Миссионер-исследователь Африки
|
С четырьмя театральными словами: "Доктор Ливингстон, я полагаю?" — словами журналиста Генри Мортона Стэнли, отрепетированными заранее, — Дэвид Ливингстон стал бессмертным. Стэнли прожил у Ливингстона пять месяцев, а потом уехал в Англию писать свой бестселлер "Как я нашёл Ливингстона". Ливингстон тем временем снова заблудился — в болоте буквально по шею. Через полтора года он умер в глинобитной хижине, преклонив колени перед своей койкой в молитве.
Весь цивилизованный мир плакал. Ему дали салют из 21 пушки и похороны героя среди святых в Вестминстерском аббатстве. "Принесённый верными руками по суше и морю", - гласит его надгробие, "Дэвид Ливингстон: миссионер, путешественник, филантроп. В течение 30 лет его жизнь была посвящена неустанным усилиям по евангелизации коренных народов, изучению нераскрытых тайн и упразднению работорговли". Он был Матерью Терезой, Нилом Армстронгом и Авраамом Линкольном в одном лице.
Дорожный человек
В возрасте 25 лет, после того как в детстве он работал по 14 часов в день на хлопчатобумажной фабрике, а затем учился в классе и самостоятельно, Ливингстон был очарован призывом стать медицинским миссионером в Китае. Однако пока он готовился, дверь в Китай захлопнулась из-за Опиумной войны. Через полгода он познакомился с Робертом Моффатом, ветераном миссионерской деятельности в Южной Африке, который очаровал его рассказами о своей отдалённой станции, сияющей в лучах утреннего солнца "дымом тысячи деревень, где прежде не бывал ни один миссионер".
В течение десяти лет Ливингстон пытался быть обычным миссионером в Южной Африке. Он открыл ряд станций в "дальних краях", где устроился на работу, преподавал в школе и присматривал за садом. После четырех лет холостяцкой жизни он женился на дочери своего "босса", Мэри Моффат.
С самого начала Ливингстон проявлял признаки беспокойства. После того как его единственный новообращённый решил вернуться к многоженству, Ливингстон почувствовал себя более чем когда-либо призванным к исследованиям. Во время своего первого пребывания в Южной Африке Ливингстон совершил несколько самых грандиозных — и самых опасных — исследований девятнадцатого века. Его целью было открыть "Миссионерскую дорогу" — "Божью дорогу", как он её ещё называл, — в 1500 милях к северу, в глубь страны, чтобы принести "христианство и цивилизацию" недостижимым народам.
1804 |
Образовалось Британское и иностранное библейское общество |
1807 |
Уильяму Уилберфорсу удаётся отменить работорговлю |
1810 |
Американский совет уполномоченных по делам иностранных миссий |
1813 |
Дэвид Ливингстон родился |
1873 |
Дэвид Ливингстон умирает |
1885 |
Берлинский конгресс отсоединяет африканские независимые церкви |
Исследователь для Христа
В этих ранних путешествиях межличностные причуды Ливингстона были уже очевидны. У него была странная неспособность ладить с другими европейцами. Он сражался с миссионерами, коллегами-исследователями, помощниками и (позже) со своим братом Чарльзом. Он годами таил обиды. У него был темперамент читающего книги одиночки, эмоционально неразборчивого, за исключением тех случаев, когда он взрывался шотландской яростью. Он терпеть не мог отношения миссионеров с "несчастно сжатыми умами", впитавших в себя "колониальный менталитет" по отношению к туземцам. Когда Ливингстон выступил против расовой нетерпимости, белые африканеры попытались изгнать его, сожгли его станцию и украли его животных.
У него также были проблемы с Лондонским миссионерским обществом, которое считало, что его исследования отвлекают его от миссионерской работы. Однако на протяжении всей своей жизни Ливингстон всегда считал себя прежде всего миссионером, "не каким-то унылым человеком с Библией под мышкой, [но кем-то] служащим Христу, когда он стреляет в буйвола для моих людей или делает наблюдение, [даже если некоторые] сочтут это недостаточным или даже вовсе миссионерским".
