William Wade Harris - либерийский активист - оставил безуспешное местное служение, чтобы путешествовать по побережью Кот-д'Ивуара. За 18 месяцев он крестил 100 000 новообращенных.
В 1910 году африканец средних лет сидел в тюремной камере в Либерии. Заключенный за политическую активность, он теперь обнаружил, что его мысли обращаются к Богу. Он и не подозревал, что вот-вот произойдёт нечто такое, что сделает его одним из самых эффективных евангелистов в истории Африки и основателем влиятельной деноминации.
Согласно более поздним свидетельствам Уильяма Уэйда Харриса, произошло то, что ангел Гавриил вошёл в его тюремную камеру. Со звуком, похожим на хлещущую воду, Дух сошёл на заключенного в тюрьму члена епископальной церкви.
"Ты не заключённый", - заверил его ангельский посланник. "Бог приходит, чтобы помазать тебя. Ты будешь пророком. Твой случай напоминает случай с Седрахом, Мисахом и Авденаго. Ты похож на Даниила". Гавриил проинструктировал его сменить западную одежду на белое одеяние и избегать употребления алкоголя.
Жена Харриса, Роуз, услышав эту новость, предположила, что её муж сошел с ума. Охваченная горем, она заболела и умерла.
Кто такой Уильям Уэйд Харрис и почему он оказался в тюрьме?
Харрис был членом этнической группы гребо, народа южной Либерии, тесно связанного с Кру. Кру были знамениты как моряки. На протяжении веков каждое судно, приходившее торговать к западноафриканскому побережью, останавливалось, чтобы взять на борт моряков Кру, которые были бесстрашными, умелыми и преданными. Уэйд, произносимое как Водди, было его гребо-именем. Он родился между 1860 и 1865 годами, и чтобы понять его жизнь, мы должны немного знать об истории Либерии.
Правящим классом Либерии были свободные чернокожие поселенцы из Америки. Лишь относительно небольшое число афроамериканцев когда-либо решалось на этот шаг - 17 000, некоторые из которых были вынуждены эмигрировать, поскольку они были освобождены на этом условии. (В начале девятнадцатого века в Штатах насчитывалось около 200 000 свободных афроамериканцев, и большинство из них предпочли остаться в стране, для создания которой они и их предки так много сделали).
Невидимые либерийцы
Первые поселенцы прибыли сюда в 1822 году. В 1847 году Либерия стала независимой черной республикой; это была единственная африканская страна, сохранившая свою независимость на протяжении всего колониального периода. (Эфиопия, другое исключение, короткое время находилась под властью Италии). Первоначально основатели намеревались назвать столицу своего нового государства "Христополис", но в итоге она стала Монровией, в честь тогдашнего американского президента.
Новое государство отражало американские политические институты — Капитолий, Сенат и всё остальное. У них было много слабых мест, некоторые из которых имели экономическое происхождение. При истинных вигах, которые правили с 1878 года до военного переворота в 1980 году, поселенцы монополизировали политическую власть и контролировали экономику. Они сделали коренные народы Либерии невидимыми в девизе на их национальном гербе: "Любовь к свободе привела нас сюда".
Между тем Гребо и Кру, в частности, приветствовали как христианство, так и западное образование. Поскольку поселенцы уже были христианами, белые миссионеры сосредоточились на этой области, поощряя грамотность как на английском, так и на местных языках. Кру и Гребо были враждебны к поселенцам и их монополии на власть. В 1873 году они попытались основать независимое христианское государство под девизом "Мы верим в Бога". Это был мир, в котором родился юный Уэйд.
Его отец не был христианином, но его воспитывал дядя, который был методистским пастором. Харрис стал грамотным в английском и гребо. Принятое им имя и образ жизни в доме его дяди показывают, как много общего было у поселенцев и образованных коренных жителей. Харрис записался моряком и в юности совершил несколько прибрежных плаваний, а в старости скромно называл себя "мальчиком Кру".
В 1881 или 1882 году Харрис был основательно обращен на собрании методистов. В 1888 году он стал членом епископальной церкви и начал работать в этой церкви учителем и катехизатором, а также на правительство в качестве переводчика. Он потерял обе работы из-за своей политической активности. Он угодил в тюрьму за то, что поднял флаг Великобритании. Кру и Гребо надеялись, что их регион станет британским протекторатом, хотя этого так и не произошло. На самом деле, когда он сидел в тюрьме, произошло неудачное восстание Гребо.
