Лорен Каннингем, харизматичный визионер, который основал организацию "Молодежь с миссией" (YWAM) и мобилизовал миллионы молодых людей на краткосрочные поездки, скончался в пятницу утром. Ему было 88 лет |
Когда ему было всего 20 лет, Каннингем молился и увидел изображение карты, но карта двигалась. Волны разбивались о берега каждого континента, отступали, а затем обрушивались снова. Картина показалась ему “мысленным фильмом”, как он позже скажет, и, присмотревшись, он увидел, что волны были молодыми людьми, “детьми моего возраста и даже моложе”, выполняющими Великое поручение “идти по всему миру и проповедовать Евангелие всему творению” (Марка 16:15).
Это видение стало основной идеей YWAM. Организация назвала это “инициированным Богом, определяющим судьбу, основополагающим заветом от Бога о рождении нового миссионерского движения”.
По словам Каннингема, ему потребовалось несколько лет, чтобы понять то, что он увидел. Но в конечном счете это дало ему возможность “отменить регулирование” миссий, посылая больше людей, быстрее, в большее количество мест, где они могли бы “провозглашать истину Божью и проявлять Его любовь”.
YWAM (произносится как вай-вам) в настоящее время работает в более чем 2000 филиалах почти в 200 странах. Организация перестала подсчитывать, сколько молодых людей она отправила в краткосрочные командировки в 2010 году, когда их общее число составило около 4,5 миллионов.
“Что мне нравится в духе YWAM, так это готовность атаковать ад с помощью водяного пистолета”, - сказал Стив Дуглас для CT за несколько лет до своей смерти, когда он был президентом Campus Crusade for Christ International (ныне CRu).
Крис Валлоттон, старший руководитель известной харизматической церкви Вефиль в Реддинге, Калифорния, заявил в пятницу, что YWAM - “вероятно, величайшая миссионерская организация в мировой истории”. Он назвал Каннингема “одним из величайших героев веры в современной истории”.
Евангелист Франклин Грэм высказал аналогичную оценку.
“Какую невероятную жизнь прожил этот человек”, - написал президент Samaritan's Purse в социальных сетях. “Лорен позволил Богу использовать его, и он был движущей силой Евангелия на протяжении десятилетий”.
Лорен Каннингем родился 30 июня 1935 года в Тафте, штат Калифорния, но в своих первых воспоминаниях он находился в палатке где-то в Аризоне. Он, его родители и старшая сестра вручную изготавливали глинобитные кирпичи, чтобы построить небольшую пятидесятническую церковь.
Слышать от Бога
Том и Джуэлл Каннингем оба были рукоположенными служителями Ассамблеи Божьей и оба были евангелистами-пятидесятниками во втором поколении. Джуэлл научилась проповедовать ещё ребёнком, путешествуя от одного места к другому в Оклахоме, Техасе и Арканзасе. Когда пара только поженилась, они жили в своей машине, проповедуя на улицах Тайлера, штат Техас.
Супружеская пара учила своих троих детей жертвовать личным комфортом ради Евангелия и лично прислушиваться к Богу. В последние годы жизни Лорен Каннингем вспоминал, как узнал, что руководство Духа может быть вопросом жизни и смерти. Однажды его отец проповедовал на улице в городке на юге Калифорнии, когда его мать внезапно сказала: “Нам пора идти. Бог сказал, что мы должны идти сейчас же!”
Когда семья уезжала, город сотрясло землетрясение, и груда кирпичей упала на тротуар, где они стояли.
“Если Бог хочет сказать вам что-то важное, - сказала Джуэлл Каннингем, - он обратится к вам напрямую”.
Юный Каннингем впервые услышал Бога, когда ему было шесть лет, и позже вспоминал, что к девяти годам это стало обычным, иногда ежедневным переживанием. Когда ему было 13 лет, он получил призыв к служению во время молитвы в кустарниковой беседке в Арканзасе вместе с несколькими двоюродными братьями и сестрами. Они молились в течение нескольких часов в понедельник вечером, и Каннингем почувствовал себя так, словно к нему прикоснулся Бог.
