Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Мистики
Почему мистицизм расцвел в средневековом мире — и почему женщины часто играли в нём ведущую роль?
Всё это благословенное учение нашего Господа было показано мне в трёх частях, то есть телесным зрением, словами, сформированными в моём понимании, и духовным зрением. Но я не могу показать вам духовные видения так ясно и полно, как мне хотелось бы; но я верю в нашего Господа Бога Всемогущего, что Он, по Своей доброте и из любви к вам, заставит вас принять это более духовно и с большей нежностью, чем я могу или могла бы рассказать вам об это”.
- Джулиан из Норвича

Мистицизм называют “наукой о любви к Богу” и “жизнью, направленной на единение с Богом”. Мистиков можно найти в каждой религиозной традиции, иногда в качестве центральных участников, но часто на периферии общепринятой практики, поскольку они намечают новые переживания божественного.

Не существует определённого мистического типа (хотя учёные время от времени пытались идентифицировать его). Мистиками могут быть женщины или мужчины, образованные или необразованные, из богатых или бедных семей. Мистические переживания могут быть в основном визуальными или слуховыми, или настолько абстрактными, что не поддаются никакой словесной формулировке. Мистический путь может быть основан либо на развитии любви, либо на росте интеллекта. Мистические переживания могут возникать спонтанно, неожиданно, в любое время и в любом месте; тем не менее, многие религии одобряют аскетические практики и способы молитвы, которые способствуют развитию мистического опыта у некоторых людей. Все традиции, по-видимому, сходятся во мнении, что мистицизм - это особый дар, не полностью находящийся под контролем получателя.

Почему мистицизм процветал

В некоторые исторические периоды мистицизм кажется более распространённым и авторитетным, и мистики больше нужны своим сообществам. Валери Мари Лагорио в своём эссе “Средневековые континентальные женщины-мистики” цитирует Эвелин Андерхилл в поддержку идеи о том, что мистицизм не только усиливается в определенные периоды, но и сам по себе богат на творчество: “Великие периоды мистической активности, как правило, соответствуют великим периодам художественной, материальной, и интеллектуальной цивилизации.… Это всегда так, как если бы [мистики] были прекраснейшим цветком человечества; продукт, на который был нацелен каждый великий творческий период гонки”.

Одним из таких периодов было средневековье в Европе (1100-1450), время великих социальных перемен, когда феодальная система уступила место капитализму, городам и новому среднему классу. Мы думаем о Средневековье как об эпохе веры, и так оно и было, но это была также эпоха кризиса. В таком контексте мистицизм был не отступлением от негативных аспектов реальности, а творческим распределением энергии с целью преобразования реальности и своего восприятия ее.

Мистики были учителями того времени, вдохновенными лидерами, которые синтезировали христианскую традицию и предложили новые модели для христианской общины. Мы знаем некоторых мужчин — Бернарда Клервоского, Франциска Ассизского, Фому Аквинского, — но мы не так хорошо знакомы с женщинами, хотя на самом деле их было больше. Хильдегарда из Бингена, Клэр из Ассизи, Беатриса из Назарета, Анжела из Фолиньо, Джулиана из Норвича и другие женщины-мистики использовали свой божественный опыт для духовного руководства другими. Такие женщины становились весьма уважаемыми лидерами верующих. Их роль пророков и целителей была единственным исключением из предполагаемой неполноценности женщин в средневековом обществе.

Что испытали женщины-мистики

Средневековый мистицизм был в первую очередь визуальным и эмоциональным; мистик видела и ощущала истину, видела Бога, Христа или святых, и её переполняла любовь к тому, что она видела. Эта любовь была настолько сильной, что она чувствовала себя обязанной поделиться ею с другими.