Собирающий толпу
В течение нескольких лет после своего видения Харрис проповедовал в Либерии, но оказал незначительное влияние.
Затем, 27 июля 1913 года, он отправился в замечательное миссионерское путешествие на восток. Его целью была французская колония Берег Слоновой Кости. Представляющая собой мозаику этнических групп, колония в то время была главным образом местом действия католической миссии, но эта церковь оказала незначительное влияние.
Харрис путешествовал с двумя спутницами: Хелен Валентайн, образованной вдовой, и Мэри Пиока, которая позже родила ему сына. Женщины привлекали аудиторию пением песен, отбивая такт погремушками из тыквы.
Человек, который когда-то, будучи респектабельным членом епископальной церкви, заказывал себе обувь в Штатах, теперь ходил босиком. Он был одет в подаренный ему костюм — белое платье с черными лентами или бретельками и белый тюрбан. Такие характерные одежды, часто, хотя и не всегда белые, характерны для многих африканских пророческих церквей, являясь символом чистоты и преображенной жизни, а также отделения от невозрожденного мира.
Куда бы он ни пошел, Харрис также брал с собой Библию (авторизованную версию на английском языке), посох в виде креста, погремушку из тыквы и чашу для крещения. Возможно, посох был отголоском Моисея; его независимо переняли многие другие африканские пророки. Харрис иногда уничтожал свой посох и заводил новый, боясь, что люди начнут ему поклоняться.
Послание Харриса было простым, во многом таким же, как то, чему учат миссионерские церкви, но он задел глубокую струну в сердцах своих слушателей. Он попросил их сжечь их традиционных богов — "Бог послал меня сжечь фетиши", - сказал он. Харрис подчеркивал необходимость избегать работы в субботу (воскресенье) и соблюдать её святость.
Самое главное, он предложил своим слушателям немедленное крещение — привилегию, которой лишены миссионерские церкви. Эти церкви требовали многолетнего изучения и подготовки перед крещением, что означало, что новый христианин чувствовал себя уязвимым без защиты, которую предлагали его старые религиозные практики, с одной стороны, и крещение - с другой. В течение одного 18-месячного периода в 1913-14 годах Харрис крестил от 100 000 до 120 000 новых христиан.
Могущественный евангелист
Уильям Уэйд Харрис был легендарной личностью — библейский пророк в современной Африке. Рассказывают много историй о его "встречах с силой" с традиционными религиозными специалистами страны (прорицателями или жрецами древних божеств). Его чудеса исцеления вошли в легенду. Говорили, что он мог вызывать дождь с небес и что он навлекал безумие на тех, кто сопротивлялся его посланию. Однажды люди спрятали некоторые из своих религиозных статуй в кустарнике, чтобы избежать костров, — только для того, чтобы увидеть, как они были уничтожены таинственным пожаром.
Как Харрис общался с этими жителями деревни? Он не говорил по-французски, но и они тоже. Пиджин-инглиш был лингва-франка побережья, даже во французских колониях, и он часто пользовался им. Но обычно он проповедовал через переводчиков, часто молодых людей, живущих по соседству и работающих клерками в торговых фирмах. Он полагался на них, чтобы продолжить свою работу после его ухода, и назначил двенадцать апостолов в каждую общину.
Пророк и его сподвижники добрались до Аксима, расположенного далеко на западе того, что тогда называлось Золотым Берегом. Именно там он познакомился с известным африканским юристом и националистом Кейсли Хейфордом, который был настолько впечатлен Харрисом, что написал о нём первую книгу, опубликованную в 1915 году. Хейфорд сказал: "Он — динамичная сила редкого порядка - кажется, будто Бог сотворил душу Харриса огненной душой".
Многие африканские пророческие лидеры основали церкви. Харрис, однако, не собирался этого делать. Куда бы он ни пошёл, он говорил своим последователям ждать "христиан с библиями". Некоторые из тех, кто откликнулся на послание Харриса, присоединились к католическим миссиям, в результате чего число их крещений в 1914 году возросло до 6700 в год, начиная с 1917 года. В 1924 году методистские миссионеры достигли Берега Слоновой Кости. К своему изумлению они обнаружили, что их приветствовали тысячи новообращённых. Сегодня методистская церковь там датирует своё основание не 1924 годом, когда прибыли миссионеры, а 1914 годом, когда это сделал Харрис. Христиане Харриса связались с пророком, который отправил послание, призывающее тех, кого он крестил, присоединиться к методистам, а не к католикам.
