Но во время битвы он попал в плен, и прошёл год, прежде чем его отец смог договориться о выкупе. За этим последовал год восстановления в Ассизи - год, в течение которого Франциск, которому было чуть за двадцать, медленно преображался. Во время болезни он видел сны и видения. Однажды, когда он молился в полуразрушенной церкви в Сан-Дамиано, на окраине Ассизи, он услышал, как Христос трижды сказал с распятия: "Франциск, пойди почини Мой дом, который, как ты видишь, полностью разрушается". Франциск понимал, что ему предстоит восстановить церковь, в которой он молился (хотя его последователи позже увидят в этом его призыв реформировать церковь), поэтому он начал распродавать семейные вещи, чтобы собрать деньги на ремонт.
Когда отец узнал об этом, он пришёл в ярость. Он потащил Франциска к местному епископу, чтобы заставить сына изменить своё неподобающее поведение и отплатить ему. Во время беседы Фрэнсис снял с себя одежду и аккуратно сложил её перед отцом. "До сих пор я называл тебя отче", — сказал он ему, - “но теперь я могу сказать со всей честностью: "Отче наш, сущий на небесах". Он вышел из собора, чтобы стать отшельником - "побыть в одиночестве и тишине", - отмечал один биограф, "чтобы услышать тайны, которые Бог мог открыть ему".
Последовали и другие вдохновения. Однажды в церкви он услышал из Евангелия от Матфея: "Не бери ни золота, ни серебра, ни меди в свой кошелек, ни мешка для путешествия, ни двух туник, ни сандалий, ни посоха". Он воспринял это буквально и начал странствующую жизнь: он намеревался жить в полной простоте и проповедовать Евангелие, которое обычно подразумевало строгие предписания покаяться. "Он осуждал зло всякий раз, когда находил его", - писал один из ранних биографов, "и не делал никаких попыток смягчить его; его греховная жизнь встречала откровенный упрёк, а не поддержку".
Фрэнсис был более строг, чем позволяет людское воображение. Зимой он иногда бросался в канаву, полную льда, и оставался там до тех пор, пока не исчезали все следы греховного искушения. Чтобы избежать похоти, он всякий раз, разговаривая с женщиной, устремлял взгляд в небо или на землю.
Хотя Фрэнсис был известен своей заразительной радостью, он терпеть не мог смеха и пустых слов. Он не только не хотел смеяться, но даже не давал другим ни малейшего повода для смеха".
1141 |
Хильдегарда Бингенская начинает писать |
1150 |
Основаны университеты Парижа и Оксфорда |
1173 |
Начинается вальденсовское движение |
1182 |
Родился Франциск Ассизский |
1226 |
Франциск Ассизский умирает |
1232 |
Григорий IX назначает первых "инквизиторов" |
К 1209 году он собрал небольшую группу "братьев" (12 человек, пожелавших принять участие в его жизни и служении). Он написал “Правило” и отправился в Рим, чтобы получить одобрение церкви на свою работу. Это стало Первым орденом францисканцев, и Франциск был избран настоятелем.
Женщины также были очарованы посланием Франциска, и когда Франциск принял богатую молодую женщину из Ассизи по имени Клара, был основан Второй орден францисканцев, также известный как Бедные Клары. (Третий орден францисканцев, который Франциск основал в 1221 году, предназначен для тех, кто ведёт свою светскую жизнь, пытаясь жить по измененному францисканскому правилу).
Франциск странствовал по всей Италии и в какой-то момент пересёк Средиземное море, посетил экспедицию крестоносцев в Египте, пересёк вражеские линии и попытался обратить мусульманского султана. Султана это не убедило, но посланец произвёл на него такое впечатление, что он предоставил ему безопасный проход обратно.
Объятия смерти
Вскоре его братья (называемые монахами и быстро увеличивающиеся в числе) совершали поездки во Францию, Испанию, Германию, Англию, Венгрию и Турцию, проповедуя весть покаяния, евангельской простоты и радикального послушания учению Христа.
Это была эпоха, как и многие другие, в которой коррупция заразила церковные круги и безразличие проникло в мирян. Но, как заметил один современник, в результате проповеди францисканских братьев и сестёр "люди обоего пола, богатые и мирские, отреклись от собственности и из любви ко Христу повернулись спиной к миру". Короче говоря, Франциск положил начало религиозному пробуждению, которое распространилось по всей Европе.
С ростом ордена возникли осложнения. Правило, которое служило небольшой группе, было недостаточным для большой организации, в которую преобразовывались францисканцы. Сам Франциск чувствовал свою неспособность продолжать руководить большой организацией, поэтому, написав новое Правило и Завещание (в некотором смысле, последнее пожелание), призывая своих братьев сохранить примитивные стандарты, используемые с самого начала, он ушёл с поста главы ордена.
В последние годы жизни Франциск популяризировал живые ясли, чтобы подчеркнуть бедность, в которой родился Христос. В 1224 году, в уединении на вершине горы, Франциск пережил мистическую встречу, которая оставила его с кровоточащими ранами на ногах, руках и боку — первый зарегистрированный случай стигматов.
Когда ему перевалило за сорок, болезнь измучила его тело, окончательно лишив зрения.
В последние годы жизни он сочинил свою знаменитую “Песнь о Брате Солнце”. Из этого стихотворения Франциск получает заслуженную репутацию человека, упивающегося Божьим творением:
"Хвала Тебе, мой Господь, со всеми Твоими созданиями, особенно с сэром братом Солнцем,
Кто есть день и через кого Ты даёшь нам свет …"
В стихотворении Франциск также восхвалял "Брата Ветра", "Брата Огня" и "Сестру Матерь-Землю". Что многие забывают, так это то, что ближе к концу стихотворения он написал следующее:
"Хвала Тебе, мой Господь, через нашу Сестру Телесную Смерть, от которой не может спастись ни один человек.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе.
Блаженны те, кого смерть найдет в Твоей святейшей воле. …"
Такова была смерть Франциска, чья жизнь была так ясно посвящена "святой воле" Бога, что он был канонизирован в течение двух лет — чрезвычайно быстро по римско-католическим стандартам.
После смерти Франциска францисканцы продолжали расти и — ирония судьбы для ордена, которому их основатель однажды сказал "ничего не присваивать себе, ни дома, ни места, ни чего—либо еще", - вскоре стали довольно богатыми. В Ассизи была построена потрясающая базилика, и мощи Франциска были перенесены туда в 1230 году.
|