Эти 21 героя Пятидесятницы вышли из Пятидесятническо-харизматического движения
От домашних молитвенных собраний до продуваемых сквозняками палаток и богато украшенных часовен семинарии, от солнечной Калифорнии до глухих лесов Кентукки и сверкающих городских пейзажей Нью-Йорка, Торонто и за их пределами, ветер Святого Духа дул в пятидесятническо-харизматическом движении уже более века. Вот некоторые из тех, кто почувствовал его тепло.
Женщина-предтеча
В 1857 году, в возрасте 13 лет, робкая фермерша из Огайо не знала, что делать с Божьим призывом "идти по дорогам и изгородям и собирать заблудших овец". Её церковь даже не допускала женщин за кафедру. Мария Вудворт-Эттер не осмеливалась выступать публично до 35 лет. Но вскоре люди начали откликаться на её призыв к спасению. Она путешествовала по всей Америке, от Чикаго до Атланты, от Сан-Франциско до Канзас-Сити. Рассказы о чудесных исцелениях начали накапливаться. Во Фрамингеме, штат Массачусетс, её арестовали за то, что она занималась медициной без лицензии, но освободили, когда слишком много граждан пришли подтвердить своё исцеление. Её главная защита: "Сила Божья, которая была дана апостолам в их дни, никогда не была отнята у церкви. Пусть Святой Дух действует так, как это согласуется со Словом Божьим".
Человек, который сказал: "Да, Господи"
Единственным главой деноминации, который действительно появился в Миссии на Азуза-стрит (вместо того, чтобы просто комментировать издалека), был Чарльз Х. Мейсон, который проехал поездом почти 2000 миль от Мемфиса в марте 1907 года, чтобы увидеть, что это за излияние Духа. Там он нашёл чернокожих, таких же, как он, плечом к плечу с белыми, мексиканцами, китайцами и другими, ищущими Божьей полноты — вопреки законам Джима Кроу той эпохи. Проповедь произвела на него впечатление, но он занервничал, когда белые братья захотели наложить на него руки. "В ту ночь”, - писал он позже, “Господь сказал мне, что Иисус видел все несправедливости этого мира, но не пытался исправить их, пока Бог не осенил Его Святым Духом. И Он сказал, что я не лучше моего Господина ... поэтому я сказал Богу "да". Сегодня его Церковь Бога во Христе (COGIC) является одной из пяти крупнейших деноминаций США.
Возгорание на улице Азуза
Презираемый "Лос-Анджелес Таймс" как "старый цветной проповедник" (хотя ему было всего 35 лет), Уильям Сеймур был главным старейшиной Миссии на Азуза-стрит, где служения проводились ежедневно в течение более трёх лет (1906-1909), начиная с середины утра и продолжаясь до поздней ночи. Один очевидец писал: "Там не было никакой гордости. Ищущие души могли быть найдены под властью почти в любой час. ... В этом старом здании с низкими стропилами и голым полом Бог разбирал сильных мужчин и женщин на части и снова соединял их во славу Свою". Что касается расовых вопросов, "Цветные различия были омыты кровью". Пламя Азузы быстро распространилось по всей Америке, в Канаду, затем в Европу и по всему земному шару. Твёрдая рука Сеймура показала в его максиме: "Мы измеряем всё Словом; каждый опыт должен соответствовать Библии. Некоторые говорят, что это заходит слишком далеко, но если мы жили слишком близко к Слову, мы уладим это с Господом, когда встретимся с Ним в воздухе".
"Сестра" каждого
Газетные репортёры 1920-х и 30-х годов не могли оторвать глаз от энергичной евангелистки канадского происхождения Эйми Сэмпл Макферсон. Постоянно ходили слухи о её массовых собраниях, её новаторской радиостанции, её творческих драмах, её выступлениях на Параде роз в Лос-Анджелесе и длинных очередях людей, ожидающих, чтобы попасть в храм Ангелуса, трехэтажную церковь, которую она построила — самую большую в стране в то время (5300 мест). Голливудские знаменитости заполняли места рядом с простыми людьми, чтобы услышать то, что "Сестра Эйми" называла Четырёхугольным Евангелием (Иисус Христос, наш Спаситель, Целитель, Креститель и Грядущий вскоре Царь). Будущий актер, удостоенный премии "Оскар", Энтони Куинн играл на трубе в её оркестре; даже Чарли Чаплин однажды пробрался туда, чтобы посмотреть происходящее. Было ли это просто проявлением её выдающейся личности? Возможно, это была её бесстрашная смелость - попытаться сделать то, на что другие женщины в ту эпоху никогда бы не осмелились? “Нет”, сказала она. “Вс` это вытекало из "настоящего крещения Святым Духом и огнём".
