Но Пётр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут
|
История Анании и Сапфиры - это неприятная история, которая содержит ряд сложных вопросов. Что такого плохого сделала эта пара? Почему их просто не разоблачили, а затем не призвали к покаянию? Почему они умерли, и почему мы не видим, чтобы такое же наказание происходило в церкви сегодня?
Церковь после Пятидесятницы была “исполнена Святого Духа” (Деяния 4:31), который проявлялся тремя способами: через (1) смелое провозглашение или евангелизацию, (2) знамения и чудеса и (3) великую щедрость. Дух Божий освободил людей от духа Маммоны, так что они давали всякий раз, когда видели нужду, продавая имущество и пожитки, если это было необходимо. Не было никакого принуждения, никаких требований. Это была просто естественная реакция на присутствие в них Духа щедрого Бога.
Непосредственно перед этой историей стоит история Варнавы, который, движимый Духом, продал своё имущество и отдал деньги церкви. Очевидно, церковь одобрила эту щедрость. Анания и Сапфира, очевидно, хотели такого же одобрения, но в их сердцах не было той же вызванной Духом щедрости. В результате они решили продать свою собственность, но отдать церкви только часть вырученных средств. В то же время они согласились заявить, что отдают всю сумму целиком. Текст очень ясно показывает, что грех был не в том, что они отдали только часть денег (Деяния 5:4), а в том, что они солгали (Деяния 5:3). Давали ли они и сколько они давали, было вопросом между ними и Богом. Это не было серьёзной проблемой. То, что они лгали о том, что они делали, было главной проблемой — на самом деле, это проблема остальной части истории.
Прежде чем обратиться к Сапфире, Пётр обращается к Анании: “Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?” (Деяния 5:3). Другими словами, не будучи открытыми Духу Божьему, но вместо этого живя в своей потребности в безопасности владения деньгами или собственностью, они позволили сатане ввести себя в заблуждение. Они, члены церкви, были в какой-то степени демонизированы. Это был естественный вывод для Петра, поскольку сатана изображается как обманщик и “отец лжи” (Ин. 8:44) начиная с 3-й главы Книги Бытия. Когда они отвернулись от правды (возможно, только от неудобной правды о том, что они не были достаточно уверены, чтобы давать так щедро, как другие), они открылись главному лжецу. Такая ситуация не отличается от сегодняшней, поскольку люди, которые отвергают импульсы Святого Духа или отворачиваются от Божьей истины, также часто попадают в паутину обмана и лжи, которая, кажется, опускается на них. [Наиболее очевидными параллелями являются многочисленные пастырские лидеры, которые были обманутые, думая, что их грех, будь то сексуальный или нет, каким-то образом не будет обнаружен и что они всё ещё могут продолжать служить. Их публичное унижение не всегда прорывалось сквозь этот обман, но оно сравнимо с унижением Анании и Сапфиры, когда их грех открылся Петру]. Анания и Сапфира, по-видимому, осознавали, что говорят ложь перед церковью, хотя сами были введены в заблуждение, не сумев осознать, что Дух откроет Петру истину. Пётр называет эту попытку обмана “искушением Духа Господня”.
Говоря, что грех заключается в искушении Божьего Духа, Пётр ссылается на ветхозаветную традицию искушения и, в частности, на опыт Израиля в пустыне. Ещё до прихода в пустыню и в течение многих лет, проведённых там, Израиль имел веские доказательства реальности и присутствия Бога. Он разделил море и победил фараона. Он снабдил их пищей и водой. Но он также объявил о Своём намерении испытать их (Исх. 15:25). Он позволил им попасть в трудные ситуации, чтобы посмотреть, ответят ли они доверием или недоверием. В Исходе 17 они пришли в место под названием “Искушение” (Масса). Снова не было воды. И снова люди ответили с недоверием: “есть ли Господь среди нас, или нет?” (Исх. 17:7). Это недоверие и требование, чтобы Бог действовал, иначе они не поверят, что Он среди них, называется “искушением Бога”. На самом деле, позже Бог говорит, что Израильтяне “искушали Меня уже десять раз” (Числа 14:22). Неудивительно, что во Второзаконии 6:16 сказано: “Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе”. Та же тема повторяется позже (Пс. 77:18, 41, 56; 94:9; 105:14). Евреи были вполне осведомлены об этой традиции, поскольку она довольно часто упоминалась в их литературе.
Пётр, таким образом, говорит Сапфире, что, несмотря на очевидное присутствие в церкви Духа Господня (“Господня” здесь относится к Иисусу), она и её муж решили попытаться “надавить на Него”. Их ложь содержала в себе предположение, что Дух ничего не сделает; сознательно или нет, это был вызов относительно того, действительно ли Бог присутствует в церкви. Ответит ли Он или закроет глаза на их обман? Как отмечается далее в Новом Завете (Деяния 15:10; 1 Кор. 10:9), это опасный вызов. Бог отвечает, и они умирают.
Их немедленная смерть без возможности покаяться, вероятно, имела две причины. Во-первых, это был первый раз, когда верующие бросили такой вызов Богу, так что это было важно, чтобы Бог действовал чётко и решительно, чтобы предотвратить любое недоразумение относительно реальности Его присутствия и Его готовности слышать и судить. Во-вторых, это было время интенсивного духовного присутствия, и там, где доказательства Божьего присутствия больше, грех оспаривания этого присутствия более серьёзен. В таком суждении также может быть замешано милосердие. В то время как смерть является высшим наказанием с человеческой точки зрения, с божественной точки зрения это гораздо менее серьёзно, чем продолжающееся движение в грехе и обмане; быстрый божественный суд предотвращает полное отступничество (1 Кор. 11:32).
Таким образом, учение этой истории двоякое. Во-первых, христиане не должны подвергать Бога искушению. Иисус привёл надлежащий пример стойкости при испытании в Матфея 4:7. Христиане должны следовать его примеру и доверять Богу в трудных ситуациях. Во-вторых, присутствие Духа в церкви не лишено опасностей. Некоторые умерли за то, что игнорировали присутствие Господа (1 Кор. 11:30; грех - это втирание соли в раны социальных разногласий в церкви). Церкви была дана власть делать заявления, которые могут иметь тот же эффект, что и заявления Петра (хотя, возможно, и не с таким немедленным результатом; 1 Кор. 5:3-5; сравните 2 Кор. 13:10). Я наблюдал подобные инциденты в церкви сегодня, некоторые из которых были достаточно драматичными, а другие происходили в течение более длительного периода времени. Бог - это Бог святости, и те, кто не будет относиться к нему как к святому, испытают на себе последствия.
Церковь сегодня часто молится о пробуждении. Возможно, ей следует спросить, действительно ли она хочет того, о чём молится. Очевидно, что мы приветствовали бы силу Божью в евангелизации и знамениях среди нас. Мы могли бы даже приветствовать растущее присутствие Духа в пророчестве. Но чтение этого отрывка в контексте Деяний должно напомнить нам, что “в церкви, где ходили хромые, умирали лжецы”. С силой Божьей приходит Его святость, и тем, кто не готов жить в Его святости, лучше будет бояться, чем искать Его силы.
Hard Sayings of the Bible
|