«пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов»
Вместо того чтобы закончить своё послание приветствием или благословением, Иаков заканчивает странным заявлением. Кто тот “грешник”, о котором говорит Иаков? И кто будет спасён от смерти - грешник или тот, кто спасает его? И от какого вида смерти будет спасён человек? Нам всё ещё угрожает вечная смерть, если мы согрешим, или Иаков говорит, что грех может привести к физической смерти?
Этот стих на самом деле очень знаменателен. Послание Иакова написано типичной греческой формой писем. Обычно такое письмо заканчивалось кратким изложением (Иакова 5:7-11), клятвой (Иаков 5:12), пожеланием здоровья (Иакова 5:13-18) и заявлением о цели (Иакова 5:19-20). Таким образом, этот стих должен быть частью изложения цели всего письма. Это само по себе является достаточной причиной для того, чтобы придавать этому большое значение.
Состояние, о котором говорится в этом стихе, описано в Иакова 5:19. Христианин (“кто из вас”) уклонился от истины. Иаков приводит нам множество иллюстраций этого в письме. Уклонение, о котором он говорит, — это ошибки пристрастия и жадности, гнева и ревности. Все они находятся внутри церкви. Такое уклонение требует, чтобы другой христианин (“кто-то”) указал на него, чтобы человек мог покаяться и восстановиться (“обратиться”). Об этом, конечно, и идёт речь во всём письме - вернуть христиан, к которым он обращается, к надлежащему христианскому поведению. Это действительно заявление Иакова о цели. Следовательно, грешник в этом стихе — это христианин, впавший в грех, такой как жадность или критика других.
Этот брат или сестра — христиане допустили ошибку или пошли неверным путём - в тексте не говорится об индивидуальном грехе, каким бы “серьёзным” мы его ни считали, в котором верующий быстро раскаивается. Как указывает Иисус в Матфея 7:13-14 (возможно, это слово Иисуса, которое Иаков применяет здесь), есть два пути. Путь, ведущий к жизни, узок и труден, в то время как путь, ведущий к смерти, широк и легок. К сожалению, есть много способов перейти от узкого пути к широкому. Этот христианин (грешник) принял одно из них, и за ним наблюдает другой, которого мы назовем спасителем. Вопрос в том, кто спасается от смерти — грешник или спаситель? Иезекииль 3:18-21 — это рассуждение об ответственности спасителя. Если кто-то видит, как человек впадает в грех, и сидит в стороне и ничего не делает, грешник действительно получит последствия греха, но потенциальный спаситель будет признан виновным в крови грешника. В Ветхом Завете такая вина обычно стоила человеку жизни. С другой стороны, спаситель, который пытается предостеречь грешника, свободен от какой-либо вины, какое бы решение ни принял грешник. Это, безусловно, послание Иезекииля (Иез. 33:9; сравните 1 Тим 4:16), но является ли это посланием Иакова?
Мне кажется, послание Иакова заключается в том, что грешник — это тот, кто спасён от смерти усилиями спасителя. На это есть четыре причины. Во-первых, тот факт, что грехи покрываются (адаптация Притчи 10:12: “любовь покрывает все грехи”), по-видимому, относится к грехам грешника, а не к потенциальному греху спасителя. Только грешник допустил ошибку в этом контексте. Во-вторых, порядок слов в греческом тексте повышает вероятность того, что именно грешник избавлен от смерти. В-третьих, сама картина того, как человек сворачивает с пути странствий (довольно дословный перевод, который напоминает образ Иакова), наводит на мысль, что именно уклонение подвергает человека смертельной опасности. Спасатель предположительно находится в безопасности (хотя потенциально может совершить ошибку, если не сумеет помочь заблудшему христианину).
Что же тогда представляет собой смерть, от которой спасается человек? Конечно, грех может привести к физической смерти в Новом Завете, о чём свидетельствует смерть Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-11), а также заявление Павла в 1 Коринфянам 11:30 (сравните 1 Кор. 5:5). Более того, в Иакова 5:15-16 мы обнаруживаем, что грех может быть причастен к болезням христиан. Может быть, это то, что имеет в виду Иаков? Обращая грешника от его заблуждения, человек спасается от физической смерти, его грехи прощаются?
Каким бы привлекательным ни было это решение, оно не является наиболее вероятной интерпретацией отрывка. Тот факт, что каждая из частей Иакова 5:7-20 является отдельной и продиктована формой письма, означает, что нам следует искать смысл в основной части письма (и призыве к покаянию в Иакова 4:1-10), а не в “пожелании здоровья” (Иакова 5:13-18) для значения “смерти” в этом стихе. Оба Завета рассматривают смерть как конечный результат греха, обычно имея в виду смерть в терминах вечной смерти или осуждения на страшном суде (Втор. 30:19; Иов 8:13; Пс. 1:6; 2:12; Иер. 23:12; Иуда 23; Откр. 20:14). Иаков уже упоминал об этом в Иакова 1:15: желание порождает грех, который приводит к смерти. Эта смерть противопоставляется жизни, которую даёт Бог (Иакова 1:18). Поскольку смерть и жизнь — это параллельные идеи, вполне вероятно, что они не физические, а вечные (или эсхатологические, если использовать более технический термин). Эта параллель, плюс серьёзность тона в Иакова 5, указывает на то, что именно это своего рода смерть, окончательная смерть, к которой приводит грех, находится в поле зрения. Таким образом, Иаков говорит о том, что христианин может отклониться от образа жизни. [Ни Иаков, ни остальная часть Нового Завета не стремятся ответить на умозрительный вопрос “Как мог христианин, имевший вечную жизнь, потерять её?” Все приведенные теологические ответы основаны на различных теологических предположениях и либо отрицают смысл различных текстов (например, “Христианин на самом деле не умирает вечно, а просто теряет свою награду”), либо объясняют тексты в соответствии со своими теологическими убеждениями (например, кальвинистское “Они казались христианами, но отсутствие у них настойчивости показывает, что на самом деле они не были возрожденными”, или арминианское “Да, люди могут отпасть от веры и заблудиться”). Иаков, как и все новозаветные авторы, не интересуется богословской аккуратностью, а пастырской заботой. Он просто видит ситуацию (христианин на неверном пути), осознаёт опасность (смерть) и идёт на помощь вместо того, чтобы спрашивать, как это вписывается в его теологию. Таким образом, хотя богословские ответы уместны в своём месте, мы не должны ожидать, что автор Нового Завета выберет один из них]. Когда другой христианин пытается спасти его или её, это не безнадежное действие. Такая попытка спасения, в случае успеха, избавит этого заблудшего человека от вечной смерти. Это потому, что грехи будут покрыты (речь идет о жертвоприношении в Ветхом Завете; когда совершалось искупление, говорилось, что грех был покрыт, как будто буквально покрыт кровью). Это может быть одно простое действие по спасению, но оно может привести к покрытию “множества грехов”. Заявляя об этом, Иаков проявляет сердце своего собственного пастора и призывает всех христиан следовать по его стопам, обращая своих заблудших братьев и сестёр с пути смерти.