Раскачивающий лодку
Традиция уже утвердилась в пятидесятнической практике к 1940-м годам, когда проповедники говорили, что единственный путь к наполнению Духом - это "задержаться" у алтаря, то есть провести долгие часы, умоляя (даже плача), чтобы Дух пришёл с потоком языков. J. E. (Jack) Stiles, калифорнийский пастор, заметил, что, по крайней мере, в трёх случаях (Деяния 8, 9, 19), верующие быстро получали (Духа) через возложение рук. Поэтому он предложил искателям просто сесть в первом ряду церкви, прекратить любое использование английского языка, открыть рот и "вдохнуть" Дух Божий. Затем он шёл вдоль линии, касаясь каждой головы, и через несколько минут давно разочарованные искатели начинали говорить на новых языках. Когда Стайлз и его жена путешествовали в течение следующего десятилетия, она пыталась следить за крещениями Духом, но в конце концов сдалась, когда перевалило за 10 000. Подход Стайлза, хотя и спорный поначалу, стал мейнстримом, когда началось харизматическое обновление.
Целостность для тела и ума
Выросшая в Китае в семье пресвитерианских миссионеров, Агнес Сэнфорд любила Бога. Но как только она вернулась в Штаты, вышла замуж за епископального священника и родила троих детей, она почувствовала, что её жизнь ограничена, а силы истощены требованиями дома и прихода. Когда у её младшего ребенка (18 месяцев) развилась ушная инфекция и лихорадка, которая не проходила в течение шести недель, она стала ещё более подавленной. Затем рядом остановился епископский священник и помолился за него; хнычущий мальчик сразу же заснул крепким сном — и проснулся здоровым. С этого момента Сэнфорд начала служить свободе и радости женщинам, а также мужчинам. Она никогда не стремилась выступать перед большой аудиторией, но её книга "Исцеляющий свет" (1947) стала бестселлером. Она стала тем, что некоторые сегодня называют "матерью движения внутреннего исцеления".
Харизматический кардинал
22 октября 1963 года, во время исторического Ватиканского собора II, один из высокопоставленных итальянских кардиналов высказал мнение, что любые харизматические дары должны быть ограничены духовенством. Лео Йозеф Сюненс из Бельгии открыто не согласился. "Эти особые дары Святого Духа церкви существуют и сегодня", - сказал он. "Без пастырей церковь была бы недисциплинированной, но без харизмы она была бы бесплодной. Поэтому пастыри должны прислушиваться к предостережениям святого Павла и заботиться о том, чтобы не угасить Духа". После этого Свененс стал неофициальным связующим звеном папы с католическими харизматиками по всему миру. Он был достаточно проницателен, чтобы признать, что пятидесятники иногда впадают в крайности, но он сказал с улыбкой: "Когда вы зажжете лампу в темноте, вы привлечете несколько комаров". Его мудрые труды продолжают служить руководством и по сей день, даже получив одобрение от нынешнего лидера Католической церкви Папы Франциска.
Строитель моста
Когда целый зал методистского духовенства встретился с южноафриканцем Дэвидом дю Плесси, чтобы задать вопросы о работе Святого Духа, они общались часами. В конце группа подняла вопрос: "Почему вы единственный пятидесятник, которого мы пока нашли, который пришёл к нам с любовью и проявил такой интерес к нашему духовному благополучию?" Влияние Дю Плесси в самых разных уголках мира, включая Северную Америку и Европу, открыло для него двери от Всемирного совета церквей до престижных семинарий (Йель, Юнион, Принстон), за что он получил прозвище "Мистер Пятидесятница". Даже папа римский наградил его медалью в 1983 году за "служение всему христианству". Как часто говорил дю Плесси: "Чтобы быть пятидесятником, нужно быть экумеником. ... Вы не можете создать единство. Вы не можете организовать единство. Но вы должны ожидать, что единство произойдет через творение Святого Духа".
