Христианство, как и иудаизм первого века, является миссионерской религией. Однако в первом столетии не существовало ни организованных обществ, ни методов сбора средств, характерных для нашего нынешнего века. Миссионерам помогали добровольные пожертвования от людей, с которыми они встречались, или же они сами себя поддерживали, как Павел. Но что означает 3 Иоанна 1:7, когда говорится, что группа миссионеров, о которых говорит Иоанн, не взяла "ничего от язычников"? Является ли это тем, что они не принимали никаких средств от нехристиан (подразумевает перевод NIV [Новая международная версия NIV]), или это то, что они не принимали никаких средств от христиан-язычников (одна из интерпретаций NASB [Новая американская стандартная Библия] и KJV [KJV Версия Короля Иакова]? И какое значение имеет эта практика для наших методов евангелизации сегодня?
В письмах Иоанна упоминаются два типа групп, которые “вышли” из христианской общины. Первая группа - это еретики, которые покидают церковь и уходят в мир (2 Иоанна 1:7). Вторая группа - это упомянутая здесь, которая вышла “ради имени”. Имя это - Иисус (Деяния 5:41; Рим. 1:5; Иак. 2:7). Они “пошли” от Его имени, вероятно, как евангелисты, поскольку находились среди “язычников”. Термин “язычники” (более буквально “нации” или “группы людей”) мог бы указывать на еврейско-христианскую миссию, не желающую принимать средства от христиан-язычников (возможно, чтобы не быть отвергнутым евреями) и, таким образом, переводиться как “язычники” (как это часто бывает в других контекстах в Новом Завете), но нет никаких других указаний на то, что иоанновская община была иудео-христианской. Поэтому этот термин, вероятно, используется в том смысле, в каком он используется в Евангелии от Матфея 5:47, где “братья” отличаются от “язычников”. Другими словами, это означает “неверующие”.
Миссионеры (этот современный термин включает в себя
... Читать дальше »
Мы живем в эпоху, когда самые разные люди называют себя христианами, даже если их преемственность с историческим христианством в лучшем случае незначительна. Это не новая проблема. Все три послания Иоанна касаются проблем, связанных с раскольническими группами, и в 1 и 2 посланиях Иоанна одной из характеристик этих групп является то, что они являются еретическими. Но что нам делать с ересью, описанной во 2 Иоанна 1:7? Каким образом группа может называть себя христианской и всё ещё “не признавать Иисуса Христа пришедшим во плоти”? Даже подавляющее большинство наших полухристианских ересей признают Иисуса. И вообще, что значит “прийти во плоти”?
Как я уже отмечал, иоанновская община боролась с еретическим учением. В 1 Иоанна 4:1 мы читаем, что “многие” лжепророки покинули церковную общину и ушли в мир. Во 2 Иоанна 1:4 мы читаем, что “некоторые” христиане ходят в истине, в то время как во 2 Иоанна 1:7 мы узнаем, что есть “много обольстителей”. Складывается впечатление, что большая часть церкви дезертирует и уходит “в мир”, вероятно для того, чтобы сформировать свои собственные группы, основанные на их собственных доктринах.
Корень ереси как в 1 Иоанна 4:2-3, так и во 2 Иоанна 1:7 заключается в отрицании “Иисуса Христа, пришедшего во плоти”. Между двумя отрывками есть грамматическая разница, которая может указывать на смещение акцента, но корневая концепция в обоих случаях одинакова. В терминологии Иоанна исповедовать что-либо - значит не просто согласиться с тем, что это правильно, но и признать свою преданность этому. Таким образом, исповедовать Иисуса Христа означало бы заявить, что человек предан Ему как Господу. Но почему Иоанн использует двойной титул “Иисус Христос” и “во плоти”?
Эта фраза во 2 Иоанна предназначена для того, чтобы исключить христологическую ересь. Два типа ереси появились во втором веке, вытекая из корней, которые уже бы
... Читать дальше »
Книга Чисел известна многочисленными восстаниями Израиля, включая восстание Корея (Числа 16:1-50). Аарон и Мариам восстали против Моисея, но теперь восстали и другие лидеры Израиля. Среди этих лидеров были Корей (каафитянин из колена Левия), Дафан, Авирон, Авнан (из колена Рувима) и 250 выдающихся вождей Израиля, которых они собрали (Числа 16:1-2).
