Несмотря на протесты разделенной церкви, ученый угандийский священник стал первым африканским католическим епископом. Всего через три года после его смерти ещё 12 африканцев последуют по его стопам |
"Тулидде Будду — мы съели Будду; мы приготовили его сами!" Крик пронесся по рядам коренного угандийского католического духовенства в светлый майский день 1939 года, когда разнеслась новость о том, что Джозеф Киванука, молодой священник-миссионер из племени Ганда (этнический угандиец), был назначен епископом Масаки. Этот регион Британской Восточной Африки был первоклассной местностью — он охватывал округ Будду, сердце католической миссии в Уганде, — и возглавлять его должен был первый епископ-уроженец Африки нового времени.
Однако, в то время как местное духовенство радовалось, многие европейские католические миссионеры в стране были серьёзно обеспокоены. В ходе революционного эксперимента угандийцы действительно "съели" Будду: Масака теперь была первой епархией на континенте, полностью управляемой африканским духовенством, а не европейскими миссионерами. Среди белых миссионеров оставались сомнения. Были ли туземцы готовы возглавить свою собственную церковь? Масака стал бы испытанием для целого континента.
Человек, возглавлявший этот эксперимент, Джозеф Киванука, впечатляюще вырос, оправдав возложенные на него грандиозные ожидания. Под руководством епископа Кивануки Масака блистала как пример подлинно африканского, подлинно католического христианства и как свидетельство силы христианского Евангелия, способного одновременно трансформироваться и адаптироваться к местной культуре.
Ганда в мантии
Джозеф Киванука родился в 1899 году и вырос в благочестивом католическом доме на берегу озера Виктория. Каждый день его отец вёл семью в восьмимильный поход на мессу в ближайшую миссионерскую станцию.
Вскоре после четырнадцатилетия Джозефа в 1913 году африканские католики возрадовались, когда епископ Генри Штрайхер рукоположил первых священников-уроженцев Уганды Бэзила Люму и Виктора Мукасу Вамераку. Вскоре после этого отец Вамерака посетил начальную школу миссии Митала Мария, где учился Джозеф. Молодой Киванука был настолько впечатлен видом человека из племени Ганда в одежде священника, что решил, что тоже будет добиваться рукоположения.
Проучившись пять лет в малой семинарии, средней и старшей школе для мальчиков, стремящихся стать священниками, Джозеф поступил в Главную семинарию Катигондо. Он привлёк внимание Штрайхера, ныне архиепископа, своими экстраординарными академическими способностями.
У архиепископа, который всю свою карьеру трудился в Африке, был один всеобъемлющий пастырский приоритет: "Нанять одного священника из числа коренных жителей для меня важнее, чем обратить в свою веру 10 000 человек". Несмотря на то, что Джозеф был молод, Штрайхер распознал в нем перспективу будущего лидера.
Однако Штрайхер понимал, что, несмотря на блестящие способности Джозефа, ему никогда не поручили бы руководить Африканской церковью без обучения в Риме. Итак, после своего рукоположения в мае 1929 года отец Киванука собрал свои немногочисленные земные пожитки и отплыл в Италию.
Первый чёрный “Белый отец”
Чернокожий священник, который приводил элегантные философские аргументы на безупречной латыни, произвел глубокое впечатление на профессорско-преподавательский состав Папского университета Ангеликум. Киванука получил степень лиценциата и доктора в области канонического права. В 1932 году он с великолепным хладнокровием защитил диссертацию о брачном контракте, терпеливо разъясняя своим читателям тонкости канонического права. Он окончил школу с отличием. Когда он поднялся на борт своего корабля, чтобы вернуться в Уганду, Рим был в восторге от молодого африканца, который явно интеллектуально превосходил многих европейских священнослужителей.
Вернувшись домой, он вступил в Общество миссионеров Африки, известное как "Белые отцы" из-за их ряс. Он стал первым чернокожим “Белым отцом” в истории ордена. После нескольких пасторских назначений Киванука был назначен профессором семинарии в Катигондо, где он обучал будущих священников нести Евангелие своему народу.
Тем временем угандийская церковь менялась. Штрайхер вышел в отставку в 1933 году, и Рим разделил его старую епархию надвое. Масака, большая половина, управлялась в течение шести лет генеральным викарием, в то время как Рим откладывал выполнение пожеланий Штрайхера о рукоположении африканца в епископы (по слухам, британские власти выступили против этого шага).
В 1939 году, когда Кивануке исполнилось 40 лет, новоизбранный папа римский Пий XII действовал решительно. Как и Пий XI до него, папа Римский верил, что "миссии в Африке представляют сегодня богатейший урожай обращения" и что африканцы были самыми эффективными миссионерами на своем собственном континенте. Он назначил отца Кивануку апостольским викарием Масаки, должность, которая должна была превратиться в полноценное епископство, как только Масака будет официально объявлена епархией.