Дочь Судьбы
Для миллионов людей с 1950-х по середину 1970-х годов Кэтрин Кульман была новым каналом исцеления и благословения, "настоящей женской святыней Лурда" (журнал "Тайм"). Для других её стиль был чрезмерным, мелодраматичным. "Невероятная кукуруза" - писал один национальный синдицированный обозреватель. Какими бы ни были мнения, толпы людей стекались на её встречи в Питтсбургском Карнеги-холле, в комплекте с массивным хором; то же самое оказалось правдой, когда она добавила ежемесячное посещение Лос-анджелесской аудитории Shrine Auditorium, которая вмещала 7000 человек. Десятки людей падали навзничь "под силой" от мягкого прикосновения её руки — или даже раньше, чем она касалась их. Её телепрограммы: "Твоя вера", "Моя вера" и "Я верю в чудеса" - ещё больше расширили её влияние. Возможно, Грант Вакер (историк школы богословия Дьюка) суммировал её лучше всего как "одну из ключевых фигур, превративших "приземленное" пятидесятническое возрождение начала 20-го века в "верхнее" харизматическое движение конца 20-го века".
Бьющий тревогу
Британо-американский возрожденец Леонард Рейвенхилл никогда не был бы отмечен как угодник народа. Однако его книга 1959 года "Почему пробуждение медлит "привлекла внимание искренних христиан повсюду такими утверждениями: "Единственная причина, по которой у нас нет пробуждения, заключается в том, что мы готовы жить без него"... Своим отношением к молитве мы говорим Богу, что то, что было начато в Духе, мы можем закончить во плоти". Одним из молодых людей, принявших его слова за чистую монету, был певец-смутьян Кит Грин, который называл его "папа". Вместе они бросили вызов молодым и старым искать Бога всем сердцем и душой; эти двое были так близки, что похоронены почти бок о бок в Гарден-Вэлли, штат Техас.
Неохотный ректор
Когда в 1960 году отец Деннис Беннетт осмелился рассказать своей высококлассной епископальной пастве в Ван-Найсе, штат Калифорния, о своём недавнем крещении Святым Духом, это вызвало немедленную реакцию, даже протест. “Мы не кучка деревенщин с дикими глазами!” - крикнул один из прихожан, взобравшись на стул, похожий на мыльницу. “Выбросьте говорящих на [ругательных] языках!” завопил другой. Газеты подхватили эту историю, и епископ Лос-Анджелеса разослал пастырское письмо, запрещающее языки по всей епархии, и Беннетт задался вопросом, не торпедировал ли он своё будущее. Но Св. Епископальная церковь Луки в Сиэтле неуклонно расцветала, чтобы стать центром обновления. Полная история рассказана в бестселлере "Девять часов утра". К 1980-м годам более добрый епископ почтил Беннета как "канон чести" за его работу в харизматическом ландшафте.
Говорите это, верьте этому, принимайте это
Где бы ни собрались два или три харизмата, будет четыре или более мнений о Кеннете Е. Хейгине, отце движения "Слово веры" (или "Позитивное исповедание"). Для некоторых его учение открыло врата к более полной жизни духовного, физического и материального изобилия. Для других его учение было серьезно ущербным. Несмотря на это, его радиопередача "Семинар веры в эфире", его многочисленные самоизданные книги и его Библейский учебный колледж “Рема” в Брокен-Эрроу, штат Оклахома, оказали большое влияние на пятидесятников и харизматов. Его тон всегда был дружелюбным. И он был достаточно откровенен в возрасте 83 лет, чтобы назвать некоторые из злоупотреблений, которые он видел, написав последнюю книгу под названием "Прикосновение Мидаса: Сбалансированный подход к библейскому процветанию".
