Трудность в Ефесянам 5:22 заключается не в понимании довольно простого текста, а в его значении. Поскольку патриархальные нормы греко-римского мира, встроенные в правила повседневной жизни и взаимоотношений, явно требовали от жены подчинения авторитету мужа, не выступает ли Павел просто за сохранение общепринятых норм? Если да, то зачем это нужно? Вводит ли уточняющая фраза “как Господу” радикально новое измерение в природу и форму подчинения (или субординации)?
Чрезвычайно важными для правильного понимания замысла Павла являются (1) роль, которую это высказывание играет в более широком споре, и (2) конкретное значение терминов и фраз в этом высказывании и окружающем тексте.
Более широкий контекст этого высказывания связан с заботой Павла о том, чтобы верующие, как сообщество, так и отдельные люди, были укреплены Духом Христовым (Еф. 3:16-17), чтобы они могли достичь зрелости (Еф. 4:11-16). Такая зрелость приходит, когда они “друг ко другу добры, сострадательны” (Еф. 4:32), живут жизнью любви, подражая Богу, по образцу самоотверженного служения Христа как слуги (Еф. 5:1-2).
Как это “подражание Богу” проявляется конкретно в общении и обычных человеческих взаимоотношениях? Об этом говорится в Ефесянам 5-6, и Ефесянам 5:22 является частью этого.
За общим обсуждением поведения христиан в соответствии с наставлением “не имейте ничего общего с бесплодными делами тьмы” (Еф. 5:3-16) следуют более конкретные указания относительно взаимоотношений в обществе и других социальных контекстах, таких как семья. Этот раздел начинается с наставления: “познавайте, что есть воля Божия…исполняйтесь Духом” (5:17-18). Затем, с помощью четырёх тесно связанных причастных оборотов (5:19-21), он показывает, как проявляется наполненная Духом и направляемая жизнь, согласующаяся с Божьей волей: (1) “разговаривая друг с другом”, (2) “поя и музицируя”, (3) “благодаря” и (4) “повинуясь друг другу”.1 Именно это последнее причастное выражение имеет решающее значение для нашего понимания послания к Ефесянам 5:22.
На протяжении всего послания Павел ясно показывает, что христиане - это новый общественный порядок, созданный для выражения полноты Христа посреди старого, павшего порядка. В Ефесянам 5:21 он говорит о том, что Дух Святой даёт христианам силу существовать в отношениях друг с другом радикальным образом, преобразующим культуру, а именно через взаимное самопожертвование. Основой для этого радикально нового подхода к человеческим взаимоотношениям является “благоговение перед Христом”. Причиной такого благоговения (или, возможно, лучше сказать, благоговейного трепета) является радикальный характер земной жизни Христа, полное, свободное подчинение Себя как страдающего Божьего слуги, кульминацией которого стала Его самоотдача на кресте (Еф. 5:2, 25). Именно почтение и трепет по отношению к этой самоотдающей любви должны мотивировать наше взаимное подчинение друг другу.
Такое понимание Ефесянам 5:21 (“повинуясь друг другу”) проливает критический свет на Ефесянам 5:22 (“жёны, повинуйтесь...”). Как современные переводы, так и комментаторы часто подводят нас в этом вопросе, выделяя причастное предложение в Ефесянам 5:21 в отдельный абзац, отделяя его как от предыдущих предложений, так и от последующих (например, NIV, NEB) или присваивая либо к предыдущим параграфам (NASB), либо к заголовку нового параграфа (RSV, TEV). Ни одно из них не соответствует структуре всего отрывка и грамматике в целом.
Причастие в Ефесянам 5:21 является последним из четырёх, как показано выше, и явно относится к тому, что ему предшествует. В этом стихе также используется глагол “повиноваться”, без которого Ефесянам 5:22 было бы грамматически неполным и лишенным смысла. В переводе на греческий стих буквально звучит так: “Жены, относитесь к своим мужьям, как к Господу”. Глагол “повиноваться” отсутствует и может быть использован в этом предложении только из-за тесной связи между двумя стихами. Таким образом, Ефесянам 5:21 является переходным, поскольку относится к предшествующему стиху и определяет повестку для последующего. Таким образом, тот вид радикального самопредставления друг другу, который свидетельствует о полноте Духа, теперь рассматривается с точки зрения его значения для мужей и жен. То есть, как это самопредставление, воплощенное в Иисусе, выглядит в браке?
