«которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал»
Неясно, что имеет в виду Пётр, когда говорит, что Христос проповедовал духам в темнице. Может ли быть так, что Христос даёт второй шанс людям, которые умерли? Что значит, что эти существа находятся в темнице? Может ли существовать какое-то подобие чистилища после смерти, где людям даётся второй шанс?
Первый шаг к пониманию этого отрывка - рассмотреть его в контексте. Этот отрывок обращён к христианам, столкнувшимся с возможностью преследования. Пётр приводит в пример Христа, который тоже подвергался гонениям. Этот факт важен, поскольку христиан, к которым он обращается, поощряют отождествлять себя с переживанием Христа. Иисус тоже страдал. На самом деле, он был “предан смерти в теле” (NIV) или “во плоти” (RSV), но “оживлён Духом” или “в духе”. Хотя, по общему признанию, это сложно, создаётся впечатление, что описываются две разные сферы жизни. В человеческой сфере жизни Иисус был предан смерти. Для всего мира Он был мёртв навсегда, казнён как преступник. И всё же церковь знала, что на Пасху Он ожил не только в человеческой сфере, но и в духовной. Итак, Его тело было воскрешено, но оно было воскрешено не только как естественное человеческое тело (как тело Лазаря), но и как бессмертное тело. Поэтому мы находим истории о том, что воскресший Христос был способен делать то, чего Он не мог делать до Своей смерти, например, появляться и исчезать и входить в запертые комнаты.
Именно в этой духовной сфере жизни (лучшим переводом, чем “через кого” в NIV, было бы “в котором” в NSRV, Иисус отправился к “духам в темнице”. В следующем стихе мы узнаем, что эти духи “ослушались во дни Ноя”. Кем же тогда они могли быть? Есть две возможности. Во дни Ноя земля была полна насилия, потому что люди были очень злыми (см. Быт 6:3-6, 11). Все эти люди погибли во время наводнения. Могли ли они быть этими духами? Когда мы смотрим на использование термина "дух" в Новом Завете, мы замечаем, что он почти никогда не употребляется по отношению к умершим людям. Когда оно используется по отношению к умершим людям, оно всегда каким-то образом уточняется, чтобы было ясно, что речь идёт о людях, о которых пишется (например, Евр 12:23). Обычно умерших людей называют “душами”. Поскольку в этом отрывке нет ничего, что давало бы понять, что речь идёт о человеческих существах, маловероятно, что это умершие люди.
Другая возможность заключается в том, что они являются “сынами Божьими” из Бытия 6:2 или, возможно, их потомками. Термин “сыны Божьи” относится к духовным существам из божественного совета. В Новом Завете о них говорится как об ангелах, которые “оставивших своё жилище” (Иуда 6) или которые “согрешили” (2 Пет. 2:4). Таким образом, здесь мы имеем дело с поистине мятежными, непокорными духами. Более того, существует давняя традиция, как в Новом Завете, так и в других еврейских писаниях, согласно которой этих падших ангелов содержали в тюрьме (см. 1 Енох 10-16; 21 для обсуждения наказания этих “Наблюдателей”, как их называют). Таким образом, это, по-видимому, наиболее вероятная идентификация этих “духов в темнице”. Мы говорим не только о существах, обычно называемых “духами”, но мы также говорим о существах, которые, как было известно евреям, находились в “тюрьме”.
Возвещал ли Иисус Евангелие этим “духам”? Давал ли он им “второй шанс”? Термин “проповедовать” обычно используется в Новом Завете для обозначения проповеди Евангелия, но он также может означать “объявлять” или “возвещать” (Лк. 12:3; Рим 2:21; Откр.
5:2). Следовательно, это не обязательно означает провозглашать Евангелие. Есть ли другие отрывки в еврейской или христианской литературе, в которых что-то провозглашается или проповедуется этим духам? Мы снова возвращаемся к 1-й книге Еноха (которая была известна ранней церкви, поскольку цитируется в Евангелии от Иуды) и обнаруживаем, что Енох возвещает этим духам об их гибели.
Соответствует ли такая интерпретация этому отрывку? Отрывок заканчивается на триумфальной ноте подчинением всех “ангелов, начальств и сил” возвышенному Иисусу. Хотя в Новом Завете нигде не говорится о проповеди Евангелия духам, в нём говорится о победе Христа над духовным миром (например, 2 Кор. 2:14; Еф. 6:11-12; Кол. 2:15; Откр. 12:7-11). Таким образом, ссылка в этом отрывке на провозглашение этой победы полностью соответствует тону как этого отрывка, так и Нового Завета в целом.
Теперь мы можем подытожить то, о чём говорится в этом отрывке. Христиане в Малой Азии сталкивались с преследованиями и возможной мученической смертью. Пётр призывает их обратить внимание на пример Иисуса. С человеческой точки зрения, Он был убит. Однако на самом деле Он воскрес не просто для обновленной естественной жизни, но и для преображенной жизни в духовном мире, и в этом мире Он провозгласил Свою победу падшим ангелам, которые были непослушны во времена Ноя. Возможно, это произошло во время Его вознесения, поскольку, хотя в этом тексте не говорится нам, где находилась эта тюрьма, некоторые евреи расположили её на “втором небе” и, таким образом, на пути между землей и небесами, где обитает Бог. Как бы то ни было, в конце этого раздела в 1 Петра Христос находится на небесах со всеми подвластными Ему духовными существами.
Точка зрения Петра заключается в том, что христиане через крещение отождествили себя со Христом и поэтому будут спасены на страшном суде и разделят Его триумф. Они тоже будут жить со Христом в возвышении, независимо от того, как люди будут преследовать или осуждать их. Что же касается их преследователей, то, если они не покаются, на что они могут надеяться, живя так, как они живут, в чисто человеческой сфере? Христос восторжествовал над Своими врагами и провозгласил Свою победу. Христиане в Малой Азии (и сегодня) сделают то же самое, если останутся верными этому Христу.