Малоизвестные и примечательные факты о богослужении в ранней церкви
Первая часть раннехристианского богослужебного собрания была открыта для всех, включая незнакомцев, которые могли быть обращены проповедью. Вторая часть богослужения включала в себя Вечерю Господню, к которой допускались только крещёные, после чего некрещёные отходили.
К началу 200-х годов крещение часто включало в себя отречение от сатаны и всех его дел, заявление о вере, крещение (нагим) в воде, облачение в белое одеяние, получение помазания елеем и немедленное празднование Вечери Господней.
Многие римляне считали, что христиане - это похоронное общество, потому что христианские семьи отмечали дату смерти родственника на третий, девятый и тридцатый (или сороковой) день после смерти. Они собирались у гробницы, пели псалмы, читали Писание, молились, раздавали милостыню бедным и ели. Позже эта практика переросла в праздники в честь мучеников. Возможно, первый такой праздник был в честь Поликарпа (епископа, сожженного заживо за свою веру); он начался вскоре после его смерти примерно в 156 году.
Христиане готовились к Пасхе, празднику Воскресения, постясь. Сначала пост длился один день; позже он был продлён до 40 часов, чтобы символизировать 40 дней, которые Иисус провёл в посте и молитвах в пустыне.
Воскресенье, “маленькая Пасха”, тоже было праздником радости. Чтобы подготовиться к этому, многие христиане постились в среду и пятницу.
Покаяние было сложным процессом в ранней церкви. Грех рассматривался не как личное дело, а как нечто, разрушающее единство церкви. Кающиеся постились и молились о прощении своих грехов, предстали перед церковью для публич
... Читать дальше »
Как Фултон Дж. Шин и Уолтер А. Майер раскрыли евангелизационную силу радиоволн
В 1930-х и 1940-х годах два самых известных проповедника в Америке были также двумя самыми маловероятными кандидатами на такую славу. Фултон Шин и Уолтер Майер были сыновьями иммигрантов, оба профессора семинарии, специализирующиеся на древних языках, и оба принадлежали к исторически угнетённым религиозным традициям. Но благодаря мощи радио, которое тогда было новым средством массовой информации, они достигли миллионов слушателей и в итоге изменили траекторию консервативной религии в Америке.
Их история рассказана в двойной биографии Кирка Фарни "Служители новой среды: вещание теологии в радиослужениях Фултона Дж. Шина и Уолтера А. Майера". Майер, родившийся в семье немецких иммигрантов, рано проявил академические способности и посещал семинарию Конкордии (флагманскую семинарию Синода Лютеранской церкви Миссури), прежде чем получить степень доктора философии в Гарвардской школе богословия. Принадлежность ко всё ещё в основном немецкоязычной лютеранской церкви была препятствием, учитывая общественное недоверие к немецко-американским иммигрантам во время и после Первой мировой войны. Майер, стремясь утвердить свои патриотические убеждения и “выразить своё неодобрение прусской военной клике”, вступил в армию США в качестве капеллана. Тем не менее, он быстро раздвинул границы официальной терпимости, оказывая помощь немецким военнопленным.
После войны Майер поступил на преподавательский состав семинарии Конкордия, где в 1924 году убедил школу подать заявку на получение лицензии на радио, финансируя радиостанцию KFUO за счёт средств, собранных преподавателями, студентами и выпускника
... Читать дальше »
Одарённый проповедник, апологет, церковный деятель, пастор, учёный, евангелист, автор бестселлеров и мировой государственный деятель с предпринимательским видением: покойный Тим Келлер был необычайно одарённым человеком.
Нам будет очень не хватать его как одного из самых влиятельных христианских лидеров в евангелизме. Однако он также оставляет прочное и значительное наследие церкви, которой он верно служил более пяти десятилетий.
Доктор Тим Келлер впервые начал своё служение в пресвитерианской церкви в США. Затем он стал преподавателем Вестминстерской теологической семинарии в Филадельфии и в течение последних 30 лет был пастором пресвитерианской церкви Искупителя на Манхэттене, штат Нью-Йорк, церкви, которую он основал. На протяжении большей части этих трех десятилетий я внимательно следил за его служением и извлёк из него огромную пользу.