Реакция была быстрой и интенсивной. Протест вызвали миссионеры в Масаке, которые считали, что церковь в этом районе ещё слишком молода, чтобы её можно было передать местным жителям. С другой стороны, угандийское духовенство высоко оценило мудрость папы римского, заявив, что, как хороший отец, он (по словам историка Джона Баура) "отдал своему взрослому сыну лучшую часть своего имущества". В центре спора стоял фундаментальный вопрос о миссиях: когда миссионерский труд должен быть передан новообращенному?
Создание африканского апостольства
Среди шума и ликования Джозеф Киванука был посвящен в сан в соборе Святого Петра в Риме 25 мая 1939 года папой Пием XII при содействии архиепископа Штрайхера в отставке. Епископ Киванука взял фразу Monstra Te Esse Matrem, или "Продемонстрируй своё материнство", в качестве своего знака отличия — это вызов самому себе, своей епархии и своей церкви жить подлинной католичностью и демонстрировать материнство всем людям.
По возвращении епископ Киванука поставил 56 хорошо подготовленных африканских священников во главе приходов Масаки. Эти священники часто были связаны с теми, кому они служили, сложными родственными узами; их близкие отношения с африканским обществом привели к более тонкому евангелизму. Киванука последовал примеру Штрайхера и отправил своих самых ярких семинаристов в Европу для дальнейшего обучения. В Масаке видение самоуправляющейся, самосохраняющейся африканской церкви было ярким пятном на континенте, всё ещё борющемся с патернализмом, колониализмом и расизмом.
Хотя большая часть его работы в качестве епископа была административной, дни епископа Кивануки были посвящены молитвенным практикам. Каждое утро начиналось с личной молитвы, за которой следовал час медитативной молитвы с сотрудниками епархии. Епископ добросовестно отслужил ежедневную мессу и каждый день в полдень останавливался, чтобы помолиться Ангелусу. Киванука завершал свои дни вечерней молитвой и чтением четок.
По мере того, как африканские колонии продвигались к независимости, епископ Киванука играл всё более активную общественную роль, готовя свою нацию к самоуправлению. В своей собственной епархии он учредил выборные приходские советы мирян и родительские ассоциации для церковных школ, а также учил о важности ответственности мирян за местные учреждения.
Он работал в Конституционном комитете Буганды в 1955 году и был автором влиятельного пастырского письма "Церковь и государство", в котором призывал к демократической зрелости и верховенству закона, поскольку страна стремилась к независимости. Описывая движения вокруг харизматичных личностей, таких как печально известный Милтон Оботе, как "западня, скрытая в земле", он пророчески предупредил: "Теперь, если кто-то захочет наступить на неё и попадётся в неё, каждый сможет сказать ему: в конце концов, ты наступил на неё, когда видел это ясно". На следующий день после смерти Кивануки Оботе отменил конституцию и захватил власть.
В 1960 году, за два года до обретения Угандой независимости от Великобритании, Джозеф Киванука был назначен архиепископом Кампалы. К настоящему времени, как пишет Адриан Гастингс, "моральный авторитет архиепископа — человека большого опыта и твердости духа — был огромен".
Живое наследие
Вооруженный таким образом, архиепископ Киванука отправился на Второй Ватиканский собор в 1962 году. Он добросовестно посещал заседания Совета и красноречиво выступал за включение традиционной африканской музыки в литургию и за партнёрство с другими конфессиями в служении Африке.
Будучи архиепископом Кампалы, Киванука выступал за канонизацию мучеников Уганды, христиан-католиков, убитых в Уганде в период с 1885 по 1887 год. В миссионерское воскресенье в 1964 году Киванука с великой радостью и слезами на глазах помогал папе Павлу VI в соборе Святого Петра, когда впервые чернокожие африканские христиане были объявлены святыми.
Архиепископ Киванука не дожил до конца II Ватиканского собора; он заболел в феврале 1966 года и вскоре после этого умер.
Папа Павел VI посетил Кампалу три года спустя и посвятил в сан не менее 12 африканских епископов в старом соборе Кивануки, некоторые из которых служили при Кивануке. Глядя на лицо Африканской католической церкви, сформированное Джозефом Киванукой, он сказал: "Вы можете и должны иметь африканское христианство. … Теперь вы, африканцы, сами себе миссионеры, и местное апостольство полностью принадлежит вам".
Sarah Dahl - писательница-фрилансер, живущая в Миннеаполисе, штат Миннесота.
|