“Бог только что прорвался и донес до меня этот призыв очень ясно”, - сказал он позже. “У меня и в мыслях не было сомневаться, что я призван проповедовать”.
Чтобы отпраздновать это событие, мать отвезла его в город и купила ему новые туфли, цитируя послание к Римлянам 10:15: “Как прекрасны ноги проповедующих Евангелие”. В тот четверг Каннингем произнес свою первую проповедь в церкви своего дяди.
Свой первый опыт миссионерской работы он получил, когда ему было 18 лет, отправившись на Пасху в Мексику с группой молодых людей, чтобы свидетельствовать от двери к двери и проповедовать на улице в преимущественно католической стране. Каннингем закончил поездку в больнице с дизентерией, но счел её успешной, потому что 20 человек преклонили колени на улице, чтобы исповедать, что Иисус Христос - Господь.
На следующий год Каннингем поступил в Центральный Библейский Колледж, школу Ассамблеи Божьей в Спрингфилде, штат Миссури. Он и трое других студентов сформировали госпел-квартет под названием The Liberators и путешествовали по стране, распевая и проповедуя. Во время поездки на Карибские острова в 1956 году за несколько дней до своего 21-го дня рождения у него было видение волн молодежи.
“Бог говорит на вашем языке, - шутливо сказал он телеведущему Пэту Робертсону в 2022 году, - а подростком я занимался серфингом в Калифорнии и видел эти волны”.
Каннингем сначала подумал, что, возможно, видение означало, что он должен заниматься преподавательской деятельностью или подготовкой учителей. Он окончил Центральный Университет в 1957 году со степенью в области библейского и христианского образования и поступил в Университет Южной Калифорнии на степень магистра в области образования.
Провал библейских школ
Однако, когда Каннингем работал над диссертацией о библейских школах, он разочаровался. Он изучил 72 учреждения по всему миру и обнаружил, что лишь немногие из них, если таковые вообще имеются, оказывают значительное влияние на мировую евангелизацию. Большинство выпускников даже не собирались заниматься служением, не говоря уже о том, чтобы стать миссионерами, которые могли бы нести Евангелие на край земли.
В то же время Каннингем начал заниматься молодежным служением в Ассамблеях Бога в Южной Калифорнии, где его отец теперь был помощником суперинтенданта, занимаясь насаждением церквей и миссиями. Но Каннингем разочаровался и в этом.
“Все молодые люди были такими яркими и энергичными”, - сказал он журналу Charisma в 1985 году. “Но я должен был признать, что большинство мероприятий, которые я запланировал для них, были пустыми. Они не задели сердца молодых людей, потому что у них не было вызова. Это то, к чему мы все стремимся, особенно в подростковом возрасте и в начале 20-х годов. Это - большой вызов”.
Каннингем обнаружил, что ему хорошо удается воодушевлять молодых людей и убеждать их совершать смелые поступки во имя Евангелия, но тогда им нечего было делать. Ассамблеи Божьи сказали, что если они хотят быть миссионерами, им нужно пойти в школу и получить около семи лет образования и профессиональной подготовки.
“К этому времени, - жаловался Каннингем, - большинство из них забыли бы о своем пламенном рвении”.
Он начал экспериментировать с краткосрочными миссиями, взяв около 100 молодых пятидесятников на Гавайи во время весенних каникул в 1960 году. Были проблемы — многие молодые люди относились к поездке как к весенним каникулам, — но Каннингем убедился, что это новая модель глобального евангелизма. Молодые люди загорались энтузиазмом и отправлялись в короткие поездки, оплачивая их самостоятельно или собирая собственные средства, и рассказывали всем в мире об Иисусе.