Действительно, возможно, единственным голосом, который слышали женщины и который приказывал им что-то делать, был голос Бога в видениях. Но Божий голос был единственным, что действительно было необходимо, ибо с божественного разрешения и руководства всё было возможно. Как говорила Джулиан из Норвича в своих выступлениях: “...Боже упаси вас говорить или предполагать, что я учительница... потому что я женщина, невежественная, слабая и хрупкая. Но я очень хорошо знаю, что то, что я говорю, я получила через откровение того, кто является верховным учителем... Поскольку я женщина, должна ли я поэтому верить, что мне не следует рассказывать вам о благости Божьей, когда я в то же время увидела, что это Его воля, чтобы это станет известно?”

Мы не должны думать о средневековых женщинах-мистиках прежде всего как об отшельницах, ушедших в уединенный мир молитвы и медитации. Эти активные женщины прошли длительный путь ученичества в религиозной жизни и были способны нести духовную ответственность за большое количество людей.

Хотя средневековые женщины-мистики происходили из разных слоев общества, в разных частях Европы, и переживали духовные пробуждения в разном возрасте, многие из них не становились великими учителями, пока не достигли среднего возраста. В детстве они отличались не по годам развитой набожностью, и их бунтарство часто принимало форму аскетизма. С подросткового возраста до тридцати лет они часто вели замкнутый образ жизни; если они были замужем, то были поглощены семейными обязанностями и деторождением. Однако всё это изменилось примерно на сороковом году их жизни, когда у них появилась свобода быть заметными как активные лидеры и эффективно давать духовные советы другим.

Почему женщины были лидерами

В отличие от других периодов мистического возрождения, средневековый мистицизм был в основном женским. Никто точно не знает почему, но мы можем порассуждать о некоторых связанных с этим факторах.

Средневековые люди с религиозным призванием и лидерскими способностями имели множество возможностей выбора — они могли быть активными или созерцательными, священниками, монашествующими или отшельниками. У женщин, которые чувствовали себя призванными к религиозной жизни, был один главный выбор — вступить в монастырь или общину благочестивых мирянок. Таким образом, основной одобренной формой религиозной жизни, доступной женщинам, была созерцательная и замкнутая. Средневековое общество считало, что женщины должны быть защищены от насилия и от своей собственной сексуальности, и считалось, что женщины “от природы” пассивны, задумчивы и восприимчивы.

Некоторые аспекты монастырской жизни, вероятно, способствовали развитию мистических и лидерских способностей. Вплоть до четырнадцатого века религиозная община была единственным местом, где женщина могла найти библиотеку, других учёных и возможность читать и писать. Кроме того, это было единственное место, где у женщины было хоть какое-то уединение. Обет безбрачия освобождал женщин от беременности и родов и, таким образом, давал им гораздо более долгую жизнь, чем замужним женщинам. Монастыри также предоставляли возможности для руководства и преподавания, будь то ведение бухгалтерии, уход за больными или обучение детей.

В Европе позднего средневековья женщин впервые стало больше, чем мужчин. Женщины нашли творческий выход из этой ситуации, и начались новые религиозные движения женщин. Бегинки в Северной Европе и францисканские или доминиканские терциарии в южной Европе жили группами, поддерживали себя физическим трудом и посвящали свою жизнь служению другим и духовному росту. Многие известные средневековые писатели-мистики принадлежали к этим неформальным сообществам - Хадевейх из Антверпена, Мехтхильда из Магдебурга, Анжела из Фолиньо, Екатерина из Сиены.

Наконец, духовные практики, рекомендованные средневековым женщинам (и, возможно, изобретенные ими самими), способствовали росту и умственной концентрации, которые часто приводили к видениям и мистическим переживаниям. Мы знаем, что женская практика аскетизма была более суровой, чем мужская. Кроме того, мужчины в религиозных общинах имели более интеллектуальное образование; вид медитации, которому обучали женщин, был визуальным и творческим, а не интеллектуальным или абстрактным.

Четыре великих мистика

Жизни великих женщин-мистиков в высшей степени индивидуализированы, хотя в их произведениях есть некоторые общие темы.

