Испанский “Siglo de Oro” действительно был "золотым веком" - временем, запомнившимся своими художниками, драматургами, романистами, поэтами и исследователями — имена Сервантеса, Веги и Кортеса являются лишь тремя из самых известных. Одного низкорослого, узколобого монаха, который потратил большую часть своей энергии на реформирование ещё одного религиозного ордена, можно было легко не заметить. Но сегодня Иоанна Креста, как его стали называть, помнят как одного из самых влиятельных духовных наставников в истории.
Выбирая более трудный путь
Хуан де Йепес, его имя при рождении, потерпел неудачу в различных профессиях, прежде чем поступить сначала в местную школу иезуитов, а затем в Университет Саламанки, где принял священный сан. Там он встретил Терезу Авильскую, которая убедила его присоединиться к ней, чтобы реформировать орден кармелитов.
Полагая, что борьба и страдания, которые, вероятно, повлечёт за собой такая реформа, необходимы для духовного роста, Хуан вступил в орден кармелитов в 1568 году как брат Хуан де ла Крус, монах Иоанн Креста. И это была крестная жизнь, как и задумывал Иоанн: "Обратись не к самому легкому, а к самому трудному ... не к большему, а к меньшему; не к тому, что высоко и драгоценно, но к тому, что низко и презренно; не к тому, чтобы желать чего-либо, но ничего не желать".
Иоанн не позволял себе передышки от страданий, но обрушивал их на себя долгим постом и порками. Если этого было недостаточно, его также жестоко критиковали и игнорировали, когда он призывал своих собратьев-монахов отказаться от своих удобств, свобод и удовольствий.
В 1577 году церковные власти, обиженные на Иоанна, похитили его, и он был заключён на девять месяцев в камеру без окон размером два на два метра, с таким низким потолком, что он не мог выпрямиться. Каменная камера зимой не отапливалась, летом не проветривалась. Недоедая и еженедельно подвергаясь порке, Джон постоянно болел.
И всё же именно в это тёмное время при десяти сантиметровой дыры в стене Иоанн написал две свои величайшие поэмы: "Cantico Espiritual" (Духовная песнь, 1578) и "Noche Oscura del Alma" (Тёмная ночь души). Эти два необычных произведения осветили как его собственную тьму, так и тайну его пути, по которому с тех пор последовали многие люди.
После побега Иоанн провёл восемь месяцев, восстанавливая силы и сочиняя "Восхождение на гору Кармель", прозаические комментарии к своим стихам, которые объясняли мистический путь.
Восхождение к Богу
Для Иоанна мистический путь означал жизнь со всепоглощающим желанием более полно познать и любить Бога, отказавшись от всего, что не способствовало этому общению. Бог освещает человека, который, следовательно, имеет желание и силу избавиться от иллюзий этого мира. Эти иллюзии включают в себя сообщения чувств, которые искажают реальность единения с Богом.
В своём стихотворении "Тёмная ночь" Иоанн превозносит ценность подавления всего, кроме желания Бога:
Одна тёмная ночь, воспламенённая страстными желаниями любви — ах, какая благодать! —
Я вышел незамеченным, в моём доме теперь всё стихло.
В темноте, в безопасности, у потайной лестницы, замаскированно — ах, какая благодать! —
в темноте и укрытии, в моём доме теперь всё стихло.
В ту радостную ночь, тайно, потому что никто не видел меня,
И я ни на что не смотрел, не имея другого света или руководства, кроме того, что горел в моём сердце.
Это вело меня более уверенно, чем полуденный свет
Туда, где Он ждал меня — Его я так хорошо знал, — туда, где никто не появлялся.
О, путеводная ночь! О, ночь прекраснее рассвета!
О ночь, которая соединила Любящего со своей возлюбленной, преобразив возлюбленную в её Возлюбленного.
На моей цветущей груди, которую я хранила исключительно для Него одного,
Там Он спал, и я ласкала Его там, на ветру, дующем от развевающихся кедров.
Когда с башни подул ветерок, я разделила Его волосы на проборы,
Он обнажил мою шею Своей нежной рукой, отключая все мои чувства.
Я бросилась и забыла себя, положив лицо на моего Возлюбленного.
Всё прекратилось; я вышла из себя, оставив свои заботы забытыми среди лилий.
Этот первый шаг в познании Бога называется очищением: говорящий ускользает из безмолвного дома — страстной плоти. Затем душа готовится ко второй стадии, просветлению, блаженному состоянию, характеризующемуся повышенным осознанием присутствия Бога и наслаждением Его дарами. Тем не менее, какими бы восхитительными ни были Божьи дары, они не являются самим Богом, и чего-либо, кроме полноты Бога, недостаточно.
Чтобы идти дальше по пути, требуется ещё одно очищение, очищение духа; этот процесс называется "Тёмной ночью души", или "обнаженной шеей" и "отключением чувств". Мистик чувствует абсолютную потерю Бога, ощущение, что солнце полностью исчезло. Опустошение и отчаяние - обычные эмоции. И всё же, как бы долго ни продолжалась пустота, душа цепляется за Бога, ибо это "духовное распятие" необходимо: нужно научиться искать Бога ради Бога, а не ради счастья, которое приносит Бог. Только тогда можно наслаждаться совершенным единением с Богом.
Иоанн провёл ещё десять лет, отстаивая реформы, прежде чем уйти на пенсию в маленькую деревню, чей приор не взлюбил Иоанна и обращался с ним постыдно (похоже, Иоанн намеренно выбрал именно эту деревню). В конце концов он умер от тяжелой инфекции в правой ноге.
Категория: История |
Просмотров: 642 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |