Что сразу же поражает нас в Филиппийцам 3:4-6, так это чувство превосходства, которое оно, по-видимому, передаёт, наряду с возвышенными заявлениями о моральном и религиозном совершенстве. Тон этого заявления кажется каким-то неподобающим для “апостола язычников”. Разве Павел не говорил ранее в том же письме, что дух, подобный Христову, побуждает человека считать других лучше, чем самого себя (Флп. 2:3)? И разве это не тот же самый апостол, который вложил много своей энергии в то, чтобы показать, что хвастовство человеческими достижениями — даже в религиозной практике и нравственной праведности — является препятствием для отношений с Богом? Что касается утверждения о безупречности Моисеева закона, разве он также не потратил много сил, доказывая, что совершенство по закону невозможно, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23)?
Ситуация, рассмотренная в этом тексте, а также в двух других посланиях, где прослеживается схожий тон (2 Кор. 10-12; Гал. 1-3), показывает, что Павел вовлечён в полемическую ситуацию, когда он ведёт полемику с оппонентами, чьи учения или ответы на апостольский авторитет Павла угрожают жизни общины или целостности его евангелия. Полемическую риторику часто характеризует ирония или гипербола, а то и то и другое вместе. Одна сторона аргументации преувеличивается, чтобы показать абсурдность или ошибку другой стороны. Или же оппоненты и их позиция выставляются в самом невыгодном свете, чтобы донести до вас суть спора.
Эти риторические литературные приёмы объясняют оттенок превосходства, переданный в этом тексте. Павел выступает либо против иудействующих — тех иудео-христиан, которые продолжали требовать, чтобы как иудеи, так и христиане-язычники соблюдали обряд обрезания и ритуальный закон, – либо против представителей синагоги, которые с самого начала выступали против провозглашения Павла в Македонии (см. Деяния 16:1- 17:15).1 Он называет своих противников в Филиппах “псами” - насмешливый эпитет, обычно используемый евреями по отношению к язычникам, теперь обращённый против его собственного народа. В язвительной игре слов, относящейся к обряду обрезания (перитоме), он называет их “калечащими плоть” (кататоме, Флп. 3:2). То, что это полемическая риторика, ясно в свете того факта, что это те же самые люди, к которым Павел испытывает глубокое сострадание и в обмен на спасение которых он готов быть “проклятым и отлученным от Христа” (Рим. 9:3).
В рамках этой полемики Павел теперь, с долей иронии, принимает их точку зрения и аргументирует на их условиях, чтобы показать, что даже в лучшем случае путь достижения цели по закону не ведёт к подлинным отношениям с Богом. Настаивать на накоплении заслуг перед Богом, неукоснительно соблюдая предписания ритуального закона иудаизма, значит “полагаться на плоть” (Флп. 3:3). Термин "плоть" здесь обозначает человеческую способность, способность, помимо зависимости от Бога, жить так, чтобы это было угодно Богу. Если это тот стандарт, по которому в конечном счёте оценивают человека, говорит Павел, то у меня не меньше, а может быть, и больше оснований быть уверенным в себе, чем у кого бы то ни было (Фил. 3:4).
Приведённый ниже список необходимых подтверждений — “обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный” (Флп. 3:5-6) - подчеркивает его природные данные, ритуальная точность совершаемых действий (“на восьмой день”, как того требует закон Левитов) и его личные достижения. Это последнее выражается прежде всего во фразе “по учению фарисей”.
Хотя мы фактически приравняли “фарисея” к “лицемеру” (в основном, обобщая осуждение Иисусом тех фарисеев, которые выступали против Его служения, см. Мф. 23:13), принадлежность к религиозной партии фарисеев была знаком чести. Еврейские источники сообщают нам, что эти религиозные лидеры были чрезвычайно скрупулезны в соблюдении Моисеева закона и его традиционных интерпретаций.2 Именно фарисеи верили, что если все евреи будут в совершенстве соблюдать закон хотя бы один день, то наступит Царство Божье. Таким образом, их возвышенной целью было привести Израиль к совершенному послушанию. Многие из них были глубоко благочестивы и искренне стремились к исполнению Божьей воли, как они её понимали. Для многих других те же самые усилия стали источником гордости и самоправедности (см. Рим. 10:2-3). "Я", по словам Павла, "был одним из этих фарисеев".
Кроме того, его фарисейское рвение к закону выразилось в преследовании тех, кто утверждал, что тот, кто был отвергнут фарисеями, был ожидаемым Мессией (Флп. 3:6; см. также Гал. 1:13-14). Для него эта новая вера угрожала унаследованной традиции, и он видел себя защитником этой традиции.
Теперь предъявлено окончательное требование, на котором может основываться “доверие плоти”, а именно законническое совершенство. Фарисей Павел, воспитанный раввинами в традициях закона, был убеждён, что во всех отношениях придерживался буквы закона; он соблюдал множество правил и предписаний, которые были установлены для того, чтобы удержать верующих от неповиновения закону Моисея. Павел повторяет здесь слова молодого человека, который в ответ на вопрос Иисуса о заповедях с абсолютной уверенностью говорит: “всё это сохранил я от юности моей” (Лк. 18:21).
Павел разделял убеждённость своих коллег-раввинов в том, что соблюдать закон возможно и что он, по сути, овладел им.3 Хотя на первый взгляд может показаться, что это утверждение противоречит другим утверждениям Павла (см. Рим. 2:17-24; 7:7-20), оно вполне согласуется с его верой в то, что даже если бы человек был способен соблюсти весь закон, он не был бы оправдан (то есть вступил в правильные отношения с Богом) на этой основе (Гал. 2:16-17; 3:21). Несомненно, к такой оценке Павла привёл опыт того, как он был захвачен Христом на дороге в Дамаск. В последнем акте ревностного отношения к закону, а именно в преследовании последователей Иисуса, он обнаружил, что противостоит самим Божьим замыслам. Он обнаружил, что уверенность в своей способности доказать свою состоятельность в глазах Бога приводит к тому, что человек отдаляется от Бога. Почему? Потому что это неявно отвергает смиренную зависимость от Бога. Только в вере — в зависимости от Бога — человек может быть открыт как для понимания Божьих целей, так и для обретения Божьей силы для участия в достижении этих целей.
---
[1] Например, F. W. Beare, A Commentary on the Epistle to the Philippians, Harper’s New Testament Commentaries (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1959), стр. 103–5].
[2] Об одной из лучших трактовок иудаизма в новозаветный период и всестороннем понимании религиозных сект и их верований см. G. F. Moore, Judaism in the First Centuries of the Christian Era, в 2 томах. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1927)].
[3] E. P. Sanders, Paul and Palestinian Judaism (Филадельфия: Fortress Press, 1977)].
Hard Sayings of the Bible
|