Бенедиктинская аббатиса Хильдегарда Бингенская (1098-1179) начала свою религиозную жизнь в возрасте 7 или 8 лет, когда присоединилась к своей тёте Ютте, которая была затворницей. Позже их убежище было открыто и превращено в женский монастырь, где Хильдегарда приняла постриг монахини в возрасте 14 лет. Несмотря на то, что она не умела писать по-немецки и сомневалась в правильности своей латыни, её продиктованные тексты демонстрируют широкую эрудицию. Хотя она утверждала, что все её знания получены из мистического источника, она была знакома с Библией, естественными науками, классической латинской литературой и неоплатонической философией. К ней серьезно относились как к пророку все, от Бернарда Клервосского и папы римского до самых скромных тружеников. Она начала "Скивиас", свою главную визионерскую и автобиографическую работу, когда ей было 42 года, но видения у нее были с 5 лет. Она настаивала на том, что видела своё видение в духовной и психологической целостности, когда была полностью в сознании и осознавала своё окружение. Она различала две степени духовного видения: своё экстатическое осознание “Живого света”, в котором она ничего не могла видеть, и, как пишет Андерхилл, “более рассеянное сияние, которое она называет Оттенком Живого света и в котором были видны ее великие аллегорические видения”.

Хадевейх из Антверпена была фламандской бегинкой первой половины XIII века. Мы почти ничего не знаем о её внешней жизни, но у нас есть три её книги: стихотворения в строфах и двустишия; письма о духовной жизни, известные как "Письма юной бегинке"; и книга видений. Блестящая поэтесса, писавшая на голландском, она знала также новейшие стихи на латыни, старофранцузском и провансальском языках. Будучи мистиком, она верила, что душа, созданная Богом по Его собственному образу и подобию, жаждет снова слиться с божественной любовью, “стать Богом с Богом”, как она выразилась.

Мехтхильда Магдебургская (ок. 1212-1282), самая известная из немецких бегинок и автор книги "Струящийся свет Божества", в 22 года решила посвятить свою жизнь Богу. Она отправилась в Магдебург, где никого не знала, чтобы стать бегинкой. В 1270 году она приехала в монастырь Хельфта, возможно, ей посоветовали сделать такое уединение из-за её откровенной критики коррупции в церкви. Существует семь книг её автобиографического "Струящегося света", написанных на разных этапах её жизни и использующих все поэтические и повествовательные ресурсы её времени — лирику, диалоги, куртуазные аллегории и даже простую народную мудрость. Первая страница “Струящегося света" сообщает об опасности, которой подвергается Мехтхильда, потому что она мистик: "Я была настороже в отношении этой книги, и некоторые люди предупредили меня, что, если я не закопаю её, она будет сожжена. И всё же, - продолжает она, - я в своей слабости написала это, потому что не осмелилась скрыть заключенный в этом дар”.

Францисканская мистичка Анджела из Фолиньо (1248-1309) вступила в Третий орден ради мирского престижа, но когда её мать, муж и дети внезапно умерли, её привязанность к Святому Франциску и его ордену стала ещё более глубокой. В 1285 году она пережила мощное обращение, а в 1291 году, когда ей было 43 года, у неё было видение Божьей любви к ней, когда она совершала паломничество к храму святого Франциска Ассизского. Поскольку она была неграмотной, она диктовала свой опыт. Книга об опыте истинно верующих была немедленно прочитана, широко скопирована и распространена.

Послание от мистиков

Мы тоже живём во времена быстрых и непредсказуемых социальных и экономических перемен. Мы, безусловно, можем взять за образец баланс изоляции и общности, размышлений и действий, который мы находим у этих средневековых женщин. Мы можем использовать их акцент на духовной жизни как постепенный подъём — иногда крутой и трудный. В трудах этих женщин Бог всегда учит через любовь и всегда подчёркивает самоценность человека. Мы остро нуждаемся в этой любви, и нам нужно распространять её на других.

Доктор Elizabeth Alvilda Petroff - профессор сравнительного литературоведения Массачусетского университета в Амхерсте и автор книги "Литература средневековых женщин-визионеров" (1986).
Категория: История | Просмотров: 242 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: мистик, Средний Век, женщины
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024