Именно проповедь Келлера впервые привлекла моё внимание. Говорил ли он о браке, ветхозаветном пророке или даже о видении Церкви Искупителя, он всегда ясно излагал Священное Писание с полезными ссылками на его контекст и никогда не заканчивал, не найдя способа показать, как Евангелие либо отвечает на чаяния нашей культуры, либо бросает им вызов. Келлер был настолько восхищён благодатью Божьей во Христе, что у людей всегда была возможность стать христианами. Его экспозиция продемонстрировала его высокий эмоциональный интеллект и библейскую мудрость. Такая доступная, красноречивая, культурно значимая, пропитанная Библией, тонкая и благодатная проповедь - редкость в наше время. Я так рад, что каталог проповедей Келлера был великодушно размещен в Интернете, и я от всей души рекомендую его всем и каждому.
В 2017 году я был членом Постоянного комитета Оксфордского межвузовского христианского союза, который пригласил Келлера приехать и возглавить миссию в университете. Мы знали, что это рискованно, но оказалось
... Читать дальше »
Его называли "величайшим научным гением, которого когда-либо знал мир". И всё же он уделял науке меньше времени, чем теологии
Природы строй, её закон
В извечной тьме таился.
И молвил Бог: «Явись, Ньютон!»
И всюду свет разлился.
– Александр Поуп
Хорошо известная эпитафия Александра Поупа олицетворяла славу Исаака Ньютона. Даже при жизни Ньютона преклонение его современников граничило с поклонением. После своей смерти в апреле 1727 года Ньютон неделю пролежал в гробу в Вестминстерском аббатстве. На похоронах его покров несли три графа, два герцога и лорд-канцлер. Вольтер заметил: “Его похоронили как короля, который хорошо относился к своим подданным”. Ни один учёный ни до, ни после не был так почитаем и не был похоронен с такими высокими почестями.
Кем был этот человек, чей авторитет доминировал в научном мире на протяжении трёх столетий? Почему его достижения оказали такое влияние на общество? Какую роль сыграла вера Ньютона в его жизни и творчестве?
Вера Ньютона
Для Ньютона мир науки ни в коем случае не был всей жизнью. Он уделял больше времени теологии, чем науке; действительно, он написал около 1,3 миллиона слов на библейские темы. Однако это обширное наследие оставалось скрытым от общественности в течение двух столетий, пока в 1936 году не был выставлен на аукцион его ненаучный труд.
Понимание Ньютоном Бога исходило главным образом из Библии, которую он изучал днями и неделями подряд. Он проявлял особый интерес к чудесам и пророчествам, вычисляя даты книг Ветхого Завета и анализируя их тексты, чтобы установить их авторство. В рукописи, посвященной правилам толкования пророчеств, Ньютон отметил схожие цели учёного и толкова
... Читать дальше »
Процент христиан в Римской империи: эти оценки основаны на 40-процентном росте за десятилетие и примерно соответствуют цифрам, содержащимся в ранних церковных документах. Более подробную информацию см. в книге Родни Старка "Расцвет христианства: социолог пересматривает историю".
Смерть и воскресение Иисуса; пришествие Святого Духа
40 Слово "христиане" впервые использовалось для описания верующих в Антиохии
40-65 Миссии Павла и его сподвижников, особенно к язычникам
50-95 Написаны книги Нового Завета
70 Отделение христианства от иудаизма усиливается после захвата Иерусалима
100-150 Писания апостольских отцов демонстрируют заботу о единстве и хорошем порядке церквей
112 Плиний, правитель Вифинии, советуется с императором Траяном о том, как поступить с обвиняемыми как с христианами
140Иустин основывает школу христианской философии в Риме
165 Мученическая смерть Иустина
170 Цельс пишет "Истинное слово" - первую книгу, противостоящую христианству
180-200Ириней Лионский проповедует кельтам в Галлии, опровергая гностицизм
180 Климент возглавляет школу "истинного гностицизма" в Александрии
197 Тертуллиан начинает писать апологетику в Карфагене, Африка
Современные родители иногда беспокоятся, что их дети поступят в колледж и вернутся новообращёнными в какую-нибудь странную новую религию. Это именно то, что произошло около 1700 лет назад с Григорием Понтийским, только странной новой религией было христианство.
Родившийся в богатой языческой семье в Неокесарии (современная Турция), Грегори изучал юриспруденцию и традиционную греческую и римскую классику. Затем его и его брата отправили для дальнейшего обучения в Кесарию в Палестине, где они поступили в школу великого христианского мыслителя Оригена. Его учитель обратил его (и его брата Афинодора) в христианство.
Когда Григорий вернулся домой, он обнаружил, что его ждёт христианская община из 17 человек. Вскоре после этого Григорий был избран епископом. Хотя он обучался умозрительному богословию, пастырская работа Григория была связана с практическим применением веры. Его пастырские способности были таковы, что некоторые из его паствы вскоре приписали ему чудеса — отсюда его прозвище "Чудотворец".
