Филиппийцам 2:12 кажется трудным только тогда, когда мы не воспринимаем его в контексте всего остального, что Павел говорит о Божьей работе искупления и нашем участии в этой работе. Конечно, со времён Реформации, когда суть Евангелия от Павла была выражена в радостном провозглашении sola gratia, sola fide (“только по благодати, только по вере”), всё, что хотя бы намекает на “праведность по делам” или “спасение по делам”, вызывает подозрения. И именно это часто вызывает беспокойство у верующих, когда они читают эти стихи.
Внимательный взгляд на учение Павла обо всех аспектах Божьей искупительной работы во Христе показывает, что спасение не основано на накопленных заслугах нашего благочестия и добрых делах. Нет, спасение - это дело Божье от начала до конца. Он устанавливает, поддерживает и завершает его. Однако мы, люди, объекты этой божественной деятельности, не являемся роботами, управляемыми кнопками. Мы - создания, созданные по образу Божьему (Быт. 1:26-27), призванные с верой и любовью откликаться на призыв Творца и активно участвовать в Его замыслах. Именно эта двойная перспектива божественного действия и человеческого отклика и участия рассматривается в этом тексте.
Основная мысль послания Павла, многократно повторяемая в его трудах, наиболее кратко и красноречиво изложена в Ефесянам 2:8-9: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”. Значение этого слова однозначно; здесь нет никаких условий (таких как “если... то”). То, что Бог обращается к нам с безусловной любовью (Рим. 5:8), - это сама благодать. Мы этого не заслуживаем и не зарабатываем, и поэтому не можем ставить это себе в заслугу (“чтобы никто не хвалился”). Глагол “вы спасены” употреблён в совершенном виде и страдательном залоге, что означает, что действие исходит извне нас самих и что это одновременно и завершенный акт, и реальность, которая продолжает действовать в настоящем и в будущем.
За этим решительным утверждением в Ефесянам 2:10 сразу же следуют слова: “Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”. Здесь, как и во всех своих письмах, Павел очень ясно говорит о том, что восстановленные отношения с Богом - это условие, при котором наша жизнь преображается таким образом, что Божьи цели в отношении нашей жизни воплощаются в жизнь. Несколько примеров сделают это совершенно ясным.
В Римлянам 6 верующие определяются как те, кто был крещён во Христа, погребён с Ним и воскрес с Ним, чтобы “нам ходить в обновлённой жизни” (Рим. 6:3-4). Здесь процесс спасения изображается как свершившийся факт; “хождение в обновлённой жизни” - как возможность, которую ещё предстоит реализовать. Затем Павел продолжает говорить, что наше греховное “я” было “распято” со Христом, что мы больше не "рабы греха" (Рим. 6:5-11).
За утверждением этого свершившегося факта немедленно следует повелительное наклонение: “Итак да не царствует грех в смертном вашем теле…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу… в орудия праведности” (Рим. 6:12-13).
В Послании к Галатам, где особо подчёркивается спасение через веру во Христа (например, в Гал. 2:16: “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”), Павел также может подчеркнуть, что “во Христе”, то есть в наших отношениях с Богом во Христе, что действительно важно, так это “вера, действующая любовью” (Гал. 5:6). Поэтому “любовью служите друг другу” (Гал. 5:13).
Кажущаяся противоречивость между утверждениями о свершившемся спасении и жизнью, в которой выражается и претворяется в жизнь новая реальность, частично объясняется тем фактом, что Павел использует определённые слова или выражения несколько гибко. В этом послании к Филиппийцам "спасение" - это реальность, которая всё ещё находится в процессе становления и должна быть достигнута. В Римлянам 1:16 и Ефесянам 1:13 термин "спасение" используется в общем, всеобъемлющем смысле и как синоним Евангелия (то есть Благой вести и силы для спасения). В 2 Коринфянам 7:10 говорится, что покаяние ведёт к спасению. Есть и другие тексты, в которых спасение изображается как заключительный этап или событие в искупительной деятельности Бога. Фессалоникийцам сказано, что “через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению” (2 Фес. 2:13) и что одним из средств защиты христиан от тьмы стала “надежда спасения” (1 Фес. 5:8). Самый яркий пример футуристического использования этого термина содержится в Римлянам 13:11, где мы слышим, “ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали”.
Когда мы рассматриваем все эти аспекты вместе, мы видим, что Павел думал о спасении как о совокупности Божьей искупительной работы; однако он свободно использовал этот термин также для обозначения различных частей целого. Лучшая иллюстрация понимания Павлом спасения во всей его полноте, описанная в терминах его различных этапов, содержится в Римлянам 5. Мы “оправданы верою” (Рим. 5:1). Чтобы получить оправдание — наиболее распространённый термин Павла для обозначения того, что происходит с нами, когда мы с верой откликаемся на Божью любовь во Христе, — нужно установить правильные отношения с Богом, состояние, которое он описывает как “мир с Богом” (Рим. 5:1). Кульминацией того, что началось таким образом, является участие в “славе Божьей” (Рим 5:2). Между этими двумя полюсами христианская жизнь характеризуется радостью посреди невзгод, надеждой посреди страданий (Рим. 5:3-5), потому что, будучи оправданным жертвенной смертью Христа (Рим. 5:9), воскресший Господь в жизни верующего приведёт к окончательному спасению (Рим. 5:10).
Более широкий контекст этого высказывания, рассмотренный выше, состоит из трёх элементов: (1) двойственность “уже” и “ещё нет”; (2) актуальность восстановленных отношений с Богом и необходимость жить в новизне жизни; (3) понимание спасения как всеобъемлющая работа Бога, в которой мы участвуем через веру, надежду и любовь. В этом контексте лучше всего понятен отрывок из послания к Филиппийцам 2:12-13.
Павел призывает своих читателей к единству в их совместной жизни, которое должно быть достигнуто через смиренное стремление к инакомыслию (Флп. 2:1-4), мотивируемое примером смирения и полной самоотдачи Христа (Флп. 2:5-11). Именно этот труд Христа является для Павла основой (“но гораздо”) императива “совершайте своё спасение со страхом и трепетом” (Флп. 2:12). Спасение, которое приходит к нам через “послушание даже до смерти” Христа (Флп. 2:8), должно быть “воплощено”, осуществлено и отработано в контексте наших взаимоотношений друг с другом. Мотивацией для этой “внешней работы” является “страх и трепет”, но не в смысле “боязни”, а скорее в смысле “благоговения”, а именно того “трепета”, который возникает, когда мы созерцаем Божью работу “удивительной благодати” во Христе.
Но это “дело спасения” в нашем человеческом контексте — в Филиппах, направленное к единству внутри общины, — не является “человеческим достижением”, которым мы можем “хвалиться”. Нет, ибо это дело спасения подкрепляется постоянным действием Божьей благодати, ибо Бог действует “в вас” (или “среди вас”).
Спасение - это не то, чем мы обладаем. Это скорее отношения, в которых мы состоим. И в рамках этих отношений мы становимся причастниками Божьего Духа. Таким образом, христианские действия никогда не являются “нашей работой”; они всегда являются результатом динамичных взаимоотношений, автором и завершителем которых является Бог.
Смотрите также комментарий к Иакова 2:24; 1 Петра 1:9; Римлянам 6:2, 7; 2 Коринфянам 5:17.
Hard Sayings of the Bible
|