Посвящение Самуила Аджайи Кроутера в сан первого африканского англиканского епископа выглядело большим скачком вперед для церкви. Но талантливый бывший раб столкнулся с препятствием в виде расизма
Для миллионов африканцев, взятых в рабство в период между шестнадцатым и девятнадцатым веками, это печальное заявление - их история. Но с Аджайи всё было не так. В 1821 году 13-летний член племени йоруба, проживающий на территории современной западной Нигерии, завтракал, когда пришло известие, что мусульманские работорговцы из другого племени напали на его поселение.
"Это была самая печальная сцена, которую только можно было вообразить", - вспоминал позже Аджайи. "Женщины, некоторые с тремя, четырьмя и шестью детьми на руках, с младенцами на спине, бежали так быстро, как только могли, сквозь колючие кусты. … Когда они пытались выпутаться из цепких кустов, враги настигли их и ловили с помощью веревочной петли, накинутой на шею каждого человека, и повели на манер связанных вместе коз".
Многие семьи были разлучены таким образом, писал Аджайи. Но он, его мать, две сестры и другие члены семьи оказались связанными вместе. (Он никогда больше не видел своего отца, который пережил набег, но позже погиб в подобном сражении).
Но поскольку Аджайю покупали и продавали шесть раз подряд, он разделился от своей семьи. Подавленный и склонный к самоубийству, он был помещён (вместе с примерно 190 другими пленниками) на португальский невольничий корабль близ Лагоса, направлявшийся на трансатлантический рынок.
Работорговцы, однако, не контролировали моря. Великобритания, которая отменила работорговлю в год рождения Аджайи, теперь лихорадочно искупала свой национальный грех международной деятельностью по отмене рабства, включая отправку своего военно-морского флота вдоль африканского побережья. Португальское невольничье судно "Эсперанса Феликс" проплыло не больше суток, как "Мирмидон" и "Ифигения" начали атаку.
Более половины рабов погибло во время нападения, но Аджайи выжил, даже встретив своего португальского владельца, закованного в кандалы, на борту британского корабля. "[У меня] хватило смелости ударить его по голове, когда он стоял рядом со своим сыном", - позже написал Аджайи. "Поступок, однако, очень порочный и недобрый по своей природе".
Британская политика отправила Аджайи не обратно в Нигерию, а в Сьерра-Леоне (столица, Фритаун), где аболиционисты и миссионеры основали евангелистскую общину - свет для "тёмного континента".
В конце концов, Аджайи не только вернётся в Нигерию, но и найдёт там свою мать и других членов семьи. "Мы мало что могли сказать, но сидели неподвижно, бросая друг на друга множество нежных взглядов, привязанность, которая не угасла за 25 лет", - сказал он.
За прошедшее время Аджайи был рукоположен в сан англиканского священника и миссионера на своей родине. Его мать была одной из первых новообращённых, которых он крестил. Она взяла христианское имя Анна из-за его библейского значения. Это имя матери пророка Самуила — и к тому времени Аджайи уже стал широко известен в английских миссионерских кругах под своим новым именем: Самуил Аджайи Кроутер. Будучи первым африканским епископом англиканства, Кроутер стал самым известным африканским христианином столетия. Но его борьба на этом посту — и причины, стоящие за ней, — всё ещё обсуждаются сегодня.
"Кладбище белого человека"
"Примерно на третий год моего освобождения от рабства человека я убедился в другом, ещё худшем состоянии рабства, а именно в рабстве греха и сатаны", - написал Кроутер. "Я был принят в видимую Церковь Христа здесь, на земле, как солдат, чтобы мужественно сражаться под Его знаменем против духовных врагов".
Церковь быстро приняла его, и вскоре он стал образцом того, на что надеялись миссионеры для новообращенных африканцев. После нескольких лет учёбы в колонии он отправился в Лондон, затем вернулся в Сьерра-Леоне, чтобы стать одним из первых четырёх выпускников колледжа Фура-Бей, первого университета в Африке к югу от Сахары. Вскоре он приобрёл репутацию человека с лингвистическими способностями и был принят на работу Церковным Миссионерским Обществом (ЦМО) для участия в Нигерской экспедиции 1841 года.