Эти люди бросили вызов авторитету Моисея и Аарона. Они процитировали, что “все в собрании святы”, и спросили, почему они “превозносят себя над собранием Яхве” (Числа 16:3, все последующие переводы мои).
Основание для жалобы Корея
Будучи сыном Каафа, Корей был левитом, служившим в скинии (Числа 4:1-20; 7:9; 10:21). Корей также был двоюродным братом Моисея и Аарона, чей отец Амрам также был сыном Каафа (Исход 6:16, 18, 20; ср. Числа 16:1). Однако Корей восстал, потому что он не был священником, как Аарон и его сыновья. Корей продемонстрировал отсутствие удовлетворённости Божьим призванием и вместо этого возжелал должности священников. По иронии судьбы, Корей хотел сделать именно то, что, как предупреждал Бог, приведет к гибели каафитов, а именно приблизиться к святыням (Числа 4:17-20).
Теологические аргументы Корея были плохим использованием логики. Он исходил из истины, что все израильтяне в некотором смысле святы (Исход 19:6), и пришёл к выводу, что все израильтяне, включая его самого, должны быть священниками. Однако это явно нарушало Божье повеление о том, что священники происходят от сыновей Аарона. Утверждение Корея сродни утверждению о том, что поскольку все христиане в некотором смысле являются “священниками” (1 Петра 2:9; ср. Исход 19:6), то пасторами могут быть все, включая женщин. Однако Писание запрещает именно это (1 Тимофею 2:12).
Осуждение Корея
Моисей велел Корею и остальным взять кадильницы и зажечь в них огонь утром, так как Господь покажет им, кто “свой”
... Читать дальше »
Небольшие книги 2-го и 3-го Иоанна вполне могли служить сопроводительными письмами для персонализации общего письма 1-го Иоанна. Какова бы ни была их цель, они адресованы отдельным людям или группам. Но что или кто такая эта “госпожа”, к которой обращено 2 Иоанна? Зачем старцу писать такое письмо женщине? Каковы были его отношения с ней? Была ли она вообще настоящей госпожой? И если это женщина, то какие последствия это имеет для церковного руководства?
По этому вопросу было высказано три различных мнения. Во-первых, некоторые из самых ранних комментаторов этого текста читали греческий так, как если бы “избранная” или “госпожа” были личными именами женщины, получившей письмо. В первом случае её имя было бы Электа (как в Послании к Римлянам 16:13), а во втором Кирия (что было бы греческим эквивалентом арамейского имени Марта и действительно встречается в греческой литературе). Но, к сожалению, у этого греческого термина нет определенного артикля, так что маловероятно, что это имя собственное.
Во-вторых, другая группа учёных рассматривала это как почетный титул для некой женщины-лидера церкви, хотя она остается анонимной (как и автор, который просто использует свой титул “старец”). Это означало бы, что женщина служила, по крайней мере, в качестве руководителя домашней церкви и, возможно, городской церкви в то время, когда было написано 2 Иоанна. Такая ситуация, безусловно, возможна, поскольку такие женщины, как Феба (Рим 16:1-2), Еводия и Синтихия (Фил 4:2), вероятно, служили в таких должностях. Однако решение о значении этого термина (а также о значении “сестры твоей избранной” во 2 Иоанна 13) зависит от контекста этого конкретного письма, а не от исторической возможности.
Третье, и наиболее вероятное, толкование заключается в том, что “госпожа” - это церковь. Де
... Читать дальше »
Есть ли грех, от которого нет восстановления? Конечно, нет никаких проблем с представлением о том, что человек должен молиться за согрешающего собрата-христианина. Вместе с Иоанном христиане признают, что “все проступки есть грех” и что всё это отделяет людей от Бога. Таким образом, молитва и восстановительный совет (Гал. 6:1) кажутся уместными, когда мы наблюдаем согрешившего единоверца. Однако, где у Иоанна возникают проблемы, так это в упоминании “греха к смерти”, в отношении которого молитва неуместна (не то, чтобы это обязательно неправильно, но то, что это бесполезно). Что это за грех такой? И какой тип смерти предполагается — физическая или духовная смерть? Поскольку мы сами время от времени впадаем в грех, эти вопросы имеют практическое значение для каждого из нас. Это не просто решение академической проблемы Писания.