Тем летом Каннингем совершил поездку по скаутским местам, куда могли бы отправиться молодые миссионеры. Он побывал в Японии, Гонконге, Таиланде, Камбодже, Индии, Пакистане, Египте, Ливане, Иордании, Израиле, Турции, Греции, Скандинавии и Великобритании. Он начал строить большие планы на 1961 год.
Однако руководство Ассамблей Божьих сочло, что его планы были слишком масштабными. Деноминация предложила повысить ему зарплату, чтобы он начал программу молодежных миссий, но они хотели начать более скромно.
Как позже вспоминал Каннингем, ему сказали: “Ты можешь продолжать следовать своему видению, Лорен, но ты будешь привлекать более приемлемое количество — скажем, 10 или 20 молодых людей в год”.
Он возразил, что его видение было “намного, намного больше, чем 20 человек в год, и намного больше, чем любая другая конфессия”. Вспомнив, чему учили его родители о личном общении с Богом, Каннингем решил покинуть Ассамблею Божью и заняться самостоятельной деятельностью. Компания YWAM была официально зарегистрирована в штате Калифорния в феврале 1961 года.
Однако в первые несколько лет YWAM не удавалось привлекать 20 молодых людей в год для участия в краткосрочных миссиях — или даже 10.
Дарлин Каннингем воплощает это видение в жизнь
Когда в 1962 году Каннингем познакомился с девушкой по имени Дарлин Скретч, борющаяся за выживание миссионерская организация отправляла около пяти человек в год. Но Скретч, которая сама мечтала о межкультурном служении после того, как её дядя был заключён в тюрьму за миссионерскую деятельность в коммунистическом Китае, увидела несколько способов практической реализации видения YWAM. Каннингем женился на ней в следующем году и с тех пор объявил её соучредительницей.
“Без Дарлин никогда не было бы ничего прочного”, - сказал он.
В 1964 году она организовала “Летнее служение” на Багамах и в Доминиканской Республике. Записались почти 150 молодых американских христиан. Когда осенью они вернулись в США как раз к началу занятий в школе, они сообщили о тысячах обращений и некоторых чудесных исцелениях.
Затем YWAM организовала поездки в Мексику, Пуэрто-Рико и Виргинские острова. А затем, в 1966 году, у них было 90 человек в 17 командах на Карибах и еще 25 в пяти больших почтовых грузовиках, которые ехали через Мексику, Гватемалу, Никарагуа и Гондурас. Все миссионеры были молоды, собирали собственные средства и не позволяли требованиям к обучению ослабить их рвение.
Конечно, в те ранние годы было множество проблем и множество основных ошибок. Более чем одно транспортное средство застряло в грязи на непроходимой дороге. В одной из первых листовок с ошибкой было написано “Христос”, приглашая молодых людей провести лето, представляя "Хистота". YWAM научились доверять Богу, молиться и разбираться во всём.
И сообщения о проблемах на самом деле привлекли больше молодых людей.
“Вы будете спать на полу, есть другую пищу, страдать от жаркого и липкого климата и быть окруженными комарами”, - сказал им Каннингем. “Вы будете эмоционально опустошены и подвергнетесь духовному нападению. Но это часть нашего взросления в Господе”.
Лаборатория евангелизации
К 1968 году в YWAM работало 30 штатных сотрудников и 1200 краткосрочных миссионеров. Организация решила, что небольшое обучение было бы полезно, и открыла школу в отеле в Швейцарии. Первыми учителями были родители Каннингема, евангельский апологет Фрэнсис Шеффер, инженер-механик и теолог-мирянин Гарри Конн и шотландский евангелист Дункан Кэмпбелл.
“Это не библейская школа, - объяснил Каннингем, - а лаборатория евангелизации”.
YWAM открыла больше школ, в конечном счете управляя Университетом Наций более чем в 600 населенных пунктах. Один лидер сказал, что они были “волновой машиной”, производящей волны молодых людей, которые Каннингем видел в своём видении. Школы предлагают обучение евангелизации, а также дипломы в области спорта и фитнеса, науки и техники, образования, коммуникации и искусства.
