Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Ефесянам 4:9-10. Христос восходит и нисходит?
В разделе послания к Ефесянам 4:9-10 ясно говорится, что субъектом действия, о котором идёт речь, является Христос. Но что означают слова “восхождение” и “нисхождение”? Что такое “преисподние места земли”? Существуют ли различные “небеса”? Чем Он “наполняет всё”?

Эти вопросы буквально сыплются на нас из текста. Это особенно примечательно, потому что основная мысль Павла в общем контексте этого отрывка предельно ясна. Неясность этого стиха, по крайней мере частично, объясняется тем фактом, что вопрос в Ефесянам 4:10 (Что означает "восшедший"?) относится к тексту Ветхого Завета, цитируемому в Ефесянам 4:8. Надеясь получить ключ к пониманию цели, с которой Павел цитирует текст Псалма 67:19, мы читаем этот текст в его собственном изложении. Это, вместо того чтобы помочь, ещё больше сбивает с толку, когда мы понимаем, что Павел цитирует текст со значительными изменениями, очевидно, для того, чтобы привести его в соответствие со своими собственными целями.

Центральная богословская тема первых четырёх глав Послания к Ефесянам заключается в том, что церковь Иисуса Христа - это творение Божье, в котором разделённое, фрагментированное человечество может быть объединено в единый организм (Еф. 1:22-23). Разделительная стена между евреями и язычниками была разрушена (Еф. 2:14-16). Те, кто когда-то были “далеко” (то есть язычники), стали частью Божьего “дома”, который превращается в “святой храм”, в котором Бог присутствует своим Духом (Еф. 2:17-22).

Именно единство, жизнь и служение этого “храма”, этого тела Христова, является предметом послания к Ефесянам 4. Выразив единство церкви в красноречивых выражениях, обосновав это единство тем фактом, что есть один Дух, один Господь, один Бог и Отец всего сущего (Еф. 4:1-6), Павел переходит к признанию разнообразия человеческого тела. Христос даровал благодать членам этого тела (Еф. 4:7) с одной целью: чтобы были апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя (Еф. 4:11), которые готовили бы весь Божий народ к служению, чтобы всё тело росло и достигало зрелости, выражая в этом мире “полноту Христа” (Еф. 4:12-13). Именно дарование церкви для выполнения её задачи является контекстом для понимания ссылки Павла на Псалом 67:19 и её применения ко Христу.

Павел переходит от рассмотрения единства церкви к её многообразию, заявляя, что “каждому из нас дана благодать по мере того, как Христос распределил её” (или, более буквально, “по мере дара Христова”, Еф. 4:7). Павел знал, что вознесённый, превознесённый Христос излил дар Духа в Пятидесятницу (Деяния 2:32-38) и что благодаря этому Духу церковь была наделена разнообразными дарами (1 Кор. 12:4-11).

Как часто бывает в писаниях Павла, слово, фраза или концепция, которые он использует, напоминают ему слово из Писания, которое он затем продолжает цитировать: “Когда Он взошёл на высоту, то вёл пленников в Своей свите и раздавал дары людям”. Очевидно, что точка соприкосновения между тем, что он только что написал, и текстом из Псалма 67:19 заключается в том, что в этом тексте говорится о возвышенном, победоносном человеке, который раздавал дары своему народу. Однако, когда мы читаем стих из Псалма в Ветхом Завете, мы замечаем, что победоносный “получил дары от людей”. Что поначалу вызывает тревогу или недоумение, так это впечатление, что Павел изменяет текст Ветхого Завета в соответствии со своими целями.

Цитируемый псалом прославляет победу Бога над врагами Израиля и изображает эту победу в виде триумфального шествия к святилищу на горе Сион, где побеждённые приносят свои дары в качестве дани победоносному царю, который принимает их дары (Пс. 67:18-19). Это изображение торжества Божьего, возможно, поразило Павла тем, что оно хорошо отражает торжество мессианского царя на кресте, в воскресении и вознесении. Но поскольку он думал о даровании церкви возвышенным Христом, а в Псалме говорится о том, что возвышенный принимает дары от людей, не изменяет ли Павел просто текст? Один из ответов заключался в том, что Павел, возможно, не собирался ни точно цитировать, ни интерпретировать, “но в привычной еврейской манере адаптировал этот отрывок для собственного употребления, зная, что его читатели... заметят это изменение и поймут его цель”1. Это возможно. Но есть и другое, и, вероятно, лучшее объяснение.