Этот отрывок встречается в конце 1 Иоанна, сразу после призыва к молитве (1 Ин. 5:13-15). По словам Иоанна, именно потому, что “мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили”, следует молиться за “брата”, который грешит. Иаков использует аналогичную структуру в заключении своего письма. После разговора о молитве об исцелении (Иак. 5:13-16) он отмечает ободрение к молитве, которое даёт пример Илии (Иак. 5:17-18), а затем говорит о том, как обратить грешника от заблуждения на его или её пути и таким образом спасти его или её от смерти (Иак. 5:19-20). Такая структура пожеланий здоровья плюс формулировка цели в заключении письма была типична для одной из форм греческих писем. Таким образом, неудивительно, что в своём заключении Иоанн также выражает пожелание здоровья, прежде чем перейти к изложению своей окончательной цели (вероятно, 1 Ин. 5:20).
Но о каком типе жизни и смерти говорит Иоанн? Это современный вопрос; он был задан не читателям Иоанна, поскольку краткость его ссылки предполагает, что они будут знать, о чё
... Читать дальше »
Христиане справедливо писали и пели о крови Иисуса, ибо Его искупление занимает центральное место в вере. Но в 1 Иоанна 5:6-8 мы обнаруживаем, что есть не только кровь, но и вода; а у нас нет песен о воде. Что значит “пришедший водою и кровию”? Почему они помещены рядом с Духом в качестве свидетелей? И как неодушевленные предметы могут свидетельствовать?
Исторически существовало три различных типа ответов на эти вопросы. Во-первых, некоторые отцы церкви связывали воду и кровь с “кровью и водою”, которые вышли из бока Иисуса, когда Он был пронзён копьём (Ин. 19:34). Однако суть креста заключалась не в том, что текла вода, а в том, что проливалась кровь. На самом деле, ни в одном другом тексте Нового Завета вода не упоминается в связи с крестом. Во время удара копьём Иисус был уже мёртв; это только доказывало, что Он действительно был мёртв. Наконец, порядок слов в Иоанна 19 отличается от порядка в Иоанна 5:6-8, что указывает на то, что автор не думал об этом отрывке из Евангелия, когда писал.
Во-вторых, другие видели здесь сакраментальный акцент. Кровь символизирует Вечерю Господню или Евхаристию, вода - крещение, а Дух - принятие Святого Духа при христианском посвящении. В этом случае частью предыстории было бы Иоанна 3:5, рождение от воды (крещение) и Духа, а частью - Иоанна 6:53-56, вкушение плоти и питье крови Сына Человеческого. Это толкование лучше соответствует 1 Иоанна 5:8, чем 1 Иоанна 5:6, поскольку глагол здесь указывает на завершенное действие, а не на повторяющееся таинство, в то время как в 1 Иоанна 5:8 речь идёт о продолжающемся свидетельствовании в настоящем времени. Однако даже там порядок трех слагаемых отличается от порядка обычного христианского посвящения, при котором крещение (вода) предшествует как Евхаристии (кровь), так и принятию Духа. Порядок также не такой, как в Иоанна 3:5. Наконец, было бы уникально найти единственный тер
... Читать дальше »
Большинство из нас вполне осознают, что время от времени грешат. Означает ли это, что мы не рождены от Бога? Если мы прочтём тремя стихами ранее, в 1 Иоанна 3:6 мы найдём: “Всякий пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его”. Это звучит ещё хуже. Ещё более странным является тот факт, что именно в этом контексте старец может написать: “И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши” (1 Ин. 3:19). Вряд ли эти отрывки успокоят наши сердца! Могут ли они означать, что если мы грешим после нашего обращения или крещения, мы прокляты (как думали некоторые во времена отцов церкви)? Если нет, то что означают эти отрывки? Как мы можем по-настоящему успокоить наши сердца?
