Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Внутри монастыря
Как возникли монастыри? Почему в них приходило так много средневековых женщин?
В посланиях Павла мы находим, что некоторые женщины из первых поколений христиан отказались от сексуальности, брака и материнства, чтобы посвятить себя служению Богу и христианской общине.

В древнем мире женщины не признавались как обладающие какой-либо индивидуальностью вне семейного контекста. Даже горстка девственниц, служивших богине Весте в Риме, была принята своими отцами и, как правило, они выходили замуж, когда уходили из храма. И всё же христианская девственница (или вдова, в зависимости от обстоятельств) заняла для себя признанное и уважаемое место в молодой церкви.

Воины на передовой

На протяжении столетий, когда церковь периодически подвергалась преследованиям со стороны светской власти, эти посвященные женщины играли жизненно важную роль в сохранении и распространении христианства. Они превращали свои дома в приюты для странствующих проповедников, председательствовали на религиозных собраниях и занимались благотворительностью — раздавали милостыню, ухаживали за больными и посещали заключённых. Когда мученичество стало неизбежным, женщины оказались в первых рядах воинов Христа. Апокрифические евангелия второго и третьего веков указывают на то, что распространенной причиной казни христианских женщин был их отказ подчиняться римскому закону об обязательном вступлении в брак.

Это движение за “девственность” не было аскетическим движением. Некоторые отцы-христиане III века критиковали посвященных женщин за их мирскую одежду и общественную деятельность. Тертуллиан, в частности, осудил их утверждение о том, что отказ от секса даёт им право проповедовать и действовать публично так же свободно, как и мужчинам. Он утверждал, что посвященные женщины не вышли за рамки, ограничивающие общественную активность женщин. Скорее всего, сделав себя невестами Христа, они подчинили себя самому требовательному и могущественному из всех мужей. Позже средневековое духовенство заявило о своем праве надзирать за монахинями, духовными невестами Господа, поскольку они выступали в качестве его викариев.

Девственницы, а не аскеты

В третьем веке мужчины проявили инициативу в аскетизме, практике физического умерщвления плоти, которая включала в себя сексуальное отречение, суровый пост, бессонницу и другие практики. Однако посвящённые женщины вскоре последовали этой новой моде. Первая монашеская община была организована в Египетской пустыне (около 320 г.) Пахомием и его сестрой, которые возглавили отдельную женскую группу на противоположном от монахов берегу реки. После этого женщины постоянно упоминаются как партнёры в монашеских начинаниях. У Антония, Амвросия, Августина, Василия, Иоанна Кассиана и Бенедикта Нурсийского (отметим лишь некоторых гигантов, связанных с ростом монашества) были сёстры, которые вели посвящённую жизнь. Многие другие женщины позднеримской знати экспериментировали с новым образом жизни. Когда Иероним приехал в Рим в середине IV века, он обнаружил широкий круг богатых женщин во главе с Паулой и Марселлой, которые посвятили своё вдовство или девственность религии.

От посвящения к монашеству

В течение последующих опасных столетий посвященная Богу жизнь всё больше отождествлялась исключительно с монашеством. Монахини и монашествующие собирались в больших домах, организованных в соответствии с различными правилами, которые подчеркивали дисциплину и распорядок дня. День был разделён на отрезки для совместного сна, приёма пищи, выполнения физического труда и, всегда, повторения служебных обязанностей в постоянном излиянии хвалы Богу. Огромное количество женщин откликнулось на привлекательность этой жизни. Они основали новые общины на границах христианского мира, внося свой вклад в процесс обращения варварских племён.

Королевы и знатные женщины, которые унаследовали огромное богатство и могли, согласно законам германских народов, распоряжаться этим богатством по своему усмотрению, основали дома для целых двухсот женщин. Управляя землей и юридически руководя жителями, эти великие аббатисы были неотъемлемыми составляющими нового феодального правящего класса. Они посылали войска на войну, вершили суд и пользовались всеми правами благородных людей. Каждый монастырь был автономным (хотя всё чаще они становились стандартизированными в соответствии с бенедиктинским правилом). С шестого по десятый века настоятельницы, как правило, происходили из местных правящих семей, они давали образование молодым женщинам и помогали сохранять интеллектуальное наследие древнего мира. Сохранились оригинальные литературные произведения некоторых из этих монахинь, в первую очередь истории, поэзия и драма Хросвиты, саксонской монахини десятого века, чьи познания, возможно, даже распространялись на некоторое знание греческого.