Это было всего через год после того, как Дэвид Ливингстон впервые покинул Шотландию в качестве миссионера в Южной Африке, и если британские христиане вообще думали об Африке, то обычно как о кладбище белого человека. Тем не менее идея, которая двигала Ливингстоном, — вера Томаса Фауэлла Бакстона в то, что "христианство, торговля и цивилизация" в Африке могут покончить с рабством для всех, — также стояла за экспедицией в Нигер. Кроутер вместе с миссионером немецкого происхождения по имени Й. Ф. Шен должны были внедрить христианскую часть триады.
Через два месяца после начала путешествия главный врач написал: "Лихорадка самого злокачественного характера вспыхнула на "Альберте" и почти сразу же на других судах и не утихала до тех пор, пока вся экспедиция не была парализована".
До открытия малярийного паразита оставалось ещё более полувека — европейцы ничего не знали о том, как защититься от него, думая, что это вызвано "плохим воздухом" (отсюда и название болезни). Но они знали, что это может быть смертельно опасно, как, собственно, и для нигерского контингента.
Один корабль был загружен больными и отправлен обратно. В течение двух дней было достаточно жертв, чтобы послать ещё один. В конце концов, все, кроме 15 из 145 европейцев, участвовавших в Нигерской экспедиции, заболели малярией, и 40 умерли.
Эту миссию обычно вспоминают как "злополучную". Но Шон и Кроутер выжили — и репутация Кроутера процветала. Его работа была не только самой тщательной из всех, проведенных в путешествии, но и он был африканцем, и поэтому считался более подходящим для африканских путешествий. Шон призвал ЦМО сделать таких африканцев, как Кроутер, ключевой частью евангелизации на континенте.
Коллега из Сьерра-Леоне согласился: "Среди его собственных братьев нет человека, более подходящего для того, чтобы ему доверили служение Евангелия, чем Сэмюэл Кроутер. Как бы редко глубокие знания Сэмюэля Кроутера ни встречались среди его собратьев, гораздо реже они сочетаются с такой скромностью, как у него".
Тогдашнего главу ЦМО Генри Венна почти не требовалось убеждать. Он считал, что зарубежные церкви должны быть "самоподдерживающимися, самоуправляющимися и саморасширяющимися", и поэтому хотел, чтобы африканские священники и епископы осуществляли надзор за африканскими церквями. Кроутер был идеальным кандидатом.
Кроутер был вызван обратно в Англию и рукоположен в сан священника в Троицкое воскресенье 1843 года. Затем он вернулся в Сьерра-Леоне и начал проповедовать как на английском, так и на языке, на котором он начал писать лингвистические тексты, - на своём родном йоруба.
Вероятно, это был первый случай, когда в литургии использовался африканский язык. Безусловно, это был первый раз, когда йоруба услышали Евангелие на своем родном языке — то, что сам Кроутер счёл ошеломляющим.
"Хотя это был мой родной язык, с которым я хорошо знаком, всё же в данном случае мне казалось, что я младенец, только учащийся произносить слова на своем родном языке", - писал он. "Работа, которой я занимался, место, где я стоял, и собравшиеся передо мной люди были в целом настолько новыми и странными, что всё происходящее казалось мне сном. ...По окончании благословения вся церковь зазвенела "ке о ше" — да будет так, да будет так!"
Вскоре после своего прибытия Кроутер был отправлен в Абеокуту, Йорубаленд (западная Нигерия) вместе с немецким миссионером по имени К.А. Голлмер, несколькими христианами-йоруба из миссии Сьерра-Леоне и английским миссионером Генри Таунсендом, который войдёт в историю не столько за свою миссионерскую работу (по слухам, он был отличным лингвистом, преданным своему делу к Абеокуте), чем за его оппозицию Кроутеру.
Команду Кроутера тепло встретили, и каждое утро от 100 до 200 из 50 000 жителей поселения слушали его проповедь на йоруба под деревом между двумя рынками. Мать Кроутера, с которой он воссоединился за это время, была не единственной его новообращенной.