В одной легенде (из поколения позже) описывается, как Дева Мария направила апостола Иоанна наставлять Григория о Троице, чтобы епископ мог учить своих оглашенных. Другая легенда рассказывает, как два брата поссорились из-за владения озером и попросили Грегори выступить арбитром между ними: говорят, что Грегори разделил озеро на два водоёма, отдав по одному каждому брату.
Легенды это или нет, но лидерство Григория, должно быть, было великим, потому что во время его служения большая часть города Понтус приняла христианство.
Доктринальные конфликты потребовали от него участия в нескольких церковных соборах, которые осудили ложное учение. В 253 и 254 годах он наблюдал, к
... Читать дальше »
Потребовались столетия, чтобы христианские мученики оказали влияние на языческое общество
Кровь христиан - это семя", - писал Тертуллиан, христианин из Северной Африки, примерно в 197 году. "[Это] приманка, которая привлекает людей в нашу школу. Мы размножаемся всякий раз, когда вы нас выкашиваете".
Тертуллиан, конечно, писал с риторическим преувеличением. Язычники почти не стекались в церковь после того, как стали свидетелями смерти христиан. Мученичество в конечном счете оказало масштабное влияние на язычников, но не раньше, чем через два столетия.
Преследования для удовольствия
Обычные граждане во времена Тертуллиана не были впечатлены смертями христиан. На самом деле, они, казалось, получали удовольствие от преследования христиан.
"Вязанные" и "столбовые люди" были прозвищами презрения к людям, которых привязывали к столбу или наваливали вокруг них вязанки хвороста (древесную щепу), готовя к сожжению. Христиане рассматривались всего лишь как секта или школа, выступающая против установленного порядка, занимающаяся черной магией и практикующая кровосмешение и ритуальное детоубийство. На них смотрели как на опасный культ, их не любили и презирали.
"Благодаря вере [в воскресение] они принесли это странное и новое поклонение и презрели ужасы, с готовностью и радостью идя на смерть", - насмехался один древний. "Теперь давайте посмотрим, воскреснут ли они снова, и сможет ли их Бог помочь им и забрать их из наших рук".
Власти были ещё более презрительны, сказав одной группе христиан в провинции Азия (ныне Азиатская Турция), что если они хотят покончить с собой, то для этого достаточно пропастей.
Похожие чувства мы находим у христиан в рассказе о мученической смерти ... Читать дальше »
Пастор Первой баптистской церкви Атланты жил под девизом “Повинуйся Богу и оставь все последствия на Его усмотрение”
Чарльз Стэнли однажды получил пощечину за свою церковь. Давний пастор и часто восхваляемый проповедник, который скончался во вторник (18 апреля 2023) в возрасте 90 лет, упорно боролся за то, чтобы возглавить свою южную баптистскую общину, заработав себе репутацию верующего упрямца, приверженности следованию Божьей воле и жизни, полной благочестивых молитв.
Он часто повторял свой жизненный девиз, которому научился у своего деда: “Повинуйся Богу и оставь все последствия на Его усмотрение”. Такое послушание не обходится даром, сказал Стэнли, но Бог вознаграждает упорную веру.
“Дедушка сказал мне: “Чарльз, если Бог велит тебе пробить головой кирпичную стену, ты направляйся к стене“, - написал он в своих мемуарах 2016 года, - "и когда ты доберёшься туда, Бог проделает в ней дыру".
Стэнли был пастором Первой баптистской церкви Атланты в течение 51 года. Он начал свою деятельность в качестве помощника священника в 1969 году, когда в мегацеркви насчитывалось 5000 прихожан, и оставался за кафедрой до 2020 года, когда в ней насчитывалось около 15 000 прихожан. Он также ежедневно проповедовал по радио и телевидению в рамках служения In Touch, которое он основал в 1972 году, и был широко известен как один из лучших проповедников своего поколения, наряду с Charles Swindoll и Билли Грэмом.
Сын Стэнли, Энди, также является пастором мегацеркви в Атланте и высоко ценимым проповедником. Они были единственным
... Читать дальше »
Основатель Operation Mobilisation привел в движение несметное количество людей, чтобы провозгласить Божью любовь по всему миру
У Джорджа Вервера был вопрос.
Когда 18-летний юноша и его друг закончили молиться в комнате общежития в Мэривилле, штат Теннесси, Джордж посмотрел на своего приятеля по колледжу и спросил: “Ну что? Ты готов идти?”
