Бог властен над всеми деталями жизни, а это значит, что христиане могут пребывать в мире Христовом. Однако это не оправдание для лени. Мы можем доверять Богу и усердно трудиться. На самом деле, один из способов выразить наше доверие Богу - это усердно трудиться. Мы используем все возможности для работы, которые предоставляет нам Господь.
Усердная работа в Писании
Книга Притчей постоянно предостерегает от привычек лентяя. Мы должны соблюдать обычаи трудолюбивого муравья (Притчи 6:6). Ленивый человек боится (22:13; 26:13) и плохо подготовлен к жатве (20:4). Его “руки отказываются работать”, что приводит к смерти (21:25, ESV). В Притчах мы находим насмешливые образы: “Ленивец опускает руку в блюдо и даже не хочет поднести её ко рту” (19:24; ср. 26:15). Доволен “прилежный”, а не ленивый (13:4).
Подобные призывы к усердному труду содержатся и в Новом Завете, особенно в трудах апостола Павла. Он показал пример человека, который усердно трудился день и ночь, чтобы заработать себе на жизнь в дополнение к своему апостольскому служению. И тогда он сказал: “Если кто не хочет работать, пусть не ест” (2 Фес. 3:8, 10).
В контексте наставлений для рабов Павел говорит: “Что бы вы ни делали, трудитесь от всего сердца, как для Господа, а не для людей, зная, что от Господа вы получите наследство в награду. Вы служите Господу Христу” (Колоссянам 3:23-24). “Трудиться от всего сердца” буквально означает “от души”. Мы должны вкладывать в свою работу всё своё существо. Это включает в себя земную работу, но также включает в себя служение и нашу работу, направленную на то, чтобы жить святой жизнью. И мы отдаём этому всё, что у нас есть, потому что служим Христу, и Он щедро вознаградит нас.
Упражнять себя в благочестии (1 Тим. 4:7)
Что касается святой жизни, то в 1 Тимофею 4:7 Павел дал повеление “упражняй себя в благочестии”. Он объяснил, что, хотя “физическая подготовка имеет определённую ценность, благочестие ценно во всех отношениях, поскольку оно обещает как нынешнюю, так и будущую жизнь” (1 Тим. 4:8). Павел даже подал пример в этом отношении, сказав: “Ибо для этого мы трудимся и подвизаемся, потому что возлагаем надежду на Бога живого” (1 Тим. 4:10).
В 1 Тимофею 4:10 Павел использует два греческих слова, означающих “трудиться и подвизаться”. Первое, копьяо (κοπιάω), означает “напрягаться физически, умственно или духовно” и переводится как “усердно трудиться, изнурять себя, стремиться, бороться” (BDAG). Его можно использовать как для физического труда (1 Кор. 4:12; Еф. 4:28), так и для духовного труда. Павел сказал: “Я трудился усерднее, чем кто-либо из них” (1 Кор. 15:10), и рассказал о своём “труде” в служении (Гал. 4:11; Фил. 2:16). Есть старейшины, которые “трудятся” в проповедовании и обучении, которые известны как пасторы или обучающие старейшины (1 Тим. 5:17).
Второе слово, агонизомаи (ἀγωνίομαι), означает “сражаться” или “подвизаться”. Иисус использует это слово, когда говорит нам "стремиться пройти узкой дверью" (Луки 13:24). О Епафрасе сказано, что он “подвизался” в молитве (Кол. 4:12). Павел использует тот же глагол в своей знаменитой фразе “подвизайся добрым подвигом”. Он сказал Тимофею “Подвизаться добрым подвигом веры” (1 Тимофею 6:12). В своём втором послании к концу своей жизни Павел говорил о своём собственном труде: “Я подвизался подвигом добрым. Я прошёл путь, я сохранил веру” (2 Тимофею 4:7).
Когда мы верим во Христа как в нашего Господа и Спасителя, Бог оправдывает нас, то есть прощает наши грехи и приписывает нам праведность Христа. Это бесплатный дар, который приходит по благодати и принимается через веру, а не через дела (Еф. 2:8-9). Однако мы также спасены “за добрые дела, которые Бог заранее приготовил, чтобы мы поступали по ним” (Еф. 2:10).
К сожалению, христиане часто путают одностороннюю работу Бога по возрождению и оправданию с работой освящения. Но Библия не так рассматривает святость и христианскую жизнь. Бог призывает нас усердно трудиться для нашего освящения. Сила исходит от Бога, но это сила для того, чтобы усердно трудиться. Мы не должны воспринимать Божью благодать как оправдание лени, а как призыв к действию.
Усердно трудясь Божьей силой (Кол. 1:28-2:1)
Подобно своему учению в 1 Тимофею 4, Павел говорил о труде и усердии в послании к Колоссянам 1:28-2:1:
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно. Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти.