Этот отрывок, который включает в себя всё 1 Иоанна 3:2-10, довольно сложный, и было предложено несколько решений:
1. Одна группа комментаторов отмечает, что глаголы, обозначающие “грешить” в этих стихах, употреблены в настоящем времени, которое по-гречески является непрерывным. NIV [Новая международная версия] подчёркивает этот непрерывный аспект, переводя “продолжает грешить”. Аргумент заключается в том, что, хотя истинно верующие могут время от времени грешить (так, 1 Ин. 1:7-9), обычно они грешить не будут. Слабость этой позиции заключается в том, что она зависит от грамматической тонкости, которую переводчик не может подчеркнуть в других местах Нового Завета, где используется это время. Более того, в 1 Иоанна 5:16 то же время используется для обозначения верующего, которого единоверец видит “совершающим грех”. Здесь представлен истинно верующий, который делает то же самое, что отрицается в 1 Иоанна 3:6, 9. Почему NIV не переводит последовательно и поэтому переводит этот отрывок как ”продолжающий грешить"?
2. Другая группа комментаторов, обратив внимание на 1 Иоанна 5:16-17, предполагает, что “старец” имеет в виду два
... Читать дальше »
Какого рода помазание, как утверждается в 1 Иоанна 2:27, получает христианин? Похоже ли это на то, что было принято в Ветхом Завете? Почему тогда Иоанн говорит, что это означает, что “вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас”? Как помазание учит нас чему-то? Можем ли мы теперь вообще обойтись без учителей-людей?
Этот стих является продолжением мысли, впервые высказанной в 1 Иоанна 2:20: “Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё”. Ссылки как на помазание, так и на познание истины встречаются в каждом из двух стихов. В Ветхом Завете цари и священники помазывались елеем, чтобы быть посвящёнными на служение. В этом отрывке также явно происходит освящение или инициация, но там нет упоминания о масле. Ко времени Тертуллиана (200 г. н. э.) помазание елеем практиковалось в контексте крещения, но нет никаких свидетельств того, что такая практика существовала ещё в новозаветный период. В Новом Завете елей связан только с помазанием больных для исцеления (Марка 6:13; Иакова 5:14-15). Тем не менее, практика более поздней церкви действительно даёт нам ключ к пониманию смысла этого слова, поскольку елей означал принятие Духа. Даже в Ветхом Завете помазание царей (1 Цар. 16:13) и пророков (Ис 61:1) связано с нисхождением на них Духа. Говорится, что Иисус при Своём крещении был помазан Духом (Деяния 10:37-38; сравните Деяния 4:27; Евр. 1:9), а в Луке 4:18 Иисус цитирует: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня…” (Ис 61:1), что было темой Его служения. Иисус никогда не был помазан елеем (за исключением, возможно, благовоний, которыми Его окропили в конце Его служения в Вифании), но Он был помазан Духом, который сошёл на Него при крещении. Вполне уместно (и, вероятно, преднамеренная игра слов), что христиане, которые являются последователями Христа (что означает Мессия или “Помазанник”), должны носить такое же помазание (корень “Христос” и “помазание” в греческом
... Читать дальше »
В Числах 10 Израиль, наконец, выступил от подножия горы Синай. Они были там со времен исхода из Египта, и именно там они получили Десять заповедей. Прежде чем покинуть Синай, Моисей попросил человека по имени Ховав отправиться с ними в их путешествие в Землю Обетованную, особенно потому, что он мог вести Израиль в пустыне. Моисей сказал: “не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом” (Числа 10:31). Вот весь отрывок:
29 И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуила Мадианитянина, тестю Моисея [חֹתֵ֣ן]: “Мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: "Я дам его тебе". Пойдём с нами, и мы сделаем тебе добро, ибо Господь обещал добро Израилю”. 30 Но он сказал ему: “Я не пойду. Я отправлюсь в свою землю и к своим сородичам”. 31 И он сказал: “Пожалуйста, не оставляй нас, ибо ты знаешь, где нам следует расположиться лагерем в пустыне, и ты будешь служить нам глазами. 32 И если ты пойдёшь с нами, то, какое бы благо ни сотворил нам Господь, то же самое мы сотворим и тебе”. (Числа 10:29-32, ESV)
В тексте говорится, что Ховав хотел уйти в свою землю (10:30), но неясно, смог ли Моисей убедить его остаться, обратившись с призывом о том, что Ховав будет полезен Израилю и что он будет благословлен Господом в пришествии (10:31-32). Однако отрывки из Книги Судей 1:16 и 4:11 показывают, что потомки Ховава в конечном счёте действительно оказались в земле Ханаан. Эти стихи предполагают, что Ховав передумал и действительно отправился с Моисеем и Израилем в Ханаан:
И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева[חֹתֵ֣ן], пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа (Судьи 1:16)
Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родстве
... Читать дальше »
«Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?»