Дейл Ротон был поражен. Он только что услышал идею Джорджа о том, что они должны продать то, что у них есть, и на вырученные деньги тем летом купить грузовик, наполнить его изданиями Евангелия от Иоанна на испанском языке и отвезти в Мексику, где 70 процентов людей не имели доступа к Библии. Они только что помолились об этом.
“Джордж”, сказал он, “ это займет больше времени”.
Вервер не понимал, почему это должно быть так. Будущий основатель "Операции Мобилизация" (OM) увидел духовную потребность. Они могли бы удовлетворить эту потребность. Остальное для него не имело значения.
“Его единственной всепоглощающей страстью в жизни было быть каналом, по которому люди становились бы долгосрочными друзьями Иисуса”, - позже написал Ротон. “Его зона комфорта - это выход из своей зоны комфорта. Он по-настоящему чувствует себя в безопасности только тогда, когда рискует всем этим”.
Это “непреодолимое рвение” к миссиям на протяжении всей жизни побудило неисчислимое число христиан пересечь границы, культуры и континенты, чтобы провозгласить Благую весть о Божьей любви. OM стала одной из крупнейших миссионерских организаций 20-го века, ежегодн
... Читать дальше »
Несказанные преимущества того, чтобы стать христианином в древнем мире
Константин, первый христианин, правивший Римом, правил 31 год и умер в постели от естественных причин в то время, когда среднее имперское правление было коротким и жизнь императоров обычно заканчивалась насильственными действиями.
То, что он дожил до старости, иллюстрирует более общее, если не широко известное, достижение раннего христианства: христиане в древнем мире имели более продолжительную жизнь, чем их соседи-язычники.
Современные демографы считают ожидаемую продолжительность жизни лучшим показателем качества жизни, поэтому, по всей вероятности, христиане просто жили лучше, чем почти все остальные.
На самом деле, многих язычников привлекла христианская вера, потому что церковь приносила ощутимые (а не только "духовные") благословения своим приверженцам.
Почему христиане жили дольше
Главным из этих материальных преимуществ было то, что в мире, полностью лишенном социальных услуг, христиане были хранителями своих братьев. В конце второго века Тертуллиан писал, что в то время как языческие храмы тратили свои пожертвования "на пиры и попойки", христиане тратили свои "на поддержку и погребение бедных людей, на удовлетворение нужд мальчиков и девочек, лишенных средств и родителей, и стариков, прикованных к дому".
Аналогичным образом, в письме епископу Антиохии в 251 году епископ Рима упомянул, что "более 1500 вдов и людей, попавших в беду", находились на попечении его паствы. Эти утверждения о христианском милосердии были подтверждены языческими наблюдателями.
Когда христианство пришло в город, религиозный рынок уже был переполнен.
Это 240 год н.э. в Дура Европос, римском гарнизоне на реке Евфрат. Если вы идёте по улицам на западной окраине города, вы проходите:
Храм Митры,
Храм пальмирских богов,
Еврейскую синагогу,
Храм Адониса,
Святилище Тиче,
Христианскую домашнюю церковь,
Святилище Зевса Кириоса.
В других частях города вы найдёте храмы Гадде (местному пальмирскому божеству), Зевсу Теосу, Зевсу Мегистосу, Атаргатис (сирийской богине), Артемиде и Юпитеру Долихену (сирийскому Ваалу), а также военный храм рядом со штаб-квартирой гарнизона.
Иными словами, христианство не вошло в религиозный вакуум. Такой религиозный плюрализм был характерен для всех древних городов. Люди не сидели сложа руки, ожидая, когда на сцене появится новая религия. Были доступны десятки, если не сотни, религий.
Иудаизм был конкурентом, имевшим наибольшее сходство с христианством. Еврейский Яхве и буквально сотни божеств соперничали за внимание, но люди, как правило, направляли свои религиозные и моральные устремления в одном из трёх направлений.
Митраизм: от ворона к отцу
Хотя его божество носило персидское имя, митраизм был творением греков и римлян. Бог митраизма обладал властью над движениями небесных тел. В нём сочетались элементы астрологии и греческих мистических религий, в которых подчеркивались особые обряды посвящения. Существовало семь степеней этого посвящения: Ворон, Невеста, Солдат, Лев, Перс, Гелиодром и Отец (обычный титул главы общины). Неофиты проходили испытания на выносливость и давали клятву перед допуском на каждый уровень.
Двое из наименее известных, но наиболее эффективных ранних евангелистов
Григорий Просветитель
(240 - 332) Обратил страну — до Константина
Ещё младенцем няня увезла Григория с его родины — Армении. Его отец, по-видимому, убил члена семьи короля Армении, и семья Григория была убита в отместку. Григория отвезли в Капподокию, уже в значительной степени христианскую провинцию на территории нынешней центральной Турции. Там он был воспитан в христианской вере.
