Краткое, но мощное служение Саймона Кимбангу вселило веру в африканцев Центральной Африки и страх во власти белых |
Симон Кимбангу был младенцем, когда получил благословение от протестантского миссионера, и почти 30-летним, когда услышал божественный призыв: "Я - Христос. Мои слуги неверны. Я избрал тебя, чтобы ты свидетельствовал перед своими братьями и обращал их. Присматривай за Моим стадом".
"Я не учился, - утверждал он, хотя проходил обучение в баптистской миссии, - и есть служители и дьяконы, которые способны служить таким образом". Он бежал из своей деревни, чтобы трудиться на далёких нефтяных месторождениях, но зов преследовал его.
Наконец, он вернулся домой, чтобы проповедовать Слово Божье. Женщины отказались от своих языческих фетишей. Мужчины бросили всех своих жен, кроме одной. Затем, в 1921 году, начались исцеления. Больная женщина встала со своей постели и пошла. Есть свидетельство, что мёртвый ребенок был возвращён к жизни. А слепой человек по имени Нгома вновь обрёл зрение после того, как пророк намазал ему глаза смесью, сделанной из земли и слюны.
Вскоре тысячи людей оставили свои рабочие места и стеклись в Н'Камбу в Центральной Африке, чтобы увидеть силу Святого Духа и услышать пророка. Миссионеры сопротивлялись его усилиям. Один из них обвинил пророка в непростительных грехах против европейского христианства: "Кимбангу хочет основать религию, которая соответствует менталитету африканцев".
Поскольку не было никаких положений о побивании камнями местных еретиков, чиновники поступили следующим образом. Они наказали пророка 120 ударами плетью и отправили его в одиночную камеру в отдалённой тюрьме. Они надеялись, что это поможет разобраться с “чокнутым” Саймоном Кимбангу и легковерными фанатиками, которые последовали за ним. Но они ошиблись.
Африканское пришествие
Саймон Кимбангу родился в 1889 году в Центральной Африке, которая уже изменилась из-за длительного присутствия белых иностранцев, распространяющих свои часто противоречивые представления о Боге, цивилизации, расе и торговле. Португальский исследователь Диогу Као искал путь в Индию, когда в 1482 году вошёл в реку Конго. Католические миссионеры прибыли десятилетием позже, и хотя они крестили королей и вождей, которые навязывали христианство своему народу, их успех был поверхностным — боги древних предков продолжали править безраздельно.
Когда в 1870-х годах начали прибывать протестантские миссионеры, они обнаружили, что популярное языческое благочестие слегка приукрашено христианскими штрихами, включая веру в то, что кресты обладают магической силой. Среди этих новоприбывших были британские баптисты, воодушевленные евангелическим возрождением Англии. Они прибыли в Африку спасать души и бороться с работорговлей, но они воспитывали патерналистское и покровительственное отношение к коренным жителям, рассматривая их как развращённых детей, нуждающихся в исправлении со стороны белого человека.
Именно в школу, которой руководили эти баптисты, тетя Кимбангу отвела молодого человека, когда умерли его родители. Он много лет учился в школе и миссии Британского баптистского миссионерского общества в Нгомби-Лутете. Он был крещён вместе со своей женой в миссии в 1915 году и стал там мирским проповедником и евангелистом в 1918 году. Именно в миссии он начал испытывать видения, которые изменили его жизнь.
Кимбангистская церковь берёт своё начало с 6 апреля 1921 года, в день, когда Кимбангу исцелил больную женщину. С этого дня его слава распространилась, и вскоре вокруг него сформировалось движение. Белым религиозным лидерам и чиновникам колониального правительства не потребовалось много времени, чтобы заметить Кимбангу и его последователей. Они предприняли быстрые и решительные действия, чтобы подавить движение, которое, как они подозревали, преподавало неортодоксальную теологию и которое, как они опасались, приведёт к снижению посещаемости других церквей, прекращению работы, социальным потрясениям и, возможно, даже восстанию.
Однако послание Кимбангу, по-видимому, было одновременно ортодоксальным и аполитичным. Ни одна из его проповедей не сохранилась, но последователи описывали его как скромного и трезвомыслящего человека, который учил подчинению властям и расовому примирению. Тем не менее, белые миссионеры начали расследование о Кимбангу 26 апреля, а в мае последовало правительственное расследование. Колониальный администратор Леон Морель раскритиковал вероучение Кимбангу как “пародию” на баптистское учение; его критика вызвала широкую протестантскую оппозицию. Но именно католические миссионеры больше всего боялись послания Кимбангу и наиболее энергично добивались его ареста.
Первая попытка захватить Кимбангу была предпринята 6 июня, но пророк сбежал в эпизоде, который последователи описывают как чудо. Однако три месяца спустя он добровольно сдался. Обвинённый в подстрекательстве к мятежу и враждебности к белым, он был приговорён к смертной казни. Обеспокоенные протестанты смягчили приговор до пожизненного заключения, и Кимбангу десятилетиями томился в тюрьме Элизабетвилль в Лубумбаши. Он умер там 12 октября 1951 года.
“Мы, чернокожие, заключенные”
"Точно так же, как дело Иисуса было продолжено апостолами после Его смерти, то же самое было верно и в отношении пророка Симона Кимбангу", - говорит Соломон Диалунгана, один из трёх сыновей, которые руководили движением своего отца во время еретических расколов и правительственных преследований. Официальные лица пресекли быстро растущее число последователей Кимбангу. Они запретили им проводить публичные собрания, депортировали до 100 000 человек в отдалённые районы Африки и убили до 150 000 человек. “Нас покинули как католики, так и протестанты”, - сказал один обезумевший последователь. Но кимбангистское движение продолжало расти.