Удивительно читать во 2 Петра 3:12, что наступление судного дня может быть ускорено. Может ли быть правдой, что поведение христиан может ускорить (или отсрочить) наступление дня Божьего? Каким образом они могут это сделать? И что это значит для идеи всевластия Бога? Разве Он не принимает решения о “временах” без какого-либо участия с нашей стороны и нашего поведения?
Вся глава 2 Петра 3 посвящена возвращению Христа. Используются два термина: “пришествие” (иногда оставляется непереведённым как “парусия”, 2 Петра 3:4) и “день” (2 Петра 3:10). “День” здесь - это “день Божий”, а не обычный “день Господень”. “День Божий” также упоминается в Откровении 16:14. Вероятно, это появляется здесь потому, что “день Господень” встречается в предыдущих стихах трижды, и поэтому хороший стиль требует изменения терминологии. [Это видно также по употреблению слов “Бог” и “Господь”: во 2 Петра 3:3-7 используется “Бог”, Во 2 Петра 3:8-10 используется “Господь”, во 2 Петра 3:11-13 используется “Бог”, а во 2 Петра 3:14-16 сначала используется “Господь”, а затем “Бог”. По-видимому, происходит преднамеренное переключение между синонимичными терминами].
Этот “день Божий” будет отмечен разрушением “небес” огнём, включая расплавление “стихий”. Нам не говорят точно, каков будет механизм этого процесса, но ясно, что он вызван “днём Божьим” и, следовательно, не является природной катастрофой или чем-то, вызванным человеческой беспечностью. Бог уничтожит старые небо и землю, говорится в Откровении 21:1, подготавливая путь для нового неба и новой зе
... Читать дальше »
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого»
Христиане признают, что до того, как люди познают Христа, они находятся в плохом состоянии, ибо они живут под судом Божьим, который повелел всем людям повсюду покаяться и уверовать в Евангелие. Поэтому нетрудно понять, как Христос позволяет людям спастись от развращения мира, поскольку это развращение связано с их дохристианской жизнью. Также у большинства из нас нет недостатка в примерах людей, которые снова “запутались” в мире после того, как познали Христа; возможно, мы даже знаем некоторых, кто, первоначально обратившись ко Христу, позже полностью отверг Евангелие как на словах, так и на деле (хотя большинство наших “отступивших” братьев и сестёр всё равно исповедовали бы истину Евангелия, даже если оно не играет активной роли в их жизни). Однако во 2 Петра 2:20 содержится нечто большее, чем просто эти распространённые (хотя и печальные) наблюдения. В нём говорится, что такие люди находятся в худшем положении, чем до их первоначального обращения. Как это может быть так? Разве они не остаются христианами, даже если они отступники? Разве они не попадут на небеса, несмотря на свою греховную жизнь? И разве это не “лучше”, чем их первоначальное состояние? Разве спасение не по вере, а не по делам? То, что говорится во 2 Петра, кажется несовместимым с нашим представлением о Боге благодати и милосердия.
Когда мы читаем этот стих в контексте, мы понимаем, что обсуждаемые люди - это лжеучители, которым противостоит Пётр. Когда-то они были христианами, которые были “очищены от [своих] прежних грехов” (2 Петра 1:9) или “вымыты” (2 Петра 2:2
... Читать дальше »
Одна из центральных тем Книги Чисел заключается в том, что Бог осудил восстание Израиля против Него. После того, как Бог освободил Свой народ из Египта, а затем дал им закон на Синае, они жаловались и роптали на своего Бога. В 1 Коринфянам 10 апостол Павел использует действия Израиля в книге Исход и Числах в качестве негативного примера для сегодняшней церкви. При этом, как мы увидим, он следует практике Псалмов.
Таким образом, христиане должны понимать истории в Числах как предупреждение против неверия и против того, чтобы подвергать Господа испытанию. На самом деле Павел учит, что израильтяне восстали не только против Бога, но и конкретно против Христа в пустыне. Как говорит Павел про Израиль: “все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос” (1 Коринфянам 10:4; ср. 10:9; Числа 20:2-13). Учение Павла ясно показывает, что Иисус - Бог, поскольку Бог называется “скалой” во всём Ветхом Завете, включая Песнь Моисея во Второзаконии 32 (Второзаконие 32:4, 15, 18, 30, 31, 37).
