1 Петра 1:9. Спасение: прошлое, настоящее или будущее?
«достигая наконец верою вашею спасения душ»
Евангельские христиане часто говорят о том, что они “спасены”. Другими словами, им легко говорить о том, что они получили спасение в какой-то момент в прошлом, когда они посвятили себя Иисусу как Господу. Но соответствует ли этот язык тексту 1 Петра? Пётр, по-видимому, говорит о спасении как о цели, конечном результате, а не как о чем-то уже имеющемся. Означает ли это, что спасение неопределенно?
Пётр использует термин "спасение" четыре раза в своём первом послании (1 Пет. 1:5, 9-10; 2:2); он ссылается на то, что был спасён ещё трижды (1 Пет. 3:20-21; 4:18). Одно из этих упоминаний относится к нынешнему процессу спасения (1 Пет. 3:21, тема следующей главы), а остальные относятся к будущему спасению (за исключением 1 Пет. 3:20, где говорится о спасении Ноя). В 1 Петра спасение не будет открыто до последнего времени (1 Пет. 1:5). Это происходит после окончания нынешнего процесса страданий за Иисуса (1 Петра 4:19). Следовательно, это то, во что человек может вырасти. Другими словами, Пётр относительно последователен в том, что рассматривает спасение как нечто будущее.
Это правда, что в Новом Завете иногда говорится о спасении в прошедшем времени. В Иуды 3, например, говорится об “общем спасении”, а в Титу 3:5 говорится: “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения”. Деяния 15:11; Римлянам 8:24; Ефесянам 2:5, 8; и 2 Тимофею 1:9 также говорят о спасении в прошедшем времени. Но это лишь малая часть упоминаний этого термина в Новом Завете. Гораздо чаще говорят о спасении как о настоящем процессе (1 Кор. 1:18; 2 Кор. 2:15) или как о будущем событии (Рим. 5:9-10; 10:9; 11:26; 13:11; 1 Коринфянам 3:15; 15:2; 2 Кор. 7:10; Фил. 1:28; 1 Фес. 5:8-9; 1 Тим. 4:16; Евр. 1:14; 9:28; 10:39). Хотя некоторые могут поспорить с категоризацией того или иного стиха, общая тенденция очевидна в этих списках отрывков. О спасении можно думать в терминах прошлого события, но обычно оно рассматривается как событие будущего.
Эта сосредоточенность на будущем связана с самой природой спасения. Все стихи, в которых говорится о спасении как о прошлом, сосредоточены на основе спасения, которая заключается в смерти Иисуса, присвоенной благодаря приверженности Ему (верой), а не на человеческих ритуалах, даже тех, что описаны в Ветхом Завете. Но большинство стихов говорят о реальности спасения, и это будущее. Спасение означает избавление от какой-то опасности. Когда этот термин используется теологически, он означает опасность осуждения на последнем суде (Рим. 5:8-9). Поскольку такова природа опасности, то спасение не может стать реальным до тех пор, пока не произойдёт страшный суд. До этого момента у христианина есть надежда на спасение (1 Пет. 1:3), но не на само спасение. Под “надеждой”, конечно, Пётр подразумевает не надежду типа “Я на это надеюсь”, а уверенное ожидание того, что что-то произойдёт. Это своего рода надежда на выпускной, когда регистратор школы уже указал, что требования выполнены и место на выпускной вечеринке зарезервировано.
Таким образом, спасение — это цель. Это то, к чему движутся христиане. Согласно 1 Петра, это начинается с крещения (1 Пет. 3:21), но окончательно раскрывается только в “последнее время” (1 Пет. 1:5). Признаком тех, кто “спасается”, является то, что они остаются твердыми в вере под давлением.
Следует ли пересмотреть евангельский язык? Было бы неплохо восстановить баланс Библии. Говоря о спасении почти исключительно как о событии прошлого, мы упускаем две вещи. Во-первых, это потеря ощущения страшного суда. Это создаёт недостаток серьёзности в суждениях, которой не было ни у одного автора Нового Завета. Во-вторых, происходит потеря чувства осторожности. Спасутся не те, кто “принимает решение за Христа” (что не является новозаветным термином), а “претерпевший же до конца спасётся” (Мф. 10:22; 24:13; Мк. 13:13). Исторически сложилось так, что теологи выражали это двумя способами. В уэслианской традиции спасение действительно является предварительным и может быть утрачено, в то время как в реформатской традиции те, кого Бог действительно возродил, действительно выстоят. Но обе традиции точно отражают библейский акцент на том, что это не одноразовое решение, даже если оно долгое время игнорировалось, которое приносит спасение, но приверженность Христу, воплощенная в послушании до конца жизни. Спасение полностью гарантировано, но только для тех, кто сейчас живёт в послушании Христу. Хотя мы не должны забывать об основании нашего спасения и полностью прекращать ссылаться на то, что мы были спасены (в прошлом) смертью Христа на кресте, было бы полезно, чтобы формулировки о спасении отражали предварительный характер и смысл окончательного суда, наблюдаемого в Новом Завете. Тогда, с 1 Петра, люди будут смотреть на спасение скорее как на цель, чем как на событие прошлого.
Смотрите также комментарий к посланию 2 Петра 1:10; 2:20; Филиппийцам 2:12-13; 3:10-11.