Означает ли Колоссянам 1:20, что все люди будут спасены (универсализм)? Значит ли это, что даже падшие ангелы, даже сам сатана, будут примирены с Богом?
Читая послание к Колоссянам, мы должны помнить, что большая часть книги параллельна посланию к Ефесянам. Мы действительно находим параллельную идею с этим суровым изречением в Ефесянам 1:10: “в устроении полноты времен, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом”. Однако это не даёт ответа на наш вопрос. Каким образом “всё” будет подчинено Христу? В Филиппийцам 2:10-11 также говорится, что всё подчинено Христу: “дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца”.
Мы замечаем, что эти “преклонения” и “исповедания” не обязательно принадлежат любящим подданным. Помните, что Псалом 109 был любимым текстом ранней церкви и часто цитируется в Новом Завете. В Псалме 109:1 говорится: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”.
В псалме изображен царь (в Новом Завете понимаемый как Христос), действительно действующий как правитель, а его враги признают, что он их господь, но это не добровольное подчинение и не спасение. Это исповедание побеждённых врагов.
В послании к Ефесянам основное внимание уделяется искупленным. Именно “мы” были избраны и искуплены и понимаем тайну (термин Павла, обозначающий Божий план) того, что Бог собирается сделать в будущем, а именно открыть Христа как “единую главу”. Если мы продолжим до конца предложения (греческое предложение заканчивается в Ефесянам 1:14) или в конце главы мы находим множество обещаний, но все они даны людям, которые уверовали во Христа. Таким образом, нам говорят, что Бог собирается сделать Христа единым главой (особенно главой народа Божьего, объединяющим евреев и язычников в церкви), но, похоже, нет никакой мысли о том, что это принесёт пользу людям, которые не являются частью церкви. На самом деле, в Ефесянам 2:1-13 ясно сказано, что те, кто не верит во Христа, находятся в плохом положении как “чада гнева”.
Справедлива ли та же точка зрения в послании к Колоссянам? Читая дальше этот отрывок, мы обнаруживаем, что до того, как колоссяне стали христианами, у них не было надежды на примирение. “И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам” (Кол. 1:21). Что изменило их, так это то, что “ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его” (Кол. 1:22). Ясно, что причиной этого является не просто заявление Бога без какого-либо ответа со стороны колоссян; Божье обеспечение было получено через веру: “если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования” (Кол. 1:23). Таким образом, точка зрения послания к Колоссянам заключается в том, что Бог действительно примиряет всё сущее с самим Собой, но средством этого примирения является смерть Христа и принятие её людьми через веру. Вне Евангелия и приверженности ему люди, по словам Павла, “мертвы” (Кол. 2:13).
Когда речь заходит о состоянии духовных существ, в послании к Колоссянам есть что сказать. В Колоссянам 2:15 мы читаем: “отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою”. Здесь также присутствует своего рода “примирение”, заключающееся в том, что эти начальства и власти (духовные существа) больше не будут восставать против Бога. И всё же это “примирение” побеждённого врага. Это изображение римского завоевателя, возглавляющего парад, на котором вождей его врагов тащат в цепях (именно это в те дни означало устроить “публичный спектакль” врага).
Всё это учение согласуется с Писанием в целом. Бог назначил Христа главой всего сущего. Есть два способа относиться к этому Царю. Человек может принять Евангелие и подчиниться Ему сейчас, получив Его прощение за прошлые мятежи и войдя в состояние не просто примирения, но возвышения рядом со Христом. Это возвышение не очевидно в этом веке, но оно будет полностью открыто в грядущем веке. Другой способ общения с этим Царём - продолжать своё бунтарство и, таким образом, отказываться принимать Евангелие. В этом случае человек будет вынужден подчиниться Христу, когда Его правление будет полностью раскрыто, но это подчинение будет прелюдией к получению наказания от побежденного врага. Что касается падших ангелов, бесов, сатаны и других духовных сил, которые в настоящее время восстают против Бога, то для них нет никакой надежды. Во что бы они ни верили, это приводит их только к “трепету” (Иак. 2:19). Согласно Иуде и 2 Петра, некоторые из них уже закованы в цепи. Согласно Откровению, их конец - озеро огненное.
Таким образом, ясно, что Павел не учит универсализму и что в этом он согласен с остальной частью Нового Завета. Он уверен, что Христос будет править всем миром и всеми существами в нем, как человеческими, так и духовными. Он уверен, что во Христе Бог сделал возможным примирение человечества с Собой. Он также уверен, что только те, кто верой посвящает себя Христу, будут участвовать в этом примирении не как побеждённые враги. Решающий вопрос для Павла заключается в том, как каждый человек, с которым он сталкивается, будет относиться к этому примирению, предлагаемому во Христе. Выбор остаётся за ними.

Hard Sayings of the Bible
|