Пример Израиля в 1 Коринфянам 10:5-11
Вот предупреждение Павла в 1 Коринфянам 10:5-11, с возможными ссылками на Исход и цифры в скобках (все переводы мои собственные):
5 Но Бог не был доволен большинством из них, ибо они были низложены в пустыне [Числа 11:1; 14:28-45; 16:31-35, 47-49; Псалом 105:14-34]. 6 И ныне, всё это произошло в качестве примера для нас, чтобы мы не желали зла так, как желали они. 7 И не будьте идолопоклонниками, какими были некоторые из них, как написано: “Народ сел есть и пить и встал играть” [Исход 32:6]. 8 И не будем совершать половой распущенности, как некоторые из них совершили половую распущенность, и 23 000 пали за один день [Исход 32:28, 35; Числа 25:1-9]. 9 И не будем испытывать Христа, как испытывали некоторых из них, и они были уничтожены змеями [Чис
... Читать дальше »
Поскольку христиане серьёзно относятся к спасению, нас часто мучают сомнения по этому поводу. Даже если эта проблема не затрагивает нас, у большинства христиан были друзья, которые боялись, что их спасение может оказаться под вопросом. Следовательно, призыв к этическому долгу во 2 Петра 1 сам по себе не является проблемой, поскольку подобные призывы встречаются по всему Новому Завету. Но что имеет в виду автор во 2 Петра 1:10, призывая нас сделать наше “звание и избрание” твёрдым? Означает ли это, что если мы не будем вести тот образ жизни, который он предлагает, мы можем не быть избранными? Значит ли это, что мы, возможно, не будем спасены?
Или это означает, что мы можем потерять спасение, которое у нас уже есть?
Этот отрывок, безусловно, требует моральных усилий. Призыв к усердию во фразе “более и более старайтесь” наводит нас на этот факт. Если этого было недостаточно, то этот стих следует сразу за другим призывом к нравственной жизни. Во 2 Петра 1:5-7 мы обнаруживаем цепочку добродетелей, которые христианам настоятельно рекомендуется развивать (используя фразу, подобную “более и более старайтесь”). Развитие их сделает нас эффективными и продуктивными в наших отношениях со Христом, в то время как неспособность развить их означает, что мы слепы и забыли об очищении от прошлых грехов, которое мы пережили. Нас не удивляет это поощрение к нравственным усилиям, поскольку лжеучители во 2 Петра ложны именно потому, что они не живут нравственно (лжеучение во 2 Петра и во многих других новозаветных писаниях ложно, потому что оно подает неправильный моральный пример, а не только потому, что оно учит неправильной доктрине). Они, по-видимому, утверждают, что видят, но в глазах Петра они слепы.
Таким образом, убедиться в своём “звании и избрании” - значит гарантировать, подтвердить или ратифицировать (этот термин имеет такие значения в различных конт
... Читать дальше »
Мне не нравится думать о чьём-либо осуждении; особенно мне не нравится обдумывать своё собственное возможное осуждение. Таким образом, меня беспокоит, когда автор этого послания внезапно начинает называть преследование христиан (контекст этого отрывка) судом. Разве Христос не вершил суд над верующими? Как может Пётр воспринимать такую мрачную перспективу, если он действительно верит в благодать? Означает ли это, что если меня преследуют, то я грешный христианин, нуждающийся в суде? Не добавит ли такая перспектива чувства вины к моим страданиям, вместо того чтобы позволить мне радоваться страданиям за Христа?
Ответить на наши вопросы относительно легко, хотя размышлять об этом неудобно. Тема отрывка - “суд” (в греческом тексте есть определенный артикль). О каком суде может идти речь? Пётр уже упоминал о суде (1 Пет 1:17; 2:23; 4:5-6), и в каждом случае это Божий суд и, следовательно, вероятно, окончательный приговор. Учитывая использование той же фразы в других отрывках Нового Завета (Деяния 24:25; Рим. 2:2-3; Евр. 6:2; 2 Пет. 3:7; Иуды 4; Откр. 17:1; 18:20), этот вывод становится неоспоримым. Таким образом, 1 Петра говорит, что страшный суд начинается не с язычников или неверующих евреев, а с семьи Божьей, церкви. Преследование, которому они подвергаются, является фазой этого окончательного суда.
