«Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха»
Учит ли Пётр, что женщины должны относиться к своим мужьям так, как если бы женщины были рабынями, а мужчины - их хозяевами? Разве выражение “господин” не оскорбительно и не унижает достоинство женщины? И какое отношение в такой ситуации имеет нежелание поддаваться страху? Неужели Пётр обрекает женщин на статус второго сорта и жестокое обращение?
Отрывок из 1 Петра отсылает к Бытию 18:12, в котором Сарра смеётся и говорит себе: “После того, как я изношусь, а мой господин состарится, буду ли я теперь иметь это удовольствие [иметь ребёнка]?” Дело в том, что Сара (возможно, даже в своих мыслях) называет своего мужа “мой господин” (а не “мой хозяин”) [Перевод “мой хозяин” в NIV неудачен, поскольку подразумевает, что Пётр думает о женщинах как о рабынях. Фактически, он следует греческому переводу Ветхого Завета, используя kyrios, или “господин”, что может означать просто уважительное “сэр” или может подразумевать более высокий статус, такой как “мой господин” в традиционном британском употреблении. Однако, когда Пётр говорит о господине раба, он использует другой термин - "despoteμs" (1 Петра 2:18)], проявляя к нему должное уважение. Ирония заключается в том, что в данном контексте, проявляя уважение к Аврааму, она смеется над словами самого Яхве; Петра, однако, как и большинство авторов Нового Завета, интересует не контекст, а только однократное употребление этого термина.
Но каков контекст в 1-м послании Петра? Этот отрывок адресован христианкам из высшего общества с неверующими мужьями (гораздо более распространенная ситуация в этой культуре, чем у мужей-христиан с неверующими женами). Этим женщинам рекомендуется подчиняться своим мужьям, поскольку именно их добродетельное поведение обратит их в свою веру, а не их аргументы в пользу христианства или роскошная одежда (тот факт, что роскошная одежда была возможна, указывает на то, что они принадлежали к высшему классу; у крестьянских женщин обычно был один приличный комплект одежды и практически не было дорогих украшений). Такое подчинение было также признаком “святых жен”, то есть ветхозаветных женщин, главной из которых является Сарра. Это представление выделит этих женщин-христианок как святых (детей Сарры).
Обратите внимание на то, что не сказано. Во-первых, не подразумевается, что это подчинение распространяется на отказ от практики христианской веры или компромисс со стандартами святой жизни, установленными Иисусом. Эти женщины должны продолжать “надеяться на Бога” и “поступать правильно”. Их мужья, будучи необращёнными, могут фактически угрожать им наказанием или разводом, требуя, чтобы они не ходили на церковные собрания или практиковали что-то, запрещенное Христом, но эти женщины не должны “поддаваться страху”. Страдание за имя Христа почитается в 1 Петра. И всё же, как и все те, кому адресовано 1 Петра, они должны страдать, потому что они преданы Христу, а не потому, что нарушили культурные стандарты, которые одобрил бы Христос.
Другими словами, то, что мы видим здесь, - это то, что подчинение этих женщин не должно быть абсолютным. Прежде всего, они покорились Христу. Это единственное абсолютное подчинение. Теперь они следуют за ним и подчиняются своим мужьям. Их культура требовала абсолютного подчинения своим мужьям, в том числе и в вопросах религии. Это послание призывает их занять независимую позицию в вопросах религии и морали, но быть образцовыми женами во всех других отношениях, что означает, что Христа не будут винить за то, что на самом деле не было результатом послушания Ему.
Во-вторых, этот образец не преподносится как идеал для христианского брака. Только в 1 Петра 3:7, как мы увидим в следующей главе, автор переходит к обсуждению христианского брака. Учитывая, что он так мало может сказать по этому поводу, вполне вероятно, что либо такие браки не были проблемой, либо они были относительно редки в общинах, к которым он обращается. В христианском браке жена является наследницей вместе со своим мужем “благодатной жизни”. Другими словами, она является равноправным партнёром в Евангелии. Муж должен оказывать ей почести и относиться к ней с уважением, “дабы не было вам препятствия в молитвах”.
В 1-м Послании Петра 3:1 Пётр делает три вещи. Во-первых, он представляет стратегию евангелизации. Люди привлекаются ко Христу не одними словами и, конечно, не бунтом, но живя в полной мере языческой добродетелью (когда это согласуется с христианской добродетелью), так что нехристиане увидит, что влияние Христа в жизни человека заключается в том, чтобы сделать его способным жить по идеалам, которые язычники могли относить к себе, но редко жили.
Во-вторых, он отмечает, что нормальная христианская позиция - это путь подчинения. Ни у одного автора Нового Завета не было проблем с подчинением, поскольку именно это практиковал Иисус, как указывает Пётр в 1 Петра 2:23. Освобождение в Новом Завете происходит от того, что сильные мира сего отказываются от власти, богатые делятся своим богатством, а не от того, что угнетённые требуют своих прав или бедные своей доли пирога. Действие Духа проявляется в акте отказа, а не в требовании. Таким образом, поступок Сарры демонстрирует отношение, соответствующее новозаветной добродетели. Это было особенно важно, учитывая ролевые возможности женщин в то время.
В-третьих, он следует образцу, описанному Павлом в 1 Коринфянам 5:12-13 (и иллюстрируемому в 1 Коринфянам 7:12-16), что христиане не должны пытаться навязывать свои стандарты нехристианам. В конце концов, у таких людей нет силы Духа, чтобы следовать христианским стандартам. Таким образом, в этом отрывке речь идет не о поведении неверующего мужа, а только о поведении жены. Она одна может проявить христианскую добродетель. Она может надеяться, что её муж действительно придёт к вере и, исполнившись Духа, в свою очередь начнёт относиться к ней как к равной, как сказано в 1 Петра 3:7.
Этот отрывок иллюстрирует тот факт, что концепция брака как интимных отношений между мужем и женой является относительно современной концепцией. Средиземноморская культура не ожидала эмоциональной близости между мужем и женой. Мужчина был ближе всех к своей матери, братьям и сёстрам; у него также могли быть друзья-мужчины (отношения отца и сына, как правило, не были эмоционально близкими). Женщина была ближе всех к своим детям, братьям и сёстрам, возможно, у неё были другие подруги (хотя обычно предполагалось, что женщины должны оставаться дома). Эмоциональная дистанция между мужем и женой в этом отрывке (на которую, безусловно, указывает термин “господин”) не обеспокоила Петра, поскольку, хотя в Библии есть очень мало примеров эмоциональной близости в браке, это не было культурным ожиданием. Точно так же, хотя сегодня это может быть желательно с точки зрения культуры, по библейским соображениям это не может быть сделано сутью брака. Суть заключается в публично одобренном соглашении или обязательстве каждого супруга поддерживать отношения. [См. Б. Малина, "Слово Нового Завета" (1984), описание средиземноморской культуры, и Р. Пола Стивенса "Женат навсегда" (1986), особенно первые четыре главы, посвященные концепции того, что такое брак (остальная часть книги рассматривает эти и другие вопросы в контексте брачной модели западного мира)].
Смотрите также комментарий к Ефесянам 5:22; 1 Петра 3:7.