Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
От рабства к субботе – история Исхода
Когда люди думают о Книге Исход, они часто думают о 10 казнях, обрушившихся на Египет, или о Моисее, получившем Десять заповедей на горе Синай. И всё же, какими бы важными ни были эти события, они не доминируют в Книге Исход, как темы рабства и субботы.
Избавление от рабства до субботнего покоя

После того, как Израиль поселился в Египте под руководством Иосифа, появился новый фараон, который поработил их (Исход 1:8-10). Фараон “поставил над ними надсмотрщиков, чтобы обременять их тяжким бременем”, а египтяне “безжалостно заставляли народ Израиля работать как рабов”, что сделало “их жизнь горькой” (Исход 1:11, 13-14). Это рабство включало в себя избиение египтянами израильтян, что привело к тому, что Моисей убил египтянина (2:11). Но Бог увидел ”угнетение“ и "скорби” Своего народа и “услышал их вопль”. Как сказал Господь: “Я знаю их страдания”. И Он обещал избавить их от рабства и ввести в добрую землю молока и мёда (3:7-9).

Бог “услышал стенания” израильтян, которые были превращены в “рабов”, и таким образом Он “вспомнил” Свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом. То есть Он действовал в соответствии с этим заветом, доставив Израиль в землю Ханаанскую (Исход 6:3-5). Бог провозгласил:
Я Господь, и Я выведу вас из-под бремени Египтян, и Я избавлю вас от рабства у них, и Я искуплю вас простёртой рукой и великими деяниями суда. Я возьму вас в Свой народ, и я буду вашим Богом, и вы узнаете, что Я Господь, ваш Бог, который вывел вас из-под бремени Египтян. Я приведу вас в землю, которую я поклялся отдать Аврааму, Исааку и Иакову. Я отдам её вам во владение. Я - ГОСПОДЬ. (Исход 6:6-7; ср. 16:12; 29:46)
Итак, Божье обещание Израилю состояло в том, чтобы сделать их Своим “народом” и доставить их в землю Ханаанскую, как Он “поклялся” патриархам: “Ваши потомки будут странниками в земле, которая им не принадлежит, и будут там рабами, и они будут страдать в течение четырёх лет… вашему потомству Я даю эту землю” (Бытие 15:13, 18; ср. 17:8). Но для исполнения этого обетования сначала требовалось, чтобы Бог освободил Израиль от рабства, из-под “бремени” Египта. Бог не только доставит Израиль в Землю Обетованную, но Он также доставит их в субботний покой. Однако вступление в Землю Обетованную займёт некоторое время, и хотя Моисей и то поколение даже не испытают этого, все они всё равно испытают Божью субботу.

Суббота резко контрастирует с “бременем” египетского рабства (Исход 2:23; 6:6-7; 21:2-11). Вместо тяжелой работы в Израиле теперь будет еженедельный день отдыха, а также сезоны отдыха (16:23, 30; 20:8-11; 23:10-19). Эта тема от рабства к субботе прослеживается даже в Десяти заповедях, которые начинаются с того, что Бог провозглашает: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства” (20:2). Этот момент не следует упускать из виду. Основание закона Божьего — Десять заповедей - начинается с провозглашения Богом освобождения от рабства.

Обратите внимание, что Бог конкретно говорит, что Он освободил Израиль из “дома рабства”. Вместо того чтобы жить в “доме рабства”, Израиль должен был построить “дом Яхве” (Исход 23:19; 34:26, LSB). Таким образом, Бог не только избавил Израиль от “рабства” для субботнего покоя (см. Четвертую заповедь), но Он также дал им новый “дом” (скинию), в котором Он будет жить с ними — “И пусть они сделают мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них”. (25:8). Освобождение из “дома рабства” в “дом Яхве” видно по чёткому разделению в Книге Исход, поскольку Десять заповедей даны в самой середине (Исход 20). Израиль находился в египетском рабстве с начала книги до Пасхи и исхода в главе 12, за которыми последовало пересечение Красного моря и время в пустыне. Но после этого освобождения из “дома рабства” Бог дал подробные инструкции для Своего “дома”. Во второй половине Книги Исход преобладают закон (Исход 19-24) и скиния, поскольку инструкции для скинии были даны в Исходе 25-31, а затем скиния была построена в Исходе 35-40.