Как это происходит, становится ясно, когда мы исследуем Божий суд в еврейской традиции. Согласно ветхозаветной традиции, суд начинается в доме Божьем. Например, в книге Пророка Иезекииля 9:5-6 говорится: “идите за ним по городу и поражайте… и начните от святилища Моего”. Иеремия, обращаясь к народам, говорит: “Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Моё, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными?” (Иер. 25:29). Народы не останутся безнаказанными, ибо суд начался с собственного народа Божьего. Точно так же в конце ветхозаветного пер
... Читать дальше »
На первый взгляд 1 Петра 4:1 не кажется сложным. То, что Христос пострадал в Своём теле, является данностью христианской веры, ибо как ещё можно было бы описать крест? Точно так же в Новом Завете очень распространена идея о том, что христиане должны быть готовы следовать за Христом, в том числе следовать Его примеру страданий. Достаточно прочитать послание к Филиппийцам 2:5-11, чтобы получить пример, или 1 Петра 2:21. Но в этом отрывке добавлено кое-что ещё, а именно идея о том, что “страдающий плотию перестает грешить”. Означает ли это то же самое, что и в Римлянам 6:7: “ибо умерший освободился от греха”? Или у этого слова есть другое значение, тем более что в нём используется “пострадал”, а не “умер”, и “перестал”, а не “освободился”? Если “перестаёт грешить” означает “перестал грешить”, то почему я всё ещё грешу? Значит ли это, что я недостаточно пострадал?
Существует пять различных объяснений этого отрывка. Во-первых, это может относиться только к Христу (“страдающий” - это Христос и никто другой). Во-вторых, это может относиться к отождествлению христианина со Христом при его обращении-инициации (особенно крещении). То есть, когда человек отождествляет себя со смертью Христа, грех больше не имеет власти над этим человеком (Рим. 6:1-12; 1 Ин. 5:18-19). В-третьих, это может означать, что когда христианин решает пострадать за Христа, этот верующий решительно решает порвать с грехом и его компромиссами. В-четвертых, это может означать, что когда христиане страдают, они разрушают власть греха над своей жизнью. Наконец, это может означать, что когда христиане умрут, они будут освобождены от греха, как был освобождён Христос.
Выбирая из них, мы, во-первых, замечаем, что Пётр, в отличие от Павла, никогда не использует “грех” как абстрактный принцип или силу. Пётр всегда думает о конкретных греховных деяниях. Это делает второй и третий варианты маловероятными
... Читать дальше »
«которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал»
Неясно, что имеет в виду Пётр, когда говорит, что Христос проповедовал духам в темнице. Может ли быть так, что Христос даёт второй шанс людям, которые умерли? Что значит, что эти существа находятся в темнице? Может ли существовать какое-то подобие чистилища после смерти, где людям даётся второй шанс?
Первый шаг к пониманию этого отрывка - рассмотреть его в контексте. Этот отрывок обращён к христианам, столкнувшимся с возможностью преследования. Пётр приводит в пример Христа, который тоже подвергался гонениям. Этот факт важен, поскольку христиан, к которым он обращается, поощряют отождествлять себя с переживанием Христа. Иисус тоже страдал. На самом деле, он был “предан смерти в теле” (NIV) или “во плоти” (RSV), но “оживлён Духом” или “в духе”. Хотя, по общему признанию, это сложно, создаётся впечатление, что описываются две разные сферы жизни. В человеческой сфере жизни Иисус был предан смерти. Для всего мира Он был мёртв навсегда, казнён как преступник. И всё же церковь знала, что на Пасху Он ожил не только в человеческой сфере, но и в духовной. Итак, Его тело было воскрешено, но оно было воскрешено не только как естественное человеческое тело (как тело Лазаря), но и как бессмертное тело. Поэтому мы находим истории о том, что воскресший Христос был способен делать то, чего Он не мог делать до Своей смерти, например, появляться и исчезать и входить в запертые комнаты.
Именно в этой духовной сфере жизни (лучшим переводом, чем “через кого” в NIV, было бы “в котором” в NSRV, Иисус отправился к “духам в темнице”. В следующем стихе мы узнаем, что эти духи “ослушались во дни Ноя”. Кем же тогда они могли быть? Есть две возможности. Во дни Ноя земля была полна на
... Читать дальше »