На протяжении всей истории иудейско-христианских отношений 1 Фессалоникийцам 2:14-15 и несколько других отрывков из Нового Завета, таких как Иоанна 8:44, слишком часто использовались в качестве оправдания неподобающего отношения и действий по отношению к еврейскому народу. Такие действия и отношение называются антисемитскими. Словарное определение антисемитизма включает такие термины, как “предубеждение против евреев; неприязнь или страх перед евреями; дискриминация или преследование евреев”.1 Такой антисемитизм со стороны христиан привел к обвинению в том, что Новый Завет или, по крайней мере, некоторые авторы Новозаветных Евангелий или Посланий являются антисемитами. Можно ли оправдать использование 1 Фессалоникийцам 2:14-15 (и других мест) для пропаганды антисемитских взглядов и действий или обвинения в том, что эти тексты сами по себе являются антисемитскими?
Во-первых, следует отметить, что заявления, о которых идёт речь, исходят от людей, которые сами были семитами. Они не были произнесены неевреями, враждебно относящимися к евреям или к еврейским обычаям или верованиям. Подтверждаются их еврейство и приверженность Писаниям, которые придают иудаизму его уникальность и самобытность. Таким образом, Иисус указывает на еврейские Писания, свидетельствующие о Нём (Ин. 5:39); и во всём Евангелии от Иоанна подчёркивается личность Иисуса как Мессии, царственного Сына Божьего. В том же духе Павел неоднократно подчёркивает своё еврейство, свою принадлежность к народу, который ведёт свою родословную от Авраама (Рим. 11:1; Гал. 1:13-14; Флп. 3:4-6).
Мы не только подтверждаем еврейскую идентичность, но и выражаем её в самых позитивных формах. На протяжении всего евангельского повествования любовь и сострадание Иисуса к Своему народу проявляются в полной мере. Особенно нежное выражение этого можно найти в плаче Иисуса по Иерусалиму: “сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (Лк. 13:34). Павел проводит параллель с этим глубоким стремлением к целостности и спасению своего собственного народа, когда выражает свою глубокую скорбь по поводу отвержения Израилем Христа и своей готовности даже быть проклятым ради них (Рим. 9:2-3). Кроме того, Павел рассматривает отвержение Мессии своим собственным народом всего лишь как временную реальность. Он знает, что Бог не отверг Cвой собственный народ (Рим. 11:1), и предвидит время, когда он снова привьётся к Божьей маслине (Рим. 11:17-24).
Сильные слова Павла в этом тексте вызваны ситуацией в Фессалонике, в которой христиане (вероятно, христиане из язычников) страдают от рук своих собственных соотечественников (1 Фес. 2:14). Новой вере, основанной на Евангелии Иисуса Христа, противостоят в Фессалонике точно так же, как в иудейских церквях ей противостояли их соотечественники, а именно, их собратья-евреи (1 Фес. 2:14). До этого места в тексте Павел не выделял какую-либо национальную группу. Как греки, так и иудеи выступают против Евангелия, и приверженцы его подвергаются преследованиям. Именно следующий стих (1 Фес. 2:15) выделяет “иудеев” для особого осуждения: “Богу не угождают, и всем человекам противятся”.
Это заявление имеет тот же антисемитский привкус, что и довольно клеветнические высказывания в адрес евреев древнего мира. Тацит говорит, что они питали ненависть ко всем неевреям, которую обычно испытывают только к своим врагам; а еврейский историк Иосиф Флавий цитирует слова египтянина Апиона, современника Павла, о том, что евреи клялись своим Создателем не проявлять доброй воли к язычникам.2
Хотя по внешней форме заявление Павла похоже на эти, конкретный контекст слов Павла должен предостеречь нас от того, чтобы рассматривать их как огульную антиеврейскую полемику и использовать в качестве основания для коллективных предрассудков и дискриминации. Ибо точно так же, как в Евангелии от Иоанна термин “иудеи” используется для обозначения фарисейско-саддукейского руководства, выступавшего против Иисуса, так и Павел имеет в виду тех евреев, которые выступали против его Миссии (1 Фес. 2:16). Таким образом, мы видим, что осуждение Павлом “иудеев” происходит в конкретном историческом контексте, и его никоим образом не следует обобщать. Только тогда, когда подобные заявления используются без разбора в угоду всеобщим предрассудкам, как это часто бывало в прошлом, их можно назвать антисемитскими.
--
[1] Словарь Вебстера "Новый мир" (Нью-Йорк: The World Publishing Co., 1967).
[2] Цитируется Ф. Ф. Брюсом, 1 и 2 Фессалоникийцам, Библейский комментарий к Слову, 45 (Вако, Техас: Слово, 1987), стр. 47.