Рабство в Исходе и дальше

Исход показывает, что Яхве - это Бог, который искупает рабов, взывающих к Нему. Однако Бог также защищает рабов, что видно из Его положений о законах, регулирующих рабство и освобождающих рабов. Современные мужчины и женщины часто приходят в ужас от практики рабства, что затрудняет рассмотрение библейского учения об этом сегодня. Тем не менее, рабство было обычной практикой в древнем мире, часто служа последним средством, когда мужчине приходилось продавать себя в рабство из-за долгов или когда мужчина продавал свою дочь в надежде на лучшую жизнь для неё. Современный Запад отменил такое рабство, но по иронии судьбы всё ещё практикует форму рабства, заключая преступников в тюрьму на длительный срок или даже пожизненно, практика, чуждая закону Моисея. В отличие от современного тюремного заключения, закон Божий предусматривал смертную казнь за тяжкие преступления и возмещение ущерба за менее тяжкие преступления. Хотя Бог не отменил рабство, а разрешил его как часть этого падшего мира, Он также наложил важные ограничения на его практику.

После Десяти заповедей Бог дал мишпатим, который Моисей должен был установить перед Израилем, термин, который можно перевести как “правила”, “постановления” или “суды” (Исход 21:1). Эти “правила” были косвенными прецедентными законами, вытекающими из основополагающих Десяти заповедей. Они содержатся в книге Исход 21:1-23:19 и в целом называются “Книгой Завета” (24:7).

Правила Книги Завета включают 10 законов о рабстве — пять законов для рабов-мужчин (Исход 21:2-6) и пять законов для рабынь-женщин (21:7-11). Из последующих законов, касающихся насилия (21:12-36), многие также касаются рабов (21:16, 20, 26, 32). В то время как кража людей была тяжким преступлением, покупка рабов была законной (Исход 12:44; 21:2; Левит 22:11; Второзаконие 15:12). Еврейских рабов можно было купить, потому что человек добровольно продал себя в рабство за долги, или его невольно продали, потому что он был вором, который не мог выплатить компенсацию (Исход 22:3). Нееврейских рабов можно было купить у торговцев или забрать с войны (Левит 25:44-45; Числа 31:26-47; Второзаконие 21:10-14).

Что касается выкупа из рабства, еврейские рабы должны были быть освобождены через шесть лет, в седьмой субботний год (Исход 21:2; Второзаконие 15:12), если только раб не хотел остаться со своим хозяином и женой, которую его хозяин приобрёл для него (Исход 21:4-6). Однако это не относилось к нееврейскому (иностранному) рабу (Левит 25:46), хотя он при этом должен был быть обрезан (Исход 12:44; Бытие 17:12-13). Раб-нееврей имел право выкупить свою свободу (Левит 25:49). В противном случае он и его дети должны были освобождаться каждые 50 лет в Юбилейный год, который был субботой субботних лет (7 х 7 = 49) (Левит 25:54). Тяжелое ранение раба требовало его освобождения (Исход 21:26-27), в то время как убийство раба требовало наказания (21:20). (Исход 21:21 учит, что отсроченная смерть раба предполагает, что хозяин не собирался убивать его, и, таким образом, потеря раба была его собственным наказанием). Если бык забодал человека до смерти, то сам бык должен был быть забит камнями до смерти, а смерть раба должна была быть компенсирована материально (21:28-32). Похищение человека и продажа его в рабство и даже обладание украденным человеком влекли за собой смертную казнь (21:16).

Если мужчина продавал свою собственную дочь в качестве “служанки”, на неё накладывались дополнительные меры защиты, которых не было на “рабов” мужского пола (Исход 21:7). Эта “служанка женского пола” (ама) отличается от слова, обозначающего мужчину “раб” (авад), поскольку женщина была куплена, чтобы стать женой или наложницей (в отличие от “еврейской женщины”, проданной только для работы во Второзаконии 15:12). Если она не нравилась своему хозяину, её не продавали иностранцам, но давали право на выкуп (Исход 21:8). Если бы она была замужем за сыном хозяина, то с ней следовало обращаться как с дочерью хозяина (21:9). И если хозяин (или его сын) женился на ней и взял с собой других жен, он всё равно должен был обеспечивать жену, включая мясо (“плоть” на иврите, а не “пища”), что означает, что она была продана богатой семье и ела мясо, как они ели (21:10). Женщина, купленная в качестве жены, не должна была быть понижена в должности в браке, и для этого требовалась её свобода (21:11).