Несмотря на отчужденность от белых, туземцы любили его заурядность, грубый патернализм и любознательность. Они также думали, что он может защитить их или снабдить оружием. Больше, чем большинство европейцев, Ливингстон говорил с ними с уважением, шотландский лэрд с африканским вождем. Некоторые исследователи брали с собой до 150 носильщиков; Ливингстон путешествовал с 30 или менее носильщиками.
В эпическом трёхлетнем путешествии из Атлантического океана в Индийский (по общему мнению, первом, совершенном европейцем) Ливингстон познакомился с Замбези длиной в 1700 миль. Река также была домом для водопада Виктория, самого впечатляющего открытия Ливингстона. Сцена была "так прекрасна", писал он позже, что "должно быть, на неё смотрели ангелы в полёте".
Несмотря на свою красоту, Замбези была рекой человеческих страданий. Она связывала португальские колонии Анголу и Мозамбик, главных поставщиков рабов для Бразилии, которые, в свою очередь, продавали их Кубе и Соединенным Штатам. Хотя Ливингстоном отчасти двигало желание создать британскую колонию, его главной целью было разоблачить работорговлю и пресечь её у истоков. Самым сильным оружием в этой задаче, по его мнению, была христианская торговая цивилизация. Он надеялся заменить "неэффективную" рабовладельческую экономику капиталистической: покупать и продавать товары вместо людей.
Злополучная экспедиция в Замбези
После краткого героического возвращения в Англию Ливингстон вернулся в Африку, на этот раз для того, чтобы пройти 1000 миль вверх по Замбези на пароходе из латуни и красного дерева и основать миссию возле водопада Виктория. Лодка была по последнему слову техники, но оказалась слишком хрупкой для экспедиции. Он ужасно протекал после того, как неоднократно садился на мель на песчаных отмелях.
Ливингстон заставил своих людей выйти за пределы человеческой выносливости. Когда они добрались до 30-футового водопада, он махнул рукой, словно желая, чтобы он исчез, и сказал: "Его жена, только что родившая шестого ребенка, умерла в 1862 году у реки - всего лишь одна из нескольких жизней, унесённых во время путешествия. Два года спустя британское правительство, которое не было заинтересовано в "форсировании пароходов вверх по катаракте", отозвало Ливингстона и его миссионерскую партию.
Год спустя он снова был на пути в Африку, на этот раз возглавляя экспедицию, спонсируемую Королевским географическим обществом и богатыми друзьями. "Я бы не согласился пойти просто как географ", - подчеркнул он, но, как писал биограф Тим Джил, "Было бы трудно судить, были ли поиски источника Нила или его желание разоблачить работорговлю его доминирующим мотивом". Исток Нила был величайшей географической загадкой того времени. Но гораздо важнее для Ливингстона была возможность доказать истинность Библии, проследив африканские корни иудаизма и христианства.
В течение двух лет он просто исчез, не оставив ни письма, ни клочка информации. Позже он сообщил, что был настолько болен, что не мог даже поднять перо, но смог прочесть Библию четыре раза подряд. Исчезновение Ливингстона поразило публику не меньше, чем исчезновение Амелии Эрхарт несколькими поколениями позже.
Когда американский журналист Генри Стэнли нашел Ливингстона, новость взорвала Англию и Америку. Газеты выпускали специальные издания, посвященные знаменитой встрече. В августе 1872 года, будучи не совсем здоровым, Ливингстон пожал руку Стэнли и отправился в своё последнее путешествие.
Когда Ливингстон прибыл в Африку в 1841 году, она была столь же экзотической, как и космическое пространство, называемое "Тёмным континентом" и "Кладбищем белого человека". Хотя португальцы, голландцы и англичане продвигались вглубь страны, на африканских картах были пустые неизведанные области — ни дорог, ни стран, ни ориентиров. Ливингстон помогал перерисовывать карты, исследуя то, что сейчас представляет собой дюжину стран, включая Южную Африку, Руанду, Анголу и Республику Конго (бывший Заир). И он дал понять Западу о продолжающемся зле африканского рабства, которое привело к тому, что оно в конечном итоге было объявлено вне закона.
|