Когда всё стало безопасно, Григорий вернулся в Армению со своей женой и двумя сыновьями. Он использовал свои связи, чтобы получить допуск к правителю, встретился с царем Тиридатом, которого он обратил из зороастризма в христианство, но не без многих трудностей.
История Грегория овеяна легендами. В одном рассказе король заточил Григория на 15 лет в яму, полную гниющих трупов, и евангелист остался жив только потому, что набожная вдова приносила ему еду. После убийства другого миссионера Тиридат превратился в дикого кабана. Его сестре сказали, что только молитвы Григория вернут его обратно. Как только Грегори был освобождён, его молитвы вернули королю человеческий облик. Благодарный Тиридат немедленно попросил принять крещение вместе со своими домочадцами.
По какой-то причине, когда король обратился в христианство, большая часть королевства последовала его примеру, и христианство вскоре стало национальной религией. Григорий в конце концов стал епископом Армении, и большую часть оставшейся жизни он провёл, "принося свет" (отсюда его прозвище) на свою родину: основывая общины, строя церкви и работая с королём, чтобы искоренить язычество.
Нино
(начало 4-го века) Миссионерка в Грузии... Читать дальше »
Не пробуждения или красноречивые проповедники больше всего повлияли на языческое общество, а обычные христиане, занимающиеся повседневной евангелизацией
Язычники и иудеи тысячами обращались в христианство, услышав проповедь апостолов. Апологеты, используя логические и страстные аргументы, убеждают элиту римлян поверить в христианство. Это образы, которые когда-то возникали в историях евангелизации ранней церкви.
Но типичные новообращенные на заре христианства, вероятно, не слышали о вере от апологета или на общественном собрании. Более вероятно, что их обращение произошло через "повседневный евангелизм" — через продолжающуюся жизнь в поместной церкви, свидетельство отдельных христиан и специализированные "внецерковные" служения.
Церкви, чувствительные к миссии
Организованные общины веры заслуживают главной заслуги в евангелизации Римской империи, как до, так и после Константина. Подражая образцу, созданному Павлом, ранние христиане насаждали церкви, лелеяли их и делали центрами привлечения новообращённых.
Церкви были основаны почти всеми возможными способами. Иногда епископа, пресвитеров или дьяконов посылали проповедовать евангелие и организовывать новую церковь. Например, в середине третьего века считалось, что Корнелий Римский отправил семь епископов в Галлию (современная Франция) для насаждения церквей. В других случаях церкви, которые спонтанно сформировались благодаря мирской евангелизации, просили епископа наставить их.
У большинства церквей была одна и та же цель: евангелизация.
"Просвети тех, кто во тьме", - звучит ранняя литургическая молитва из Египта. "Подними падших, укрепи слабых, исцели больных, наставь всех,
... Читать дальше »
Малоизвестные или примечательные факты о росте церкви в древнем языческом мире
В течение более чем 150 лет после Воскресения у христиан не было официальных церковных зданий. В течение этого времени евангелизация проводилась в основном по домам, в контексте богослужения и христианского образования. Странствующие евангелисты редко встречались в первые века.
В римском обществе обычно ожидалось, что каждый будет участвовать в культе, но мало кто считал необходимым верить в языческих богов, таких как Марс или Венера. Римский поэт-сатирик Ювенал писал: "В эти вещи не верят даже мальчики, за исключением тех, кто ещё недостаточно взрослый, чтобы заплатить свой пенни за ванну".
В конце второго века почти каждая популярная религия — особенно митраизм — так или иначе примыкала к солнечному монотеизму. Таким образом, христиане часто говорили о сходствах и различиях между богом солнца и Светом Мира.
Апологеты, пытающиеся защитить истины христианства, иногда спорили с уникальным римским мышлением. Климент Римский (умер около 97 года), например, пытался доказать Воскресение, сравнивая его с историей Феникса — мифологической птицы, которая, как утверждается, возрождается из пепла каждые 500 лет. Клемент писал так, как будто все разумные люди верили в историю Феникса.
Христианство, когда оно в конце концов восторжествовало, часто "крестило" язычество: оно основывало церкви на старых святынях, таких как церкви Сан-Клементе и Санта-Приска в Риме. Церковь Санта-Пуденциана в Риме названа не в честь христианина-мученика (как гласит легенда), а в честь римского сенатора Пуденса, который первоначально владел этой землей.