"Ожидайте чуда"
По словам Орала Робертса, самого известного деятеля послевоенного исцеляющего возрождения, он испытал мгновенное исцеление от туберкулеза в возрасте 17 лет и уверенно проповедовал, что "Бог - добрый Бог!" (ещё одна из его фирменных фраз) на более чем 300 крупных евангелизационных собраниях, лично возложив руки на 2 миллиона страждущих. Насмешники критиковали, конечно, но его национальная синдицированная телепрограмма поднималась на вершину чартов почти 30 лет. Сегодня полностью аккредитованный университет в Талсе, носящий его имя, готовит выпускников в соответствии с первоначальным поручением Бога Робертсу: "идти туда, где Мой свет тускл, где Мой голос слышен слабо, и Моя целительная сила не известна, даже до самых крайних пределов земли".
Всемирные послы
Новобранцы-миссионеры Т. Л. и Дейзи Осборн продержались в Индии меньше года, прежде чем вернулись домой раздавленными. Мусульмане, к которым они пытались обратиться с Евангелием, хотели доказательств того, что Иисус жив сегодня — а у Осборнов их не было. Два года спустя они посетили собрание исцеления под руководством евангелиста Уильяма Бранхама и обнаружили своё недостающее звено. К 1948 году они отправились на Ямайку, где были обращены сотни людей и исцелены многие болезни. В течение следующих 40 лет они скитались по земному шару (Европа, Африка, Азия, Латинская Америка) с ошеломляющими результатами. “Что толку в церкви, основанной на чудесах, если она сегодня перестает творить чудеса?” спросил Т. Л. "Слепых не интересует Его сила исцелять слепых только в библейские дни. Они нуждаются в Его исцелении сегодня. Никогда не будем отступать от примера книги Деяний".
Примирители
Один человек вырос в маленьком городке Аппалачи, сын пятидесятнического пастора Святости. Другой тоже был сыном пастора, но вырос на грязных улицах Бруклина. Оба вдыхали культурные представления о том, что чёрное есть чёрное, а белое есть белое, и никогда эти двое не встретятся. Но после того, как оба они сами стали священниками, епископ Бернард Андервуд (в то время председатель полностью белого пятидесятнического коллектива) пришел к убеждению, что всё должно измениться. Он обратился к епископу Итиэлю Клеммонсу (Церковь Бога во Христе) в духе покаяния. Их дружба в конечном итоге привела к "Мемфисскому чуду" примирения 1994 года, породившему совершенно новые многорасовые пятидесятнические/харизматические Церкви Северной Америки (PCCNA) с Клеммонсом в качестве председателя и Андервудом в качестве заместителя председателя-организацию, которая сегодня насчитывает в три раза больше членов, чем предыдущая.
Уличный бандит
Нью-Йоркские гангстеры вряд ли были из тех, кто любит смягчать слова, как и молодой проповедник, стремившийся привести их ко Христу. Когда крутой Ники Круз впервые пригрозил убить Дэвида Уилкерсона, он ответил: "Ты можешь это сделать, Ники. Ты можешь разрезать меня на тысячу кусочков и выложить их на улицу — и каждый кусочек будет любить тебя". С твёрдостью и верой он привёл главарей банд (и их не менее крутых подружек) к спасению, в конечном итоге построив впечатляющее служение, которое мы сегодня знаем как Teen Challenge. Сила Духа, говорил он, - это ключ к свободе, которая будет длиться вечно. "Несмотря на то, что он последовательно проповедовал против греха”, - писал один наблюдатель после его смерти в 2011 году, “это, возможно, потому, что он воочию видел, какую цену грех может взять на жизнь. Бесчисленные лица беспомощных людей и крики закоренелых наркоманов, возможно, разжигали своего рода гнев ... навстречу врагу наших душ".
На пути к Величию
Он совсем не походил на голливудскую звезду — и всё же знаменитости от мала до велика из близлежащих киностудий присоединились к тысячам простых людей в церкви, чтобы послушать, как Джек Хейфорд открывает Слово Божье. Он не был страстным промоутером или сетевиком; он уделял больше внимания привлечению людей к подлинному поклонению. Он написал такие песни, как "Majesty" (в итоге вышло более двух десятков гимнов). Каждую субботу вечером он ходил по своему тихому святилищу, возлагая руки на каждое сиденье, прося Бога прикоснуться к тому, кто будет сидеть там на следующее утро. Такое искреннее сердце для Бога не могло остаться незамеченным; в конце концов он выступал на мероприятиях, начиная с Лозаннского II конгресса по всемирной евангелизации и заканчивая собраниями на стадионе "Хранители". В 2005 году журнал Christianity Today поместил его на своей обложке как "Золотой стандарт пятидесятников".