Во времена Павла большинство евреев уже не понимали иврит, и их повседневным языком был арамейский. В синагоге, когда читался текст на иврите, переводчик свободно передавал текст в перефразированном виде, часто разъясняя трудности и делая современные приложения. Эти “толковательные переводы” передавались в устной форме, а затем записывались в виде так называемых таргумов. В арамейском тексте таргума в Псалме 67:19 есть именно то изменение “получать дары” на “раздавать дары”, которое мы находим в цитате Павла. Вполне возможно, что Павел просто использует раввинистическое толкование отрывка из Псалма. Такое толкование, возможно, возникло из-за осознания того, что, хотя псалом прославляет победу Бога по аналогии с победным шествием земных монархов, которые получают дары почтения и дани от своих побежденных подданных, возвышенный Бог Израиля - это тот, кто дарует спасение Своему народу.

Процитировав текст Псалма в соответствии с его таргумическим изложением, Павел в типичной для раввинов манере продолжает исследовать аспект текста псалма, связанный с действиями Христа, мессианского царя, который пришёл, восторжествовал над смертью и был вознесён до уровня владычества (Еф. 1:20-21; см. также Флп. 2: 5-11). Таким образом, слова “восшёл” (из псалма), применяемые ко Христу, предполагают (или подразумевают), что “Он и нисходил прежде в преисподние места земли” (Еф 4:9). О каком “нисхождении” здесь идёт речь? И что такое “преисподние места земли” (или, как в примечаниях NIV, “глубины земли”)?

Согласно одной точке зрения, Павел имеет в виду Воплощение, сошествие Сына Человеческого с небес на землю (см. Ин. 3:13). В рамках этой точки зрения существует два способа понимания “преисподние места земли”: (1) Это можно рассматривать как указание на самые нижние части земли, а именно на подземный мир — мир мёртвых, Гадес. Это может относиться просто к тому факту, что сошествие Христа завершилось смертью и погребением. Или же это может быть отсылкой к идее, встречающейся в Новом Завете только в 1 Петра 3:18-20, о том, что перед Своим воскресением Христос вошёл в мир мертвых и проповедовал духам умерших. (2) Это можно было бы истолковать как “низшие, то есть земные области”, в отличие от высоты небес, на которую вознёсся Христос (Еф. 4:10).

Альтернативная точка зрения гласит, что “восхождение” предшествует “нисхождению”. В свете всего сказанного ранее в этом послании Павлу не нужно было доказывать факт Воплощения; это можно было предположить. Поскольку в непосредственном контексте (Еф. 4:7, 11) говорится о раздаче даров церкви вознёсшимся, торжествующим Господом, Павлу нужно было показать, что для того, чтобы вознесённый мог раздать эти дары, необходимо было нисхождение. Это нисхождение отождествляется с пришествием Христа в Духе.

Концепция Павла о пребывающем в нём Христе (Еф. 3:17) и учение Иоанна о пришествии Христа к верующим в Духе после “возвышения” Иисуса (Ин. 14:23-24) подтверждают возможность такого понимания текста.

Однако, поскольку Павел нигде не говорит о даре Святого Духа или постоянном присутствии Христа в результате “нисхождения”, представляется более вероятным, что за приведённой здесь последовательностью стоит устоявшаяся концепция Павла об унижении и возвышении Христа (Флп. 2:5-11). Это прекрасно вписывалось бы в контекст передачи даров Христа церкви. Тот, кто лишил Себя божественной славы и смирил Себя даже до смерти, был высоко вознесён, “чтобы наполнить всю вселенную". Именно Он дал...”

Чем Он буквально “наполняет всё”? В TEV этот текст переводится как “наполняет Своим присутствием всю вселенную”. В RSV этот текст просто переводится как “наполняет всё сущее”. Некоторые понимают это “наполнение” в прямой связи с раздачей даров, то есть Он наполняет всё (или всех целиком) Своими дарами.

Возможно, лучше воспользоваться другим общепринятым значением греческого слова pleμrooμ (“наполнять”), которое означает “исполнять” или “доводить до конца”. Это значение хорошо согласуется с аналогичным утверждением, сделанным ранее в послании (Еф. 1:23), где Павел говорит о завершении дела Христа. В этом случае Павел говорит о нисхождении (Воплощении) и восхождении Христа (вознесении, превознесении) с одной целью: довести таинственные замыслы Бога относительно человечества (Еф. 1:8-10) до их полноты, “исполнить” их. И раздача даров церкви является частью этого “доведения всего до конца”, поскольку это должно привести к совершенству церкви как выражению “полноты Христа” в мире.
-
[1] Т. К. Эббот, Послания к Ефесянам и Послание к Колоссянам, Международный критический комментарий (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1897), стр. 112.

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 117 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Ефесянам, Павел, Христос
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2701]
Разное [698]
Библия [333]
Израиль [301]
Новости [590]
История [753]
Картинки [391]
MorningStar [1282]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1003]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [778]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024