Насильственные депортации только распространили движение по всему континенту, поскольку ученики Кимбангу привлекали других ко Христу своим благочестием и строгой моралью.
Преследуемые последователи изливали свою скорбь в гимнах, которые были собраны бельгийскими властями:
“Иисус был заключенным
Иисус был сражен
Они бьют и нас тоже
Мы, чернокожие, заключенные
Белые свободны”.
Другой гимн, описывающий доспехи Бога, был неверно истолкован колониальными чиновниками как призыв к вооруженному восстанию:
“Мы, продолжающие наше дело
Давайте будем одеты и вооружены!
Иисус защитит нас
Давайте оденемся и вооружимся!”
Как будто этой борьбы было недостаточно, ряд самозваных проповедников утверждали, что Кимбангу являлся им в видениях и учил, что языческие обычаи коренных народов и многоженство совместимы с христианством. Некоторые из этих “нгунзистских” проповедников выступали за забастовки рабочих, налоговые бунты, ненависть к белым и насильственное свержение колониальных угнетателей. (Такие конфликты часто приводили к жарким спорам о “чистом” и “псевдо-” кимбангуизме).
Сыновьям Кимбангу выпало руководить объявленным вне закона движением настолько хорошо, насколько они могли, пока церковь, наконец, не получила официального признания в 1959 году. Церковь Иисуса Христа на Земле через пророка Симона Кимбангу (или EJCSK), первая организация коренных народов Африки, присоединившаяся к Всемирному совету церквей, в настоящее время насчитывает от 5 до 8 миллионов членов, что побудило Харви Кокса из Гарварда назвать её “крупнейшей независимой церковью на континенте”.
Историк Адриан Гастингс сравнил эволюцию кимбангистов, которые были в других церквях в течение десятилетий преследований, прежде чем сформировать свою собственную независимую церковную организацию в 1960-х годах, с ранними методистами, которые десятилетиями находились в англиканских конгрегациях (фактически, до смерти своего основателя), прежде чем начать свою деятельность под знаменем собственной конфессии.
Посол новой церкви
Младший сын Кимбангу, Джозеф Диангиенда, стал официальным главой EJCSK, и в 1960-х годах он сосредоточился на объединении разобщенных последователей, строительстве мавзолея для останков своего отца в Н'Камбе (церкви Новый Иерусалим), создании колледжей и семинарий для проповедников и формализации доктрин церкви и практики.
Диангиенда также придерживался аполитичной позиции церкви, избегая возможностей стать “официальной” церковью Республики Заир, деспотического режима Мобуту или нынешней Народной Республики Конго (которая, по данным Госдепартамента США, похищала и удерживала церковных миссионеров).
Перед лицом постоянного социального хаоса EJCSK продолжает подчеркивать строгий моральный кодекс, который запрещает многоженство, курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также купание или сон обнаженным. Верующие снимают обувь в церкви, а женщины и девушки прикрывают волосы.
Богослужения проходят оживлённо, хотя и менее экстатично, чем в более явно харизматичных общинах. В дополнение к продолжительным проповедям службы включают в себя радостные шествия, размахивание пальмовыми ветвями, совместные молитвы, чтение Десяти заповедей и восторженное пение в сопровождении оркестров с флейтами и барабанами.
Существует три официальных церковных праздника: 21 апреля (в память об исцелении Кимбангу больной женщины), 12 октября (день смерти пророка в тюрьме) и Рождество. Эти праздники - единственное время, когда члены церкви празднуют причастие, и они делают это с уникальными африканскими элементами: пирогами, приготовленными из местных злаков и овощей, и сладким медовым вином.
EJCSK также уделяет особое внимание молитве и посту, ячеечным группам, строгой церковной дисциплине и исповеданию грехов представителям церкви. Церковь полностью обеспечивает себя в финансовом отношении, и в посвященном служении участвуют как мужчины, так и женщины.
Симона Кимбангу почитают так же, как святых в католической традиции. Хотя церковь отвергает идею о том, что Кимбангу является африканским мессией, они называют его "послом Господа нашего Иисуса Христа".
Диангиенда описывает роль своего отца в буклете “Любимый город”:
“Наши отцы взывали к "вождю", спасителю, но спаситель не пришел, пока они не сказали в смирении, что Бог не знает нас, чернокожих людей. Он знал только белых. … Люди прятались от миссионеров и оставались во власти фетишизма, колдовства и других порочных практик. Затем, 6 апреля 1921 года, произошло первое чудо. …
“Благодаря Симону Кимбангу, который был послушен Богу, обещания Иисуса были исполнены, и Имя Отца и Сына было прославлено. Благодаря ему конголезцы поняли, что Бог и Иисус обратились к нам с милостью. Горе и страдания наших отцов были услышаны Богом-Отцом, и наши слезы были утёрты”.
Некоторые белые, возможно, всё ещё симпатизируют бельгийским колониальным правителям, которые считали, что вероучение Кимбангу было слишком африканским, чтобы быть истинно христианским. Другие согласились бы с персонажем бестселлера Барбары Кингсолвер "The Poisonwood Bible": "Вы не можете просто так отправиться в джунгли с целью изменить всё в христианском стиле, не ожидая, что джунгли изменят вас в ответ".
Steve Rabey - писатель-фрилансер, живущий в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо.
|