«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» |
Этот отрывок поднимает некоторые из тех же вопросов, что и 1 Петра 3:6, но адресован мужьям-христианам. В каком смысле жена является более слабым партнером (“немощнейшим сосудом”)? Разве это не снисходительный термин? Разве это не говорит о неполноценности женщин? И что значит “оказывая им честь”? Является ли это соображением хозяина, принимающего во внимание желания раба? Наконец, почему неудача здесь может помешать молитвам мужей? Интересная вещь в вопросах, основанных на этом стихе, заключается в том, что в нескольких переводах греческий термин интерпретируется по-разному. То, что переводится как “более слабый партнер” в NIV, в более буквальном переводе с греческого означает “более слабый сосуд” (как в KJV; сравните с RSV: “слабый пол”). Перевод “более слабый сосуд” почти так же сбивает с толку, как использование термина “сосуд” в 1 Фессалоникийцам 4:4. Изучение этого словаря показывает, что, скорее всего, автор думает о человеке либо как о теле, являющемся сосудом для Духа (значение, встречающееся у апостольских отцов), либо как о существе, созданном Богом (значение, взятое из притчи в Иер. 18:1-11). Любое из двух значений говорит о том, что мужчина и женщина - оба существа, но одно из них, женщина, слабее и уязвимее.
В отличие от более поздних отцов церкви, Пётр не думает о женщине как о более слабой морально (в Римлянам 5:6 говорится, что все люди слабы таким образом, и 1-е Послание Петра близко Павлу по своей мысли) или слабой совестью (Римлянам 14:1, что Павел никогда не связывает с сексом), ибо ни одно из них не применимо к женщине как к “сосуду” или “созданию”, и ни одно из них не применимо к женщине как к противоположности мужчине. Вместо этого идея Петра должна заключаться в том, что мужчина воспринимает женщину в контексте большинства культур как более слабую как физически (и поэтому мы так много слышим о жестоком обращении с женщинами со стороны мужчин), так и социально. Физическая слабость очевидна в том, что мужчины в среднем крупнее и сильнее женщин. Социальная слабость проиллюстрирована во 2 Коринфянам 10-13, в котором Павел неоднократно говорит о социальной слабости, потому что он не был внушительным на вид и хорошо не говорил по-гречески (из-за своего иностранного происхождения); это ставило его в невыгодное социальное положение и часто требовало, чтобы у него был местный спонсор. Женщина также часто оказывается в невыгодном положении в тот момент, когда люди понимают, что имеют дело с женщиной, а не с мужчиной, и этот факт ещё более актуален в культуре первого века, чем сегодня.
Очевидно, что эта слабость, будь то физическая или социальная, давала (и до сих пор даёт) мужу большое преимущество в браке; он мог злоупотреблять уязвимостью своей жены. Но тема этого раздела в 1 Петра, понятая из 1 Петра 2:13, - это тема подчинения. Муж, утверждает Пётр, демонстрирует свою надлежащую покорность, не пользуясь слабостью своей жены. Вместо этого он должен “жить с ней” “тактично” или “в соответствии со знанием дела”. Знания, о которых идёт речь, - это не теоретические знания о ней, а личные знания, которые могли бы послужить основой либо для эксплуатации её, либо для внимательного ухода. Последнее - это то, чем должен характеризоваться муж-христианин. Эта внимательная забота, основанная на личном знании своей жены, должна распространяться на всю сферу супружества, поскольку “жить вместе” включает в себя как сексуальную, так и другие сферы брака.
Другой способ, которым Пётр выражает эту идею, - сказать, что муж должен относиться к своей жене с “уважением” или “честью”, что означает, что даже если культура не чтит женщин, он будет чтить свою женщину. Его уважение к ней дает ей преимущество в силе в культуре, которая может подвергать физическому насилию, и в статусе в культуре, которая может смотреть на женщин свысока. Подобно Христу, он берёт (и даже отказывается) от того, что у него есть, и дарует это тому, кому этого не хватает.
Культура может смотреть на женщину как на “более слабую” или неполноценную — на самом деле, этот низкий взгляд на женщин был очень характерен для средиземноморской культуры петровских времен, — но в 1 Петра говорится, что она “сонаследница” (перевод “наследники с вами” в NIV может скрывать силу фразы). Другими словами, в той сфере, которая имеет значение, в духовной, она равна. Новозаветная точка зрения заключается в том, что сам брак и сексуальные различия, в частности, носят временный характер и не будут продолжаться на небесах (см. Мф 22:30). Таким образом, с небесной точки зрения конечной является не слабость женщины, а её равенство. Поскольку это реальность будущего, муж-христианин должен признать это в настоящем так, как он уважает свою жену. Как утверждал Павел в Галатам 3:28, нет реальной (в смысле окончательной или долговременной) разницы между мужчиной и женщиной. Полностью христианский брак воплощает это в жизнь, будучи в большей степени обусловленным более полной реальностью будущего (эсхатологической реальностью), чем правовыми и социальными нормами культуры.
Таким образом, теперь мы можем понять, почему это повлияет на молитвы. Несколько отрывков из Нового Завета (Мф. 5:23; 6:12, 14-15; 1 Кор. 11:33-34; Иак. 4:3) указывают на то, что различия в отношениях с другими людьми будут препятствовать молитвенной жизни человека. Насколько сильнее это было бы, если бы чья-то жена жаловалась Богу на плохое обращение с ней своего мужа? Даже если бы она не жаловалась, разве Бог не увидел бы её слезы? Разве Он не Бог сострадания и справедливости? Разве Он не заступается за более слабых и угнетённых? Таким образом, с одной стороны, у нас есть обещание, подразумеваемое в Матфея 18:19-20, что муж и жена создают самую маленькую церковь, место, в котором может присутствовать Христос; поэтому молитвы, произносимые в единстве с Ним, будут услышаны. С другой стороны, когда они отдалились друг от друга и особенно когда более сильный угнетает более слабого, никакая молитва не будет услышана, ибо Бог поставит взаимоотношения и самоотдачу, подобную Христу, выше любой просьбы - кроме просьбы о покаянии. [Неясно, является ли “ваша” (множественное число) в “ваших молитвах” относится только к молитвам мужей (поскольку к мужьям обращаются как к группе) или обоих мужей и жен, вероятно, имеется в виду первое, но мы должны помнить, что горечь и негодование жены также будут блокировать молитвы так же уверенно, как и угнетенность мужа].
Значит, Пётр снисходителен к женщинам? Нет, он не снисходителен; он реалистичен. Он признаёт, что в культурах, с которыми он имел дело (и в значительной степени сегодня также), жена находилась в невыгодном положении в отношениях, почти всегда физически, а часто и юридически, и социально. Поэтому Он советует мужу жить, как Иисус, воспользоваться Своим физическим и социальным преимуществом и использовать его, чтобы сделать свою жену такой, какой она действительно является в глазах Бога. Такой тип отношений, утверждает 1 Петра, приведёт к ситуации, в которой молитва может быть услышана. Однако любая эксплуатация жены преграждает путь между мужем и Богом.
Hard Sayings of the Bible
|