Павел говорит о “жале в плоти” как о дисциплинарной мере, призванной удержать его от чрезмерной гордыни из-за того, что он пережил на небесах. Что именно это было за “жало”? Было ли это какое-то заболевание или что-то ещё?
На протяжении веков учёные не могли определить, что это за “жало”. В конце II века Тертуллиан определил его как боль в ухе или голове (De Pudicitia, 13.17). В ранневизантийский период великий Златоуст (Проповедь 26) утверждал, что это были противники (основываясь на значении слова “сатана” как “противник”). В средневековый период под этим понималось сексуальное искушение, в то время как реформаторы рассматривали его как духовное искушение. Некоторые современные комментаторы предпочитают говорить о физическом заболевании, особенно о тяжелой форме офтальмии (основываясь на Гал. 4:13-15) или малярийной лихорадке (так, Уильям М. Рамзи, "Святой Павел, путешественник и римский гражданин", стр. 94-97). Другие указывали на нервные расстройства (включая эпилепсию), страдания из-за неприятия Евангелия евреями или дефект речи.
Есть несколько вещей, которые мы можем определенно сказать о “жале”. Во-первых, это было зло. Его описывают как “посланника сатаны”, а не как ангела Божьего. Это означает, что оно исходит от Лукавого со злыми намерениями. Будь то враги или болезнь, “жало” было злом (а в Писании и враги, и болезнь происходят от зла). Во-вторых, Бог допускал это. Именно на это, по-видимому, указывает фраза “дано мне”. Это, безусловно, то, что подразумевается в следующем стихе, когда Павел трижды молится об устранении проблемы и получает в ответ "нет". В-третьих, “жало” вызывало некоторую слабость. На самом деле, после того, как Павел смирился с тем, что Бог не удалит его, он говорит: “Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор.12:10). Павел знал, что в этой слабости может проявиться Божья сила.
Ни одно из высказанных выше предположений не является полностью необоснованным, но, на мой взгляд, Златоуст, вероятно, был прав в целом. Во-первых, в Ветхом Завете о противниках иногда говорится как о “шипах в боках ваших” (Числа 33:55; Судьи 2:3; сравните Иез. 2:6; 28:24; Михей 7:4) или “терниях в глазах ваших” (Иисус Навин 23:13). В Ветхом Завете слово “терновник” не употребляется в метафорическом смысле для обозначения болезни или искушения. Большинство других употреблений слова “терновник” в Ветхом Завете - это образы, связанные с сельским хозяйством или с осознанием того, что шиповник и колючки росли среди руин разрушенных городов. Во-вторых, термин “посланник” (греческое ангелос) в писаниях Павла всегда относится к человеку. В-третьих, в 2 Коринфянам 10-13 основной темой являются оппоненты Павла. Весь этот раздел посвящен злоумышленникам, которые притесняют его любимую коринфскую церковь и в то же время критикуют Павла за то, что у него не хватило смелости быть таким же притеснителем. В-четвертых, Павел сравнивает это “жало” со “слабостью”, которой он будет гордиться. В то время как термин “слабость” (греческое астения) может относиться к болезни (Гал. 4:13; 1 Тим. 5:23), в семи случаях в посланиях к Коринфянам (и в обоих случаях в послании к Римлянам) оно относится к моральной, духовной или социальной слабости. Во 2 Коринфянам 11:30 говорится о стыде Павла за то, что он был вынужден бежать из Дамаска, вместо того чтобы встретиться лицом к лицу со своими врагами (в культуре, в которой почётная смерть была лучше боязливого бегства). Другой контраст между слабостью и силой прослеживается в 2 Коринфянам 13:3-4, где Иисус был слаб во время Своего распятия, неспособен противостоять Своим противникам, но обрёл силу; итак, Павел, который был социально слаб, когда находился в Коринфе, вернётся с силой Христа, ибо Христос победит Своих противников. Более того, в 2 Коринфянам 12:10 он перечисляет слабости в списке, который включает “оскорбления, тяготы, гонения, затруднения”, но не называет болезни. Таким образом, я делаю вывод, что свидетельства как из Ветхого Завета, так и из фактического использования этого термина у Павла указывают на то, что “жалом” были противники, которые преследовали Павла на протяжении всей его миссии, смущая церкви каждый раз, когда он покидал одну церковь, чтобы основать другую. Если бы Павел испытывал искушение возгордиться, то насколько бы он был горд, когда даже его самые сильные церкви и лучшие новообращённые оказались бы неподатливыми новичкам?
Это не значит, что Павел никогда не болел. На самом деле, в Галатам 4:13-15 он, вероятно, имеет в виду болезнь, неизвестную болезнь, которая привела его проповедовать в Галатию, возможно, из-за её климата, а возможно, потому, что он не мог идти дальше. Мы говорим не о том, болел ли когда-либо Павел, а о том, каково точное толкование этого отрывка.
Ясно одно: даже то, что послано самим сатаной, может быть использовано Богом. Павел, по-видимому, не произвёл впечатления на людей. Он часто говорит о себе как о слабом человеке, а о своей речи как о неразвитой. Однако люди, которые встречались с ним, были вынуждены противопоставлять эту слабость очевидной силе Духа, действовавшей через Павла. Было ясно, что сила, которую он демонстрировал, не была силой Павла. В нём действовало нечто большее. Слабость и скудоумие не прославляют Бога; Он не придаёт им значения. Однако, когда это становится поводом для противопоставления нас Ему, Он может использовать это для своей славы. В случае с Павлом результаты говорили сами за себя. Павел сам по себе не смог бы достичь того, что он сделал; он сам был удовлетворен тем, что результаты его служения свидетельствовали о руке Божьей, даже если бы он хотел, чтобы процесс проявления Бога был более удобным.
Смотрите также комментарий к Иову 2:1-6.
Hard Sayings of the Bible
|