Во 2 Коринфянам 12:2 Павел говорит о “человеке” (вероятно, о себе), который был “восхищен до третьего неба”. Разве небо не одно? Что это за третье небо?
Из 231 раза, когда в Новом Завете встречается слово "небеса", подавляющее большинство употребляется в абсолютном значении: голоса доносятся с небес, Христос восходит на небеса, существует Царство небесное. Небеса в этих стихах обозначают либо жилище Бога, либо место, откуда идёт дождь. Контекст предоставляет информацию, необходимую для того, чтобы решить, что имеется в виду.
Однако в этом отрывке Павел говорит о путешествии куда-то. Человек, которого он имеет в виду, - это почти наверняка он сам. Считалось гордым или хвастливым прямо ссылаться на великую честь или великий позор, постигающие самого себя. Если вы хотели сделать такую ссылку, то правильнее всего было бы сказать об этом в третьем лице: “С человеком случилось то-то и то-то”. Это условное выражение, которое использует здесь Павел. Очевидные заявления его оппонентов в Коринфе о видениях вынудили его сослаться на свой собственный духовидческий опыт. Вместо того чтобы перечислять свои переживания, начиная с инцидента на дороге в Дамаск, он приводит одно видение, которое, как он знает, превзойдёт любое из них, видение, в котором его переживание небес было настолько реальным, что он не уверен, было ли это видение или физическое вознесение на небеса. Это яркое событие произошло за четырнадцать лет до того, как Павел написал 2 Коринфянам, или примерно в 44 году н. э. Таким образом, это событие относится к периоду между отъездом Павла из Иерусалима после его обращения (Деяния 9:30) и отправлением его в своё первое миссионерское путешествие (Деяния 13:1-3). В этот период он был очень активен в служении в Сирии и Киликии, и в конце концов Варнава взял его для служения в Антиохии. К этому периоду мы должны отнести многие события, о которых он упоминает во 2 Коринфянам 11.
Где же тогда находится третье небо, на которое был вознесён Павел? В Ветхом Завете небо, по-видимому, делится на три части: небо, по которому летают птицы; небо, на котором находятся звезды (часто называемое “твердью”); и небо над ним, где обитает Бог, называемое “высочайшими небесами” (2 Царств 8:27; 2 Парал. 2:6; 6:18; Неемия 9:6; Пс. 148:4). К сожалению, эта информация почерпнута из отдельных упоминаний в Ветхом Завете, и в ней нет чёткого изложения. В Ветхом Завете нет рассуждений о природе небес. Во времена Павла некоторые евреи проводили более чёткое различие, чем в Ветхом Завете, разделяя небеса на пять частей (3-я глава Апокалипсиса Баруха 11:1), на семь сфер (Завет Левия 3:1; Вознесение Исаии 9; в Талмуде б. Хагига 11б) и на десять (2 Енох 20:3б; 22:1). Павел не указывает, на какую из этих схем он подписывается, пока не доберётся до 2 Коринфянам 12:4, где говорит, что он был “восхищён в рай”. Термин “рай” - заимствованное из персидского языка слово, обозначающее обнесённый стеной сад, который стал обозначать обитель Бога (даже если он находится на седьмом небе, Вознесение Исаии 9:7; б. Хагига 12б). В Новом Завете это место идентифицируется как место, где Иисус был с благословенными умершими (Лк. 23:43) и где находится древо жизни (Откр. 2:7; сравните Откр. 22:1-5, чтобы более точно определить, где находится это дерево). Таким образом, Павел указывает на то, что он был восхищён в само присутствие Бога, высочайшего из небес.
Новый Завет не поощряет спекуляций об устройстве небес. На самом деле, хотя мы можем обнаружить различные закономерности, в которые, по-видимому, верил тот или иной библейский автор, ни в одной из них не говорится о разделении небес. Когда Павел говорит “третье небо”, мы не можем быть уверены, что он сам твёрдо верил в то, что небеса разделены на три и только на три части, или просто понимал, что его читатели поймут, что он имеет в виду самое высокое из небес. Дело в том, что для христиан разделение небес относительно бессмысленно. Они знают, что сейчас они на земле и что то, чего они жаждут, - это оказаться в присутствии своего Господа, будь то третий, пятый, седьмой или десятый уровень небес. Где бы ни находился Иисус, все промежуточные уровни относительно бессмысленны, поскольку цель христианина - Христос больше, чем небеса. Таким образом, Павел указывает на то, что он получил предвкушение того, каково это - находиться в самом присутствии Господа.
Hard Sayings of the Bible
|