В Послании к Галатам 5:2, по-видимому, говорится об ограничении в деяниях Христа. Не обесценивает ли этот стих масштаб и действенность жизни и смерти Христа? Может ли подчинение чему-то столь внешнему, как обряд обрезания, ослабить эффективность Его жертвенной смерти?
Центральная тема Послания к Галатам заключается в том, что спасение даётся верой, а не делами; что оправдание (то есть правильные отношения с Богом) является результатом милостивого дара Божьего Сына, а не достижением человека; что свобода от рабства греху не приходит даже при самом тщательном послушании закону, но через искупительную смерть Христа на кресте. Это Евангелие подрывалось и извращалось так называемыми иудействующими.
Эти иудео-христиане выступали против Евангелия от Павла как антиномичного (“противозаконного”), очевидно, полагая, что в дополнение к Божьей работе во Христе как иудеи, так и христиане из язычников должны соблюдать закон, включая особые церемониальные и культовые обряды, такие как особые дни, кошерная пища и обрезание (Гал. 3:1-7; 4:8-11, 17, 21-22). Павел называет их “обрезанными” (Гал. 2:12), потому что их требование подчинения закону Моисея от последователей Мессии наиболее конкретно и радикально выразилось в требовании, чтобы язычники, чтобы стать полноправными членами общины Нового завета, были обрезаны (Гал. 6:12).
Это требование иудействующих Павел бескомпромиссно отвергает, поскольку оно устанавливает критерий спасения, а именно человеческие достижения (Гал. 3:3), которые лежат за пределами Божьего пути спасения. Стремиться к праведности — которая в данном контексте не относится к морально-этическому совершенству, но передаёт техническое понимание Павлом “правильных отношений с Богом” — через соблюдение закона означало бы “отвергнуть благодать Божью” (Гал. 2:21).
Почему Павел так противится любому нарушению законности? Одна из причин изложена в первых трёх главах Послания к Римлянам. Хотя, как раввин, Павел, по-видимому, явно верил в возможность полного подчинения закону Моисея (Флп. 3:4-6), он был столь же ясно убеждён в том, что такой путь к установлению отношений с Богом неизбежно ведёт к самоправедности, гордости за свои религиозные достижения, хвастовству перед другими и Богом и, следовательно, к скрытому отказу от позиции смирения перед Творцом. Второй и, возможно, более фундаментальной причиной отказа от внешнего, законнического послушания было убеждение Павла в том, что с самого начала истории искупления божественно установленный путь к спасительным отношениям с Богом пролегал через веру, а не через дела закона (Гал. 3:6-25; см. также Рим. 3-4).
Исходя из этих убеждений, Павел утверждает, что если бы система закона, даже Моисеева, могла вдохнуть жизнь, то правильные отношения с Богом “непременно установились бы по закону” (Гал. 3:21); но единственная сила, которой обладает закон, - это раскрыть наше положение как грешниками перед святым Богом и показать, что мы, в конце концов, зависим от Его благодати, принимая её с верой (Гал. 3:18, 22-25).
Такое понимание Божьего пути спасения, в отличие от пути иудействующих, вызывает у Павла обвинение в том, что подчинение обрезанию [как средству достижения праведного положения перед Богом и перед лицом Его] означает, что “не будет вам никакой пользы от Христа” (Гал. 5:2). Заключенная в квадратные скобки фраза пытается истолковать смысл слов Павла в свете параллельного утверждения, которое он делает в Галатам 2:21; а именно: “если законом оправдание, то Христос напрасно умер”. В центре внимания Павла, конечно, находится то, что обрезание, которое для Павла является “сокращением” жизни, прожитой в соответствии с законом Моисея, понимаемое и практикуемое как средство достижения праведности, исключает действие Божьей благодати. На самом деле это утверждение о том, что человек может достичь этого благодаря личным достижениям; как таковое, оно отрицает необходимость искупления.
Для тех, кто выбирает этот путь, “не будет никакой пользы от Христа”, поскольку попытка “оправдаться законом” ведёт к отчуждению от Христа и отходу от благодати. Если мы живём “по закону”, то Христос и Его искупительная работа не имеют для нас никакой ценности. Но “во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (Гал. 5:6).
Смотрите также комментарий к Деяниям 16:3; 21:21; Филиппийцам 2:12-13; 3:4-6.