«А те сказали ей: в своём ли ты уме? Но она утверждала своё. Они же говорили: это ангел его»
|
Рода была служанкой в доме Марии, матери Иоанна, называемого Марком, и её назначили сторожить дверь. Внутри дома собралась группа христиан, чтобы помолиться за Петра, который был закован в цепи в самой надёжной темнице Ирода Агриппы и которого должны были казнить на следующее утро. Они молились и постились в течение нескольких дней, но Ирод не изменил своего решения. Ситуация была похожа на ситуацию с Иаковом, сыном Зеведеевым, который был обезглавлен ранее в том же году. Потом посреди ночи кто-то постучал в дверь. Рода подошла к двери и, возможно, открыла глазок, чтобы увидеть мужчину, которого она не узнала в темноте. Он произнёс приветствие. Она узнала голос Питера. Не потрудившись отодвинуть засов на двери, она бросилась в комнату, где молились остальные, и, задыхаясь, объявила, что в дверях стоит Пётр. Деяния 12:15 - это ответ, который она получила. В сложившихся обстоятельствах это неудивительно (учитывая, что они, по-видимому, не верили, что их молитвы об избавлении будут услышаны, и, возможно, уже молились о том, чтобы Пётр был верен и спокоен при исполнении своей участи). Но удивительно, что, когда Рода настаивала на том, что в дверях был мужчина и что он действительно походил на Петра, они ответили: “Должно быть, это его ангел”. Что означает эта фраза? Если они имели в виду “призрак” или “бестелесный дух”, почему они не сказали “его призрак” или “его дух”?
Если бы они имели в виду, что бестелесный дух Петра появился в дверях, как предполагают некоторые комментаторы, они могли бы использовать другие термины. Например, в Марка 6:49 (Мф. 14:26) ученики увидели Иисуса, идущего ночью по воде, и закричали от страха, потому что “они подумали, что Он призрак” (phantasma, “привидение”). В Луке 24:37 ученики в верхней комнате были точно так же напуганы воскресшим Христом, “думая, что они увидели призрак” (pneuma, обычно переводится как ”дух"). Но здесь при аналогичных условиях они используют термин “ангел” (angelos), который всего несколькими стихами ранее использовался для обозначения “ангела Господня” (как это пять раз встречается в Деяниях 12:7-11). Тогда вполне вероятно, что они имели в виду нечто отличное от призрака или бестелесного духа.
Согласно Матфея 18:10, у детей (и, предположительно, у всех) есть ангелы, которые имеют прямой доступ к самому Богу. Обычно их называют ангелами-хранителями, хотя мы не знаем, охраняют ли они кого-либо, или они просто представляют их перед Богом. Эта “охрана” (если таковая существует) может быть похожа на то, что Иаков описал как “ангел, избавляющий меня от всякого зла” (Бытие 48:16) — если это выражает веру в данного ангела, сопровождающего его и заботящегося о нём. Защита через ангела также появляется в Даниила 3:28 и Даниила 6:22, хотя кажется, что эти ангелы приходят для кратковременного избавления, а не за постоянной защитой, как в рассказе в Бытии. Каким бы ни было точное значение этих отрывков, еврейская ангелология развивалась далеко за их пределами. Хотя ни одна из двух еврейских групп, вероятно, не пришла бы к полному согласию по этому вопросу, некоторые евреи действительно верили, что ангелы способны принимать человеческий облик и представлять конкретных людей, как мы можем видеть в Апокрифах. В "Товите 5" архангел Рафаил является Товиасу как человеческое существо и сопровождает его в путешествии, защищая и вознаграждая его. Он выдал себя за “Азарию, сына великого Анании, одного из твоих родственников” (Товит 5:12), хотя нет никаких указаний на то, что Товия или Товит когда-либо встречались с Азарией. Этот ангел настолько убедителен, что только ближе к концу книги Рафаил считает целесообразным раскрыть, кто он на самом деле. Аналогичная вера в ангелов, принимающих человеческий облик, встречается в Евреям 13:2, хотя там они предстают как незнакомцы, кажущиеся простыми христианскими путешественниками.
Эта информация проясняет отрывок из Деяний. Поскольку было известно, что Пётр находится в тюрьме, когда появился человек, похожий на Петра, верующие в доме пришли к выводу, что это, должно быть, его ангел-хранитель, который, как они, естественно, предполагали, будет действовать как Пётр. Эта ситуация отличается от тех, что касались Иисуса, когда у апостолов были некоторые основания полагать, что они могли видеть привидение (это была тёмная и бурная ночь, Мк. 6:49) или дух или привидение (это было после Его смерти, Лк. 24:37). Но, насколько эти христиане знали, Пётр ещё не был мёртв, хотя он, несомненно, находился в тюрьме; они также не ожидали, что привидение постучит, прежде чем войти на молитвенное собрание. С их точки зрения, переживание Роды могло означать только то, что пришёл ангел-хранитель Петра, либо чтобы сообщить им о его смерти, либо каким-то другим способом направить их молитвы. Только когда дверь распахивается и фигура выходит на свет, они убеждаются, что приветствуют не ангела, а самого Пёта — возможно, из-за того, что у него были отметины и запах человека, только что вышедшего из тюрьмы.
Каким бы интересным ни был этот отрывок, он просто свидетельствует о верованиях христиан в этом доме. Автор Деяний скорее сообщает, чем одобряет их взгляды. Только из Евреям и подобных отрывков мы можем почерпнуть те свидетельства, которые есть в Новом Завете об ангелах в человеческом обличье. И Матфей делает единственную чёткую ссылку на ангелов-хранителей. Тем не менее, принимая во внимание эти отрывки и их доказательства реального существования ангелов в человеческом обличье, в этом контексте в Деяниях единственное, чего, по-видимому, не хватало в мировоззрении христиан в доме Марии, - это веры в то, что Бог, который специализируется на освобождении в одиннадцатом часу ночи, мог бы просто освободить Петра и что это может быть он, а не его ангел, у двери.
Hard Sayings of the Bible
|