В "радикальной середине"
Чем дольше молодой Джон Уимбер продолжал проповедовать Евангелие от Луки, тем больше он сталкивался с историями исцеления (около двух десятков). Это расстраивало его, так как он никогда не видел, чтобы кто-то исцелился благодаря его усилиям. Но Иисус не делал все исцеления сам; иногда это были 12 или даже 72. Затем произошел прорыв в начале 1978 года, и с тех пор исцеление и обновление были в центре того, что стало ассоциацией церквей Виноградников США. Он (и его друг, доктор К. Питер Вагнер) даже преподавал вечерний курс в престижной теологической семинарии Фуллера под названием "Знамения, чудеса и рост церкви", который привлек внимание национальных СМИ — и вызвал споры. Уимбер не хотел, чтобы его называли "пятидесятником" или "харизматиком", вместо этого он сказал с улыбкой, что находится где-то в "радикальной середине" христианства. Он признался, что никогда не поймет всего о божественном исцелении, "но я удовлетворен тем, что знаю сейчас, уверен, что буду знать более полно в будущем".
Вверх от Баррио
Маленькому Джесси Миранде было всего 6 лет, когда он впервые забрался в церковный автобус Альбукерке, чтобы поехать в воскресную школу. Там говорили об Иисусе, который любил мексиканских американцев, как он, что спасет их и даже исцелит. Это было началом его восходящего пути, который постепенно привел к колледжу, посвящению, двум степеням магистра и даже докторской. Он основал союз испаноязычных служителей и в конце концов был приглашен тремя президентами США подряд (Джорджем Бушем-старшим, Клинтоном, Джорджем У. Буш) консультироваться по латиноамериканским делам. "Под кожей мы все родня", - писал он. “Мы все-члены человеческой расы и семьи. ... Церковь должна рассматривать многообразие не как проблему, требующую решения, а скорее как способ завершить свою пророческую идентичность. С этой целью расовые и этнические группы являются социальным и духовным капиталом тела Христова".
Разграбление Ада для заселения Рая
Призванный проповедовать евангелие в Африке, Рейнхард Бонке столкнулся с рядом недостатков. Его кожа была белой, а не черной; его родным языком был немецкий, а не английский или один из других основных африканских языков. Не останавливаясь, он провел более 40 лет почти в каждой из 54 стран этого континента и встретился лицом к лицу с 14 различными главами государств, "разграбив ад, чтобы заселить небеса", как он сказал. Сначала он проповедовал в больших палатках, пока его массивный шатер на 34 000 мест не развалился во время шторма в Кейптауне. После этого он проводил свои встречи на открытом воздухе в парках и других открытых пространствах, с прожекторами, мощными звуковыми системами и, в конечном счете, большими видеоэкранами по всему периметру. Толпы разрослись до сотен тысяч.
Ученые для всего мира
Когда уроженец Кореи Вонсук Ма и его жена Джули начали служить среди племен на Филиппинах, они знали, что их ученые степени не будут иметь большого значения. "Если бы мы не привнесли мощную работу Святого Духа в эту обстановку — например, противостояние болезни или одержимости демоном, — люди не были бы впечатлены", - говорит Вонсук. (Он пошутил со своей женой, что её диссертация на кандидатскую степень должна была называться "Когда «Ассамблеи Бога» встречаются с Ассамблеей "Богов"). С помощью сверхъестественной силы они подняли более 150 филиппинских церквей, прежде чем в 2006 году переехать в Англию, где престижный Оксфордский центр миссионерских исследований искал их возрождающего лидерства. В 2016 году они снова переехали, на этот раз в Америку, чтобы начать докторскую программу в Университете Орала Робертса.
Автор подборки: Дин Меррилл - отмеченный наградами автор или соавтор нескольких книг, который вместе со своей женой живет в Колорадо-Спрингс.
Категория: История |
Просмотров: 855 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/5 |
| ИСТОЧНИК |
Интересно, а почему они вышли из пятидесятнического движения? Что их не устраивало и куда они вышли? Это надеюсь не как пишет апостол Иоанн: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через это открылось, что не все наши"