Когда мы переходим к Новому Завету, мы видим, что были христиане, которые были рабами — “Ибо одним Духом все мы были крещены в одно тело — иудеи или греки, рабы или свободные” (1 Коринфянам 12:13). Павел не говорил им бежать, скорее они должны были повиноваться своим хозяевам (Ефесянам 6:5; Колоссянам 3:22; 1 Тимофею 6:1). Христиане также могли быть рабовладельцами, но они должны были относиться к своим рабам справедливо — “Господа, покажите вашим рабам, что правильно и справедливо, зная, что у вас тоже есть Господин на небесах” (Колоссянам 4:1, LSB). Таким образом, в царстве Христа будут хозяева рабов, и мы не можем осуждать их за то, что они творят зло, когда Бог этого не делал. Библия не осуждает рабовладельцев до тех пор, пока они обращались со своими рабами “справедливо” (Колоссянам 4:1, ESV). Тем не менее, Библия также обеспечила основу для регулирования рабства и его окончательной ликвидации. Земное рабство указывает на духовное рабство, в котором люди рождаются (Иоанна 8:34). Но подобно Божьему избавлению Израиля от египетского рабства, Он искупает тех, кто порабощён грехом, и вместо этого делает их “рабами праведности” и “рабынями Божьими” (Римлянам 6:16-22).

Суббота как знак Моисеева завета

Исход содержит основополагающие законы о рабстве, но он также содержит основополагающие законы о субботе. Примечательно, что суббота впервые появляется в книге Исход до Десяти заповедей в книге Исход 16. После того, как Израиль покинул Египет и оказался в пустыне, Бог давал манну по утрам только на шесть дней, а на шестой день давал двойную порцию, которую Израиль должен был испечь заранее, чтобы они могли отдохнуть на седьмой день — “день торжественного отдыха, святая суббота Господу”. (Исход 16:23, ср. 16:5, 22). Когда в другие дни Израиль оставлял манну до утра, “в ней плодились черви и воняло” (16:20). Но когда они откладывали её для использования в субботу, “оно не воняло, и в ней не было червей” (16:24). Некоторые люди всё ещё ходили собирать манну в субботу и не находили её, что побудило Бога сказать Израилю: “Как долго вы будете отказываться соблюдать Мои заповеди и Мои законы? Смотри! Господь дал вам субботу” (16:28-29).

Когда Израиль, наконец, получил Десять заповедей, Бог начал с пролога, объявляющего о Его освобождении из египетского рабства (Исход 20:2). Закон включал четвертую заповедь о соблюдении субботнего дня:
Помните день субботний, чтобы сохранить его святым. Шесть дней трудись и делай все дела твои, а седьмой день - суббота Господу, Богу твоему. В ней ты не должен выполнять никакой работы, ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга мужского пола, ни твоя служанка женского пола, ни твой скот, ни пришелец, который находится в твоих воротах. Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и всё, что в них, и почил в седьмой день. Поэтому Господь благословил день субботний и сделал его святым. (Исход 20:8-11)
Как те, кто освободился от рабства, Бог дал Израилю Свой добрый закон, закон, который благословил их субботним покоем. Таким образом, мы видим, что закон - это благо для тех, кто уже искуплен Богом. Это не средство заслужить что-либо перед Ним, но это средство благословения и освящения для народа Божьего.

Фараон-угнетатель отказался позволить Израилю “отдохнуть” от их “бремени” (Исход 5:5). Но Бог вывел Израиль из-под их “бремени” (6:6-7), чтобы они могли “отдохнуть” на седьмой день, как Он сделал при сотворении мира (Исход 16:23, 30; Бытие 2:2). Таким образом, мы видим, что заповедь о субботе уходит корнями как в сотворение мира, так и в искупление. Суббота - это принцип творения, но она также является целью Божьего освобождения Израиля от рабства. Это объясняет, почему Четвертая заповедь ссылается в качестве своей основы как на Божье творение, так и на Его освобождение Израиля:
Помните день субботний, чтобы сохранить его святым. Шесть дней трудись и делай все дела твои, а седьмой день - суббота Господу, Богу твоему.… Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в седьмой день. Поэтому Господь благословил день субботний и сделал его святым. (Исход 20:8-11)