Некоторые историки предполагают, что реакция была столь положительной потому, что местный колдун призвал селение быть гостеприимными по отношению к миссионерам. Действовали и другие силы. Когда миссионеры организовали британское военное подкрепление, чтобы помочь Абеокуте отразить вторжение армии численностью примерно в 10 000-15 000 мужчин (и женщин!), неудивительно, что другие местные вожди попросили своих собственных святых людей с такими друзьями. План Бакстона, похоже, сработал в Абеокуте, поскольку город перешел от рабовладельческой экономики к торговле хлопком.
Терпеливый рабочий
"Кроутер был не просто романтиком, преклонявшимся перед местными обычаями и практикой", - говорит историк Йельского университета Ламин Санне (сам нигериец, перешедший из ислама в христианство). "[Он] не стал бы осуждать или аплодировать институтам коренных народов или местным властям только за то, что они африканцы".
Тем не менее, хотя Кроутер противостоял представителям ислама и старых религий Африки, он относился к этим группам менее сурово, чем многие его белые коллеги. Некоторые из последних, например, критиковали Кроутера за то, что он не был строже настроен против полигамии — или против предполагаемых ошибок его собственных африканских помощников.
- Всему своё время, - ответил Кроутер. - Грубые каменотесы … из карьеров высекают мраморные блоки, которые доставляются в мастерскую для придания им идеальной формы руками искусных художников. Подобным же образом могут поступить учителя-носители языка, располагая преимуществом владения языком, чтобы побудить своих соотечественников-язычников приблизиться к средствам Благодати и услышать слово Божье".
"То, чего не хватает в хорошей подготовке и здравом евангельском учении", - сказал он, могли бы обеспечить другие.
Но Кроутер не был, как утверждали некоторые критики, мягкотелым по отношению к греху. Позже, когда местный вождь взял его в заложники, потребовав за своё освобождение 200 рабов, бывший раб сказал, что скорее умрёт, чем увидит, как ещё одного африканца заберут в рабство, что является "великой мерзостью в глазах Бога".
Чёрный епископ
В 1854 году была запланирована новая экспедиция в Нигер, и ЦМО снова привлекла Кроутера для выполнения этой задачи. На этот раз команда добилась успеха и обошлось без человеческих жертв. Затем Венн отправил Кроутера с третьей миссией вверх по реке Нигер. Кораблекрушение, в результате которого корабль оказался на мели, оказалось благословением, поскольку африканский священник начал работать с народами нупе и хауса. По мере того, как работа Кроутера начала приносить плоды, мечта Венна об африканской церкви, основанной и поддерживаемой африканцами, начала обретать форму. Для этого требовалось только одно: африканский епископ.
"Можно ли найти среди африканских священнослужителей кого-нибудь, кому можно было бы доверить столь большую ответственность с сохранением безопасности?" - спросил церковный миссионер Интеллидженсер в мае 1864 года. "На этот вопрос Церковно-миссионерское общество отважилось ответить утвердительно. Почти 21 год прошел с тех пор, как преподобный Самуил Кроутер был рукоположен в сан дьякона. … Он полностью доказал своё служение. Новые миссии на Нигере настоятельно требуют епископского надзора.
...И далее откладывать создание местного епископата означало бы неоправданно тормозить развитие местной церкви".
Не все были согласны с этим. Главным противником такого шага был коллега Кроутера по миссионерской работе Генри Таунсенд. "Негры должны признать превосходство белого человека над чёрным", - сказал он. "Правильность этого убеждения не может отрицать ни один белый человек".
Таунсенд утверждал, что единственная причина, по которой африканцы признавали авторитет Кроутера, заключалась в том, что он подчинялся белому человеку. По его словам, лучше оставить чернокожих в качестве школьных учителей и катехизаторов. "Есть ещё одна точка зрения, которую мы не должны упускать из виду, а именно, что, поскольку негр испытывает большое уважение к белому человеку, Бог милостиво наделяет белого человека великим талантом, который можно использовать на благо негра. Должны ли мы переложить ответственность? Можем ли мы сделать это без греха?"
