То, что не удалось сделать многим предыдущим императорам, "мы решили теперь даровать миру с помощью Всемогущего Бога", - объявил честолюбивый Юстиниан I со своей женой Феодорой. Не довольствуясь тем, чтобы штукатурить империю, потрескавшуюся и облупившуюся с возрастом, он намеревался сделать не что иное, как полностью переделать Римскую империю — юридически, в военном отношении, архитектурно — и снова объединить её в славное царство. И в значительной степени ему это удалось.
Земледелец и исполнитель
Юстиниан родился Флавием Петром Саббатием, сыном земледельца, чей бездетный дядя был на пути к тому, чтобы стать императором Юстином I. Юстиниан был призван в столицу в подростковом возрасте и получил лучшее возможное образование. Он стал членом ближайшего окружения Юстина, взял вариацию своего имени и стал самым влиятельным советником Юстина.
Юстиниан был педантичен, терпелив и по натуре одинок. Он также мог упорствовать, поддерживая долгосрочные планы, несмотря на серьезные неудачи, хотя он нервничал, когда ему угрожала опасность. Он так мало нуждался в отдыхе, что его подданные знали его как "императора, который никогда не спит".
Когда Юстиниан был коронован в 527 году, он назначил соправителем свою молодую жену Феодору. Она была на 15 лет моложе его и почти во всем ему противоположна. Она была общительной, остроумной, в высшей степени, уверенной в себе, и никогда не теряла голову в кризисных ситуациях. Он обожал её, и она была его самым важным советчиком.
Она получила "корону" из сточной канавы. Её родители были артистами, низшими слоями свободного общества. Её отец умер, когда она была ребёнком, и она вышла на сцену, чтобы заработать себе на жизнь. Большинство актрис были также проститутками, и шепотки об этом влиянии преследовали её всю жизнь.
Когда она стала христианкой, она отказалась от своей прежней жизни ради прядения шерсти. В 522 году она познакомилась с Юстинианом, который был так влюблен в неё, что изменил закон, чтобы актрисы могли выходить замуж в высшем обществе. На следующий год он женился на ней.
Юстин стремился воссоединить империю отчасти из-за своей философии церкви и государства. "Есть два великих дара, которые Бог в своей любви к человеку даровал свыше: священство и императорское достоинство", - писал он. "Первое служит божественным вещам, в то время как второе руководит и управляет человеческими делами; однако оба они происходят из одного и того же источника и украшают жизнь человечества".
Если и церковь, и государство будут хорошо выполнять свои обязанности, то в результате возникнет "общая гармония". Именно в погоне за этой общей гармонией Юстиниан привлёк свои усилия.
Юстиниан послал свои армии, чтобы отвоевать Африку у ослабленных вандалов в 533 году. Он заключил мирный договор со своими персидскими соперниками на востоке и завоевывал одно арабское или славянское царство за другим. В 535 году он вторгся в Италию и сражался с готами в течение 25 лет, пока они не были изгнаны, а полуостров практически разрушен. К концу своего правления Юстиниан почти восстановил границы Римской империи в её расцвете — но ценой пустой казны.
В 528 году Юстиниан основал три императорские юридические школы и назначил комиссию по реорганизации правовой системы. Он создал то, что стало известно как Кодекс Юстиниана — Corpus Juris Civilis — часть авторитетного утверждения римского права, которое постепенно было принято во всей Западной Европе.
Кодекс содержал многое, что было непримиримо христианским. "Правильно, что те, кто неправильно поклоняется Богу, также должны быть лишены мирских преимуществ", - сказал Юстиниан, поэтому законы усложнили жизнь еретикам и неверующим. Он также закрыл знаменитый университет в Афинах, центр языческой мысли, и преследовал еретиков-монтанистов.
Но к верующим он был благосклонен. Он облегчил освобождение христианских рабов, дал больше законных прав женщинам и детям, усложнил развод и сократил число преступлений, караемых смертной казнью.
Неудовлетворительный компромисс
Тем не менее Юстиниан стремился объединить свою империю в религиозных вопросах. Самым неприятным для Юстиниана было разделение между ортодоксальными христианами и монофизитами. Ортодоксальные верующие, которые чтили выводы Халкидонского собора, говорили, что у Иисуса было две природы в одном человеке. Монофизиты говорили, что у Иисуса была одна природа, Его божественность поглотила Его человечность, как "капля вина в океане". Юстиниан считал, что спор был недоразумением, и хотел примирить стороны.
Но на карту было поставлено нечто большее, чем теология. Монофизиты с центром в Египте контролировали регионы империи, экспортировавшие зерно. А ещё возлюбленная Юстиниана Феодора была монофизиткой.
В 544 году Юстиниан опубликовал трактат, известный как "Три главы", в котором он попытался найти почву для компромисса, но это никого не удовлетворило. Даже после того, как он навязал свои взгляды на церковном соборе, Втором Константинопольском соборе (553 г.), эти вопросы остались нерешенными.
Великий строитель
На протяжении своего 38-летнего правления Юстиниан воздвиг великолепные здания по всей империи — 25 базилик только в Константинополе, включая Святую Софию ("Святую мудрость"), венец византийской архитектуры.
Когда Юстиниан умер, Средиземное море снова стало имперским озером. Но империя так и не была по-настоящему объединена и начала распадаться в течение двух лет. Тем не менее царствование Юстиниана и Феодоры считается величайшим в византийской истории.
Категория: История |
Просмотров: 759 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 0.0/0 |
| ИСТОЧНИК |