Соблюдайте день субботний, чтобы сохранить его святым, как повелел вам Господь, ваш Бог. Шесть дней ты должен трудиться и делать все свои дела, а седьмой день - суббота Господу, Богу твоему.… Ты должен помнить, что ты был рабом в земле Египетской, и Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. Поэтому Господь, ваш Бог, повелел вам соблюдать день субботний. (Второзаконие 5:12-15)
И Исход 20:11, и Второзаконие 5:15 завершают Четвертую заповедь утверждением “поэтому”, основанным на предыдущем стихе. Исход 20:11 указывает на то, что Бог “благословил день субботний”, потому что “за шесть дней Господь сотворил небо и землю”. Таким образом, седьмой день всегда был святым. Но Второзаконие 5:15 показывает, что Бог специально “повелел” Израилю соблюдать день субботний, потому что Израиль был “рабом в земле Египетской”, и Бог “вывел” Израиль “оттуда”.

Однако Десять заповедей ни в коем случае не являются последним словом о субботе в книге Исход. Фактически, следующие “правила” Книги Завета начинаются с рабства (Исход 21:2-11) и заканчиваются субботним отдыхом (23:10-19). Таким образом, точно так же, как Десять заповедей (20:2, 8-11), эти “правила” начинаются с рабства и переходят к законам о субботе. Бог дал правила, касающиеся времени и отдыха, в широком смысле относящиеся к Четвертой заповеди (23:10-19).

Эти законы демонстрируют заботу о бедных и слугах, а также о земле и животных. Таким образом, суббота предназначена для всего творения. На седьмой год должен был быть предоставлен отдых сельскохозяйственным угодьям (включая виноградник и оливковый сад), которые также обеспечивали продовольствием бедных и животных (23:10-11). Но лучший урожай должен был быть принесён в дом Яхве (23:19). Наряду с еженедельным субботним отдыхом Бог в Книге Исход заповедал три праздника в год — Праздник опресноков, Праздник жатвы и Праздник сбора урожая (23:14-17).

Суббота была предназначена для восстановления животных, слуг и пришельцев — “в седьмой день вы должны отдыхать, чтобы ваш вол и ваш осёл могли отдохнуть, и сын вашей служанки и пришелец могли восстановится” (23:12). Это в контексте того, чтобы не “угнетать” чужеземца на земле (23:9). Бог очень ясно дал понять в Четвертой заповеди, что послушание заповеди о субботе требует предоставления субботнего отдыха тем, кто находится под вашей властью: “В этот день вы не должны делать никакой работы, ни вы, ни ваш сын, ни ваша дочь, ни ваш слуга, ни ваша служанка, ни ваш скот, ни пришелец кто находится в твоих воротах” (20:10). Вестминстерский большой катехизис Вопросы и ответы 118 резюмирует эту обязанность следующим образом: “Ответственность за соблюдение субботы в большей степени возложена на управляющих семьями и других вышестоящих лиц, потому что они обязаны не только соблюдать её сами, но и следить за тем, чтобы ее соблюдали все те, кто находится под их опекой; и потому, что они часто склонны мешать им своими собственными занятиями”.

Бог дал указания относительно скинии в Исход 25-31, когда Моисей всё ещё находился на горе Синай в течение 40 дней и 40 ночей. И всё же последнее, о чём Бог говорил с Моисеем во время пребывания на Синае, была суббота, которая была центральной в Моисеевом завете. Бог сказал: “Ты должен обратиться к народу Израиля и сказать: ”Прежде всего соблюдайте Мои субботы, ибо это знамение между Мной и вами во все ваши поколения, чтобы вы знали, что Я, Господь, освящаю вас"" (Исход 31:13). Суббота была “знамением” Моисеева завета между Богом и Израилем, поскольку Бог сотворил небо и землю за шесть дней и почил на седьмой день (31:17). Неисполнение знака субботы (выполнение “работы” в этот день) привело бы к “отсечению” от завета, точно так же, как это случилось бы с теми, кто не соблюдал знак Авраамического завета обрезания (Исход 31:14; ср. Бытие 17:14). Таким образом, тот, кто “оскверняет” субботу, выполняя в неё работу, должен был быть предан смерти, демонстрируя серьезность заповеди (31:14; 35:1-3).