Взгляды Таунсенда разделяли не все в миссионерском сообществе. Родительский комитет ЦМО, например, предупредил его, что подобные настроения не подобают миссионеру. "Единственным преимуществом Таунсенда, и притом решающим, было то, что его расовые взгляды разделяли все белые миссионеры [в Нигерской миссии]... как выяснила ЦМО, когда напрямую спросила, кто из них хотел бы служить под началом Кроутера", - пишет Санне. "Это было ошеломляющее открытие".
Но Венна было не переубедить. Он привез Кроутера обратно в Лондон и сказал, что рекомендует посвятить его в сан епископа. Священник сначала отказался, но, по-видимому, его убедил совет Шена и болезненный упрек самого Венна: "Сын мой Самуил Аджайи, неужели ты откажешь мне в моём последнем желании перед смертью?" (В то время ему оставалось жить еще девять лет).
И вот, на церемонии 29 июня 1864 года, которая переполнила Кентерберийский собор до отказа, Кроутер стал первым африканским епископом в Англиканской церкви.
Но епископ чего? С одной стороны, его владения были невероятно обширны, иногда их определяли как "страны Западной Африки за пределами владений королевы" или "от Экватора до Сенегала". С другой стороны, ему не был предоставлен контроль над крупными аванпостами, такими как Лагос и Абеокута, поскольку ЦМО, очевидно, опасалась вызвать гнев его критиков-миссионеров.
Штаб-квартира Кроутера находилась в Лагосе, и он проводил там целых девять месяцев в году - и, таким образом, вдали от своей епархии (всё ещё больше миссионерской епархии, чем видение Венна о самоподдерживающейся церкви). Кроме того, он зависел от местных торговцев Западноафриканской компании, которые не всегда поддерживали религиозных деятелей, не говоря уже об африканских, в путешествиях вверх по Нигеру.
Это было частично исправлено, когда английские сторонники подарили ему его собственный пароход, соответствующим образом названный "Генри Венн", в честь государственного деятеля-миссионера, недавно скончавшегося. Кроутер планировал позволить африканскому купцу управлять этим параходом при условии, что его коммерческая прибыль будет направлена обратно на миссионерскую работу. Но человек взамен Венна отменил власть епископа и передала руль двум белым. Этим он дал им власть над всеми африканцами, участвующими в миссии в Нигере, — не спрашивая и даже не сообщая Кроутеру.
С этого момента напряженность только усилилась. Замена Венна ещё больше подорвала авторитет Кроутера, передав контроль над "временными делами" миссии в Нигере комитету в 1879 году, а затем, в следующем году, назначив Комиссию по расследованию утверждений о неправомерном поведении подчинённых Кроутера. Главным среди обвинений было то, что африканские помощники епископа пренебрегали христианством ради коммерции, хотя другие обвинения были более шокирующими. Например, мирянину, находившемуся под опекой Кроутера, было предъявлено обвинение в избиении до смерти горничной.
Отчёт Комиссии по расследованию, говорит Санне, "был топором, нанесшим серьёзный ущерб репутации Кроутера и миссии, и клеветническим до такой степени, что он был тайно отправлен в Лондон без того, чтобы Кроутер или кто-либо из его помощников его увидели".
Все 15 африканцев из Нигерской миссии, кроме трёх, были уволены. Когда Кроутер запротестовал, его обвинили в нарушении служебного кодекса. Вскоре после этого он умер, и на его место был поставлен белый епископ. Континент не увидит другого африканского англиканского епископа до 1952 года, через шестьдесят лет после смерти Кроутера.
Белые миссионеры, такие как Таунсенд, выиграли битву, но они проиграли значительную часть войны. У них был свой белый епископ, но африканские христиане были настолько возмущены отношением к Кроутеру, что взбунтовались. Через год после смерти Кроутера несколько африканских англиканцев, включая пятерых помощников Кроутера по Нигерской миссии, уволенных комиссией, образовали пасторат дельты Нигера, независимый от Англиканской церкви. Это не совсем соответствовало видению Венна о церкви, но оно определило большую часть африканского христианства на следующее столетие.