Почему монахини потеряли своё равноправие

В этот раннесредневековый период монашество было в основном мирским религиозным движением. Однако с конца XI века реформаторы предприняли агрессивные действия, чтобы обязать духовенство соблюдать целибат и уменьшить или исключить влияние мирян в церковном управлении

В ходе этой революции монахи были отделены от монахинь. Монахи всё чаще принимали посвящение в сан, и они расширяли своё влияние, укрепляя свои международные связи. Возглавляемые цистерцианцами, они объединили ранее автономные дома и общины в ордена, связанные общей конституцией и ежегодными собраниями, называемыми капитулами. Должностные лица орденов были уполномочены поддерживать единообразие. Монахи могли перемещаться по системе по усмотрению орденов, делая более широкую карьеру во многих направлениях.

Монахини утратили своё равенство с монахами по функциям и организации. Их отстранение от рукоположения запрещало им следовать за своими коллегами-мужчинами в новые сферы служения. Их потребность в священниках для совершения таинств в этот более клерикально ориентированный век превратила монахинь из ценности в обузу в глазах многих священнослужителей. В каждом ордене монахини были изолированы, замкнуты в себе и в конечном счёте отделены как можно дальше от монахов. (Одним интригующим исключением из этой тенденции были фонтевристы, которые поддерживали сообщество представителей смешанного пола под руководством настоятельницы).

Забота о монахинях стала неприятной обязанностью, от которой монахи отказались в пользу более полезных обязанностей. Только сильное папское настояние на протяжении тринадцатого и четырнадцатого веков заставляло различные ордена включать в себя минимальное число монахинь. Несмотря на это, женщины продолжали стремиться к монашеской жизни во всё возрастающем количестве.

Приказано отправиться в монастырь

В XIII веке городское население нуждалось в благотворительных операциях. Церкви нужны были проповедники, чтобы удержать население от ереси. Эти двойные импульсы породили нищенствующие ордена: монахи, не прикрепленные к монастырю, которые поддерживали себя попрошайничеством. Их проповеди и акты благотворительности быстро распространили ордена. Женщины откликнулись с энтузиазмом; монахини основали монастыри, чтобы поддержать странствующих проповедников доминиканского ордена.

Но после появления первого поколения женщины начали испытывать дистанцирование, которое уже изолировало их сестёр в двенадцатом веке. Клэр Ассизская приняла уединение своего монастыря, но на протяжении всей своей долгой жизни боролась за сохранение своей привилегии францисканской бедности. Это было единственное правило женщины и для женщин, одобренное средневековым папством. К концу XIII века Бонифаций VIII издал указ, согласно которому все религиозные женщины, независимо от их ордена или родства, должны быть заточены в монастырь.

Таким образом, нормами религиозной жизни для женщин средневековья были тишина и медитативные практики в монастыре. Женщинам, заинтересованным в большей государственной службе, приходилось избегать принятия формальных обетов монахини. Однако, несмотря на формальную строгость их правил, большинство средневековых монастырей были открыты для частых посетителей, ищущих совета или благотворительности. Монахини продолжали поддерживать связь со своими семьями и общинами и оказывали различного рода социальные услуги в стенах монастыря.

Монастыри отличались строгостью. Некоторые приобрели репутацию благодаря святости монахинь и чудесам, которые сопровождали их повседневную жизнь. Некоторые из них приобрели репутацию светских людей и даже моральной распущенности.

Большинство монастырей предпринимали какие-либо экономические действия, управляя подаренными им поместьями и/или производя тонкую вышивку, конфеты или мази. В целом жизнь монахини была полезной и в целом приятной, хотя часто прерывалась внутренними ссорами или стихийными бедствиями или политическими потрясениями.

Почему женщины уходили в монастыри?

Экономические реалии были таковы, что ни один монастырь не мог прокормить себя без финансовой поддержки родственников. Следовательно, только женщины с определёнными экономическими возможностями могли выбрать религиозную жизнь. Однако женщины из низших слоев общества могли поступать в монастыри в качестве conversae, посвященных женщин, которые служили монахиням, не разделяя полностью их религиозных обязанностей.

Таким образом, главным образом религиозная жизнь обеспечивала средневековым женщинам из высшего сословия альтернативу браку и уважаемое место во вдовстве. И это обеспечивало женщинам из низших слоев общества достойную работу и благотворительную помощь.

Жития святых утверждают, что многие из них бросили вызов своим родителям и огромному социальному давлению в отношении брака и материнства, чтобы жить посвящённой жизнью. Однако другие свидетельства указывают на то, что некоторых женщин насильно отправляли в монастыри, потому что их родители предпочитали платить более дешевое приданое, требуемое религиозной жизнью.

Большинство монахинь, независимо от того, пришли ли они сюда по собственной воле или повинуясь выбору своих родителей, устраивались в своей жизни так же, как другие женщины вступали в брак.

Доктор Jo Ann McNamara - профессор истории в Хантер-колледже Городского университета Нью-Йорка и автор книги "Женщины и структуры общества" (1984).
Категория: История | Просмотров: 214 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: монастырь, женщины, средние века, Монашка
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024