После того, как Израиль сотворил золотого тельца, Моисей заступился за Израиль, и Бог возобновил Свой завет с Израилем (34:10). Наряду с предписанием праздника опресноков и другими законами, Бог также повторил заповедь о субботе: “Шесть дней работай, а на седьмой день отдыхай. Во время пахоты и жатвы вы будете отдыхать” (Исход 34:21). Затем, когда Моисей спустился ещё через 40 дней и ночей на Синае, он собрал весь Израиль и начал с заповеди о субботе (35:1-3). Следовательно, суббота доминирует над законом Моисея в книге Исход, поскольку она была заповедана:
до дарования Десяти заповедей (Исход 16:22-30),

как одна из десяти заповедей (20:8-11),

как часть Книги Завета (23:10-12),

как завершение наставлений о скинии, когда Моисей был на Синае (31:12-17),

как часть обновления завета после идолопоклонства (34:21),

и в начале строительства скинии (35:1-3).
Суббота была не просто ещё одним законом, который Бог дал Израилю. Скорее, это было частью Божьего морального закона в Десяти заповедях, которые являются основополагающими для христианской этики. Гражданские/судебные аспекты субботы возникают не в Четвертой заповеди Исхода 20, а в последующих прецедентных законах, особенно в наказании, предписанном за непослушание. По своей сути заповедь о субботе требует, чтобы Божий народ наслаждался Божьим искуплением. Это повеление отдыхать и поклоняться Всемогущему Богу. Суббота была днём, который нужно было освятить и выделить для Яхве.

Суббота была знаком Божьего завета с Израилем, поэтому нарушить её было серьёзным преступлением. Корпоративное нарушение субботы было бы знаком того, что Израиль отступил от Яхве. Таким образом, не случайно, что, когда Израиль оставил Яхве, что было подчеркнуто их нарушением субботы, Бог вернул их в рабство — на этот раз не в Египет, а в Вавилон и Ассирию (2 Царств 17, 25). Израиль не смог дать земле покой, и в качестве части их наказания за непослушание Бог дал земле покой, изгнав с неё Израиль. Земля отдохнёт от нечестия Израиля и нарушения субботы - “Тогда земля будет наслаждаться своими субботами, пока она лежит в запустении, пока вы находитесь в земле ваших врагов; тогда земля будет отдыхать и наслаждаться своими субботами. Пока она будет лежать в запустении, у неё будет покой, которого у него не было в ваши субботы, когда вы жили в ней” (Левит 26:34-35).

От порабощения грехом к субботнему отдыху Христа

Итак, мы видим, что рабство и суббота являются важными темами в Книге Исход, причём особой темой является Божье избавление от рабства до субботнего покоя. Бог допускал рабство в Библии, но Он всегда регулировал его и давал условия для свободы. Рабство всегда рассматривается как нежелательное обстоятельство, и поэтому Бог совершил великую работу для Израиля, освободив их от рабства, особенно от жестокого рабства фараона.

Тем не менее, Библия ясно говорит о том, что рабство по-прежнему является серьезной проблемой сегодня, поскольку те, кто не знает Христа, порабощены грехом. Такое рабство гораздо более нежелательно, чем земное рабство, поскольку рабство греху ведёт к дурному поведению и, в конечном счёте, к суду перед Богом. Таким образом, рабство в Библии несёт в себе богатую символику искупления, найденного в Иисусе Христе. Все мы когда-то были “рабами греха” и “по природе детьми гнева” (Римлянам 6:17; Ефесянам 2:3). Но мы, верующие во Христа, были выведены из рабства в субботний покой Христа. Сейчас мы стремимся войти в вечный Божий “субботний покой” (Евреям 4:9-11).