Целью служения Павла было представить всех христиан “совершенными” или “зрелыми” во Христе (Кол. 1:28). И он усердно трудился для достижения этой цели, как он сказал: “для чего я и тружусь и подвизаюсь” (1:29). Здесь использованы греческие слова копьяо (κοπιάω) и агонизомаи (ἀγωνίομαι), те же самые слова, которые используются для обозначения “трудился” и “подвизался” в 1 Тимофею 4:10. Павел добавляет в послании к Колоссянам 2:1, что он выдержал великую “борьбу” (ἀγίνα) ради колоссян.
Павел явно усердно трудился. Но его энергия, в конечном счёте, исходила от Бога. Как он сказал в послании к Колоссянам 1:29, “Я тружусь, подвизаясь по силе Его, которая мощно действует во мне”. Павел полагался на Божью “энергию” или “могущество” (ἐνέργειαν). Точно так же Павел сказал в 1 Коринфянам 15:10: “Но по благодати Божьей я есмь то, что я есть, и Его благодать ко мне не оказалась тщетной; но я трудился (κοπιάω) даже больше, чем все они, и всё же не я, а благодать Божья со мной”. И снова мы видим, что тяжёлая работа Павла была совершена по милости Божьей. Божья благодать была не оправданием пассивности, а источником силы и упорного труда.
Точно так же Павел в Филиппийцам 2:12-13 заповедовал христианам трудиться, но он также отметил, что такая работа совершается Божьей силой: “совершайте своё собственное спасение со страхом и трепетом, ибо это Бог действует в вас, как желая, так и действуя по своему благоволению”. Это и то, и другое. Освящение требует труда, и мы должны воспитывать себя в благочестии. Но такая тяжёлая работа, в конечном счёте, является Божьей работой в нас, ибо Он является источником энергии для освящения.
Поэтому Павел усердно трудился в своём служении. Он духовно совершенствовался и призывал всех христиан следовать его примеру. Но он также молился о Божьей энергии, чтобы христиане могли стать святыми и духовно подготовленными. Павел молился о том, чтобы колоссяне были “укреплены всякою силою” (1:11). Вот его молитва из послания к Колоссянам 1:9-11:
Посему и мы с того дня, как о сём услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.
Христиане должны следовать примеру Павла, молясь о том, чтобы Бог укрепил нас самих и других Своей силой, чтобы мы могли наполниться знанием и мудростью, совершать добрые дела и служить Христу во всем, что мы делаем. Мы должны просить Бога “укрепи меня по слову Твоему!” (Псалом 118:28). И даже иногда приходится просить о сверхъестественной силе, как это сделал Самсон, чтобы свершить суд над филистимлянами (Судей 16:28).
Примеры тех, кто усердно трудится в служении
Таким образом, апостол Павел подал пример трудолюбия. Как он сказал в Деяниях 20:35, “Во всём я показал вам, что, усердно трудясь (Κοπιῶντας) таким образом, мы должны помогать слабым и помнить слова Господа Иисуса, как Он Сам сказал: "Блаженнее отдавать, чем получать". Усердие в служении - это способ помогать другим. Однако Павел был не единственным христианином, который усердно трудился. В 1 Фессалоникийцам 5:12 он сказал: “Мы просим вас, братья, уважать тех, кто трудится (Κοπιῶντας) среди вас, кто стоит над вами в Господе и наставляет вас”.
В своём приветствии в конце Послания к Римлянам Павел сказал: “Приветствуйте Марию, которая усердно трудилась для вас” (Римлянам 16:6). И “Приветствуйте тех работников (Κοπιίσας) в Господе, Трифену и Трифосу. Приветствуйте возлюбленную Персиду, которая усердно трудилась (χκοπίασεν) в Господе” (Рим. 16:12). Таким образом, Павел показал пример усердной работы для Христа и похвалил других, которые делали то же самое. Мы тоже должны подавать пример трудолюбия другим.
Вывод
Христиане должны быть трудолюбивыми. Мы должны усердно трудиться на своей работе, будь то физический труд, работа в офисе, пасторство или ведение домашнего хозяйства. Мы должны усердно трудиться, чтобы иметь хороший брак и хорошо воспитывать детей. И мы должны усердно трудиться, чтобы уничтожить грех и жить святой жизнью. Где мы находим силы для такой тяжёлой работы? Божьей благодатью и энергией. Поэтому мы должны молиться о Божьей силе. Просите Бога дать вам силы усердно трудиться для Христа, чтобы вы могли обеспечивать свою семью, хорошо растить своих детей, любить ближнего, исполнять своё служение и прославлять Бога.