Каннингем сказал, что у него было откровение о семи классах, каждый из которых соответствует семи сферам общества, на которые христианам необходимо повлиять, чтобы добиться перемен.
В 1975 году он отправился рассказать своему другу, основателю CRu Биллу Брайту, об этом откровении. Но прежде чем он успел что-либо сказать, Брайт объявил, что на него снизошло откровение, и представил практически идентичный список из семи сфер. Несколько недель спустя Каннингем услышал, как Шеффер привел очень похожий аргумент о принятии господства Христа над этими семью различными областями: семьей, религией, образованием, средствами массовой информации, искусством, экономикой и правительством.
Позже эта идея была популяризирована пастором из Вефиля Биллом Джонсоном и другими как “Мандат Семи Гор”. Это стало теологической основой для многих американских харизматов, принявших Дональда Трампа.
Каннингем, однако, не занимался политикой. Он рассматривал эти семь сфер как основу для евангелизации и “стратегий великого поручения”.
К тому времени, когда Каннингему исполнилось 50 лет в 1985 году, YWAM ежегодно отправляла более 15 000 молодых людей в краткосрочные поездки. Служение действовало в 1100 филиалах в 170 странах. И всё же дальновидный лидер был убежден, как он писал в своей первой книге, что эти молодые люди были “лишь малой частью того, что было необходимо” и что “делателей всё ещё было мало, очень мало”.
Он продолжал фокусироваться на росте, расширении и инновациях.
Обвинения в духовном насилии
YWAM столкнулась с критикой за то, как она относилась к “волнам” молодежи. В 1980-х годах ветеран-сотрудник Грегори Робертсон сказал, что служение было жестоким и манипулятивным. По его словам, людям, которые не соглашались с руководством, говорили, что они восстают против Бога или даже одержимы демонами.
Совсем недавно бывшие участники разместили в социальных сетях видеоролики, в которых утверждается, что они подверглись духовному насилию.
“Такие вещи происходят на каждой базе”, - сказала одна женщина. “Их способность "слышать голос Божий" всегда превосходит вашу собственную связь со Святым Духом”.
YWAM официально не отреагировала на обвинения, но один из лидеров в Великобритании сказал, что некоторые молодые лидеры, вероятно, действительно вели себя неподобающим образом.
“Это произойдет, когда мы будем привержены призыву мобилизовать молодежь по всему миру”, - сказал тогда лидер. “Они будут совершать некоторые из ошибок, которые я совершил, когда мне было 18, 19 и 20 лет”.
Он также отметил, что злоупотребления случаются во многих контекстах, и утверждал, что послужной список YWAM был лучше, чем у большинства.
Децентрализованная модель служения оставляет надзор в руках местных органов власти. Жалобы не поступали к Каннингему, поскольку он не руководил тренировками или наземными операциями, а сосредоточился на общей картине. Его работа, как он её понимал, состояла в том, чтобы открыть шлюзы для потенциальных миссионеров.
В 1999 году Каннингем отправился в Ливию и стал первым миссионером, посетившим все страны мира, а также 150 островов и территорий.
Когда COVID-19, а затем рак ограничили его поездки в последние несколько лет жизни, Каннингем начал использовать Zoom для общения с людьми на всех континентах. Он часто говорил о необходимости большего количества переводов Библии на большее количество языков и призывал людей “жить ‘полной жизнью’ для Иисуса”.
“Это была прекрасная жизнь”, - сказал он. “Я бы сказал любому... имейте цель. Имейте призыв. Убедитесь, что вы делаете это для Бога и Его целей. Он - любовь, и вы должны показать Его любовь”.
У Каннингема остались его жена Дарлин и их дети Карен и Дэвид. Поминальная служба запланирована на Гавайях на 4 ноября.
|