Но пока Бог не призовёт нас домой, мы всё ещё наслаждаемся предвкушением этого отдыха в еженедельную субботу. Суббота - это прообраз нашего вечного покоя во Христе (Евреям 3:7-4:13). Это находит исполнение в новом завете в христианском праздновании Дня Господня, первого дня недели, в который Иисус воскрес из мёртвых (Матфея 28:1; Марка 16:2; Луки 24:1; Иоанна 20:1). Каждое воскресенье — “День Господень”, в который воскрес Иисус, — это день отдыха от наших трудов и посвящения поклонению нашему Богу (Откровение 1:10). Это день для нашего блага. Как сказал Иисус: “Суббота была создана для человека, а не человек для субботы” (Марка 2:27)

Суббота была связана с Моисеевым заветом, но это не значит, что она была отменена с пришествием Христа.[1] Скорее, суббота была преобразована во Христе. Это славный день отдыха и поклонения во Христе — “быть освященным святым отдыхом в течение всего дня не только от таких дел, которые всегда являются греховными, но даже от таких мирских занятий и развлечений, которые в другие дни являются законными; и доставляет нам удовольствие проводить всё время (за исключением той его части, которая должна быть занята делами необходимости и милосердия) в общественных и частных упражнениях в поклонении Богу” (Вестминстерский большой катехизис Вопросы и ответы 117).

К сожалению, большая часть современной церкви проигнорировала или прямо отвергла Божью заповедь соблюдать субботу. Это замысел сатаны, который стремится “изгладить славу и даже память о ”субботе“, чтобы привнести всякое безверие и нечестие” (Вестминстерский большой катехизис Вопросы и ответы 122). Дьявол хочет, чтобы мы считали каждый день недели одинаковым, но Бог призывает нас строить нашу неделю по образцу Его сотворения. Таким образом, Он призывает нас “помнить” день субботний.

И какой сегодня славный день. Раз в неделю мы, христиане, можем наслаждаться днём, полностью посвящённым Христу, помимо мирских трудов. Это напоминание о Божьем освобождении от рабства греха, поскольку мы отделены от мира, который не отдыхает и не ищет спасения во Христе. Суббота - это предвкушение того, что должно произойти на новых небесах и земле, где мы будем наслаждаться вечным субботним покоем. Мы с нетерпением ждём этого дня. Но сейчас мы наслаждаемся проблесками, которые получаем от Христа в День Господень, христианскую субботу.
---
[1] Некоторые христиане ссылаются на Послание к Колоссянам 2:16-17 как на отмену субботы. В нём говорится о том, чтобы “не выносить суждений" в вопросах еды и питья, или в отношении праздника, или новолуния, или субботы. Это тень грядущего, но суть принадлежит Христу”. Однако контекст этого отрывка показывает, что Павел говорит о церемониальных законах, таких как “праздник” (хеорт, см. Исход 23:15-16, 18, LXX) или “новолуние” (неомения, см. Числа 28:11, LXX). Эти три термина (праздники, новолуния, суббота) обычно связаны как церемониальные законы в таких отрывках, как Неемия 10:33 [10:34, LXX]; Иезекииль 44:24; 45:17; Осия 2:11; 1 Паралипоменон 23:31; 2 Паралипоменон 2:4. Таким образом, самое большее, в Колоссянам 2:16-17 говорится о том, что с церемониальными и гражданскими аспектами законов о субботе покончено. Мы больше не празднуем эти праздничные дни и не приносим в них жертвоприношения, и гражданское правительство не должно применять смертную казнь за нарушение субботы. Однако Колоссянам 2:16-17 ни в коем случае не отменяет моральный закон субботы, содержащийся в Десяти заповедях и уходящий корнями в сотворение мира и искупление. Божий народ по-прежнему должен отдыхать и давать покой тем, кто находится под их властью, один день в неделю, и такой покой можно найти в воскресшем Христе, который воскрес в воскресенье.

Закари - автор "Мужского христианства" и электронной книги "Библейские размышления об образовании", а также редактор "Дабни в огне: теология воспитания, образования, феминизма и правительства". Закари тоже ведёт сайт TeachDiligently.com - христианский образовательный веб-сайт с материалами для дома, школы и церкви.

Он писал статьи для журнала Chronicles, Института Мизеса, Реформатского консерватора, Либерти-консерватора, Аббевильского института, Фонда экономического образования, "Желая Бога" и "Журнала веры и академии".
Категория: Библия | Просмотров: 306 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Knowing Scripture |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: египет, суббота, Исход, заповеди, рабство, Моисей, покой
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [331]
Статьи [2596]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [718]
Картинки [383]
MorningStar [1238]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [890]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024