Жена должна повиноваться мужу “как Господу”. Это больше не должно быть чем-то само собой разумеющимся в соответствии с культурными нормами и навязываться женщинам, которые считались ниже мужчин как в еврейской, так и в языческой культурах. Нет, её подчинение заключается в свободном выборе, в том, чтобы быть рядом со своим партнёром “как с Господом”, то есть как ученица Господа, как та, кто пошла по стопам Его слуги, движимая бескорыстной любовью. Такого рода подчинение не является укреплением традиционных норм; скорее, это фундаментальный вызов им.
Из большей части переписки Павла мы можем видеть, что новая свобода от ограничительных и часто порабощающих культурных норм, принесённая Евангелием, порой приводила к отказу от тех самых отношений, в которых эти нормы действовали, таких как сам брак. Именно об этой опасности Павел, возможно, говорит в Ефесянам 5:23. Ссылаясь на рассказ о сотворении мира в Бытии 2, где женщина создана из существа мужского пола (Быт. 2:21-23), Павел говорит: “Ибо муж [мужчина] есть глава жены [женщины]”.
Как обсуждалось в главе, посвященной 1 Коринфянам 11:3, в общегреческом языке идея “власти над” обычно не передавалась словом “глава” (кефал). Помимо своего буквального, физического значения (“голова человека или животного”), кефал имел множество метафорических значений, в том числе “источник”. Именно это значение, по-видимому, наиболее подходит к текстам (1 Кор. 11:3 и Еф. 5:23), в которых говорится об отношениях мужа и жены (или мужчины и женщины).2
В обоих текстах делается отсылка к Бытию 2, где женщина сотворена из мужчины. Таким образом, Павел, выступая против тех, кто отвергает брачные отношения из-за новой свободы во Христе (см. Гал. 3:28), напоминает им, что, согласно Божьему замыслу, мужчина является источником бытия женщины; они были созданы друг для друга и принадлежат друг другу, как подчёркивается в Ефесянам 5:31, цитируя Бытие 2:24. Точно так же (и здесь начинается аналогия между мужем/женой и Христом/Церковью) Христос является кефал (“источником”) церковной жизни (Еф. 5:23). Его отношение к Церкви выражается не на языке “авторитета”, а на языке “источника”. Христос - Спаситель Церкви, потому что Он отдал за неё свою жизнь.
Теперь приводится последний аргумент в пользу обоснованности радикально нового принципа подчинения жены мужу: “как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём” (Еф. 5:24). Какова природа подчинения церкви Христу? Это добровольное принятие в знак смирения в ответ на Его самоотдачу, жертвенное служение и Его постоянное укрепляющее и заботливое присутствие. Подчинение церкви Христу не имеет ничего общего с внешним контролем или принуждением. Ибо жизнь и служение Иисуса бескомпромиссно демонстрируют Его неприятие “власти над другими” как действительной в новом творении, которое Он провозглашает (Лк. 22:24-27).3 Христос стоит по отношению к Церкви, Своей Невесте, не как тот, кто использует Свою власть для контроля и требований, а скорее для того, чтобы приглашать и служить.
Подвергнув радикальному сомнению природу ожидаемого в культуре и требуемого от жены подчинения мужу, Павел теперь продолжает (Еф. 5:25-32), чтобы показать, как на практике выглядит самопреклонение мужа жене. Самопожертвование мужа (Еф. 5:21) должно выражаться в той радикальной любви к себе, которую продемонстрировал Христос, когда “отдал Себя за” жизнь Церкви (Еф. 5:25). От мужей, конечно, ожидали эротического отношения к своим женам. Но в культуре, в которой женщины часто были не более чем половиками, о которые мужчины могли вытирать ноги, и в религиозной среде, где еврейские мужчины ежедневно благодарили Бога за то, что Он не сделал их язычниками, рабами или женщинами, — в таком контексте эротическое отношение к жене не становится средством самоудовлетворения и контроля над женой. Этой позиции превосходства Павел бросает смелый вызов, призывая мужей любить (агапато) своих жён, то есть быть рядом с ними в самоотдаче, заботе и служении любовью. Ибо именно так Христос возлюбил Церковь, и мужья, как и их жены, должны быть подражателями Христу (Еф. 5:2).
[2] В Ефесянам 4:15-16 также используется греческое слово кефал (“голова”) с метафорическим значением “источник”. Христос - это “глава” (то есть источник), из которого всё тело растёт и созидает себя в любви. В физиологии того периода считалось, что физическая голова даёт жизнь всему остальному телу.
[3] Cм. также Марка 8:31-38; 9:30-37; 10:32-45; Иоанна 13:12-17; Филиппийцам 2:5-11.