Вскоре возникли некоторые трудности. Миссионеры, пытавшиеся создать самоподдерживающиеся церкви, настаивали на том, чтобы христиане платили десятину - нелегкое дело для обедневшего сельского жителя, которому также приходилось находить деньги на налоги. Миссионеры также выступали против многоженства и подробно расспросили Харриса по этому вопросу.
Драгоценное наследие
Пророк и его сподвижники повернули назад в Аксиме и двинулись по своим следам вдоль побережья. К этому времени разразилась Первая мировая война, и колониальные чиновники были обеспокоены потенциальными нарушителями спокойствия. Служа там, куда вело его сердце — в Кот—д'Ивуаре, - Харрис был остановлен властями и депортирован в Либерию. В последующие годы он предпринял по меньшей мере восемь попыток вернуться. На границе его всегда возвращали обратно.
Харрис продолжал проповедовать в Либерии и совершил несколько миссионерских поездок в Сьерра-Леоне, но он больше никогда не добивался успеха, как в дни своего пребывания на берегу Слоновой Кости. Он продолжал носить свою характерную одежду и восхищаться тем, чего достиг Бог с помощью "мальчика Кру". Миссионер, встретившийся с ним в 1926 году, сказал: "Он живёт в сверхъестественном мире, в котором люди, идеи, утверждения, космогония и эсхатология Библии более реальны, чем те, которые он видит и слышит материально".
Уильям Уэйд Харрис умер в доме своей дочери в крайней нищете в 1929 году. Харрису суждено было дожить до 1929 года, но его пророческая миссия продлилась всего те 18 месяцев. Этот образец — краткое, но чрезвычайно эффективное служение, закончившееся вмешательством колониального правительства. Не все его духовные дети стали католиками или методистами. В 1979 году было подсчитано, что в Кот-д'Ивуаре с населением в 5 миллионов человек проживал 1 миллион мусульман, проживающих на севере, 200 000 протестантов и 500 000 католиков. (Большинство ивуарийцев всё ещё были традиционалистами). Также было 100 000 (сейчас эта цифра приближается к 200 000) членов церквей харристов — самых сильных вблизи столицы, Абиджана.
Самая крупная из них была основана путем объединения нескольких различных конгрегаций под руководством Джона Ахуи. Грейс Тани (Thannie), умершая в 1958 году, основала церковь Двенадцати апостолов в западном Голд-Косте. Она была специалистом по традиционной религии, которую обратил Харрис, и считала себя одной из его жен. Эта церковь придавала большое значение исцелению и продолжала практику Харриса по осуждению традиционной религии. Она использовала Библию в ритуалах (хотя и не читала Священное Писание на служениях) наряду с посохом в виде креста, погремушками и христианскими гимнами.
Церковь Дейма, основанная в 1942 году Мари Лалу, которая умерла в 1951 году, является второй по величине церковью харристов в Кот-д'Ивуаре. Лалу считала себя духовной преемницей Харриса; она верила, что он изгнал колдовство, но оно вернулось, и что именно она была избрана, чтобы изгнать его снова. Как и Харрис, её последователи уничтожали традиционные культовые предметы.
Уильям Уэйд Харрис, без сомнения, был самым успешным миссионером в истории Западной Африки. В отличие от некоторых других лидеров африканской церкви, он полностью сосредоточился на обращении нехристиан. По словам его внуков, его любимыми гимнами были "Иисус, Возлюбленный моей души" и "Какой друг у нас есть в Иисусе". "Крик", сохранившийся от его общественного служения, звучит примерно так:
"Давайте изо всех сил стараться, и мы победим
дьявола и его царство,
Чтобы когда придёт Иисус
Мы будем носить белые мантии".
Elizabeth Isichei - профессор кафедры теологии и религиоведения Университета Отаго, Данидин, Новая Зеландия, и редактор-консультант журнала "Христианская история". Она является автором книги "История христианства в Африке" (1995).
|