В Колоссянам 2:18 Павел предостерегает христиан от поклонения ангелам. Что это значит? Зачем кому-то поклоняться ангелам?
Ангелы - это духовные существа, которые могут производить сильное впечатление. У нас есть не только свидетельства Ветхого Завета, в которых многие люди проявляют почтение к ангелу Господню, но даже в поздний период Нового Завета пророк Иоанн испытывает искушение пасть ниц и поклониться ангелу не один раз, а дважды (Откр. 19:10; 22:8-9). Итак, мы видим, что авторы Нового Завета сами могли ощутить силу такого искушения.
Мы не знаем полного контекста того, что происходило в Колоссах, поскольку Павел никогда не объясняет этого. Что бы там ни происходило, колоссяне, очевидно, уже знали об этом, и Павел не знает, что столетия спустя его послание будут читать христиане, которые ничего не будут знать о ситуации в Колоссянах. И всё же, хотя мы не знаем в полной мере, к каким практикам призывали колоссяне, некоторые элементы этого отрывка ясны.
Во-первых, люди, пропагандирующие поклонение ангелам, имели видения. В этом смысл ссылки на “то, чего не видел” (это правильно называется "видениями”). Духовидческие переживания были хорошо известны в ранней церкви и, по сути, на протяжении всей истории христианства. Однако не каждое видение предназначено для всеобщего обозрения. Павел отмечает в 2 Коринфянам 12:4, что ему не было позволено рассказывать о том, что он видел на небесах. Иоанну в Откровении позволено сообщить многое, но не всё, из того, что он видел и слышал. Человек, не достигший зрелости или ставший жертвой искушения, может легко рассказать о видении, о котором не предполагалось рассказывать (при условии, что это видение изначально было от Бога).
Во-вторых, человек или люди, участвующие в этой деятельности, превозносят себя. Это указывает на то, что человек считал себя кем-то особенным из-за полученного им откровения. На самом деле это серьёзное искушение. Он услышал информацию, которой должны были обладать другие. Всем ясно, что он - тот человек, который был выбран для передачи этого откровения другим людям. Если этот процесс проходит успешно, такой человек получает особый статус, этот статус привлекает его, и он начинает гордиться.
В-третьих, в центре внимания видения находятся две вещи. С одной стороны, это своего рода ложное смирение. Это может быть особая практика поста или благочестия, которой занимался получатель видения, когда к нему пришло видение. Возможно, это была какая-то практика, которую, как он верил, открыл ему ангельский посланник. Что бы это ни было, это практика, с помощью которой человек смиряет себя. Это правило или закон, благодаря которому человек может “стать более святым”, более совершенным (Кол. 2:20-23). Такая позиция игнорирует тот факт, что во Христе христиане получили весь статус и святость, которые они когда-либо получат. Человек не зарабатывает более высокий статус у Бога; всё это пришло во Христе (Кол. 2:9-10).
С другой стороны, в видении (или в рассказах людей о нём) основное внимание уделялось ангелам. “Если вы узнаёте этих ангелов так же, как мы, то вы тоже получите внутреннюю информацию”. В некоторых системах иудейской и христианской мысли ангелам давали имена. В других случаях они были ранжированы, и целью было познакомиться с ангелами более высокого ранга. Или, возможно, эти люди в Колоссах просто думали, что особые почести следует оказывать конкретному ангелу. Всё это делает одну вещь: отвлекает внимание от Христа. Павел указывает, что “он [человек, который учит об ангелах] потерял связь с Головой” (Кол. 2:19). Если человек знает Христа, ему не нужно знать ангелов, их звания или имена. Все они являются слугами Того, кого христианин уже знает. Библия, между прочим, раскрывает имена нескольких ангелов, но в центре её внимания всегда находится Христос или Бог. Если бы имена ангелов или даже само их присутствие были удалены, но откровение сохранено, ничего особо важного не было бы утрачено. Сосредотачиваться на ангелах - значит отвлекать внимание от Христа и, таким образом, терять связь с “Головой”.
Вероятно, именно поэтому Иоанн сообщает в книге Откровение о своих двух попытках поклоняться ангелам. Возможно, у кого-то из читателей возникнет искушение воздать должное различным ангелам, которые были посредниками в таком великом откровении. Иоанн предельно ясен: даже не думайте об этом. Если воздавать почести Христу и Богу, ангелы будут весьма довольны, ибо тогда они выполнили свою работу слуг.
Религиозный опыт - это великая сила. Бог дарует его, потому что он полезен для нас. Но в то же время он опасен. Истинный опыт может быть искажен. Всегда существует искушение сосредоточиться на своём опыте или использовать его как рычаг для обретения личного статуса или власти. Это не обесценивает переживание (хотя и существуют демонические визионерские переживания, Павел не даёт здесь намека на то, что эти видения не были истинными видениями от Бога), но искажает его. Вместо того чтобы привести человека к большей преданности Христу (к тому типу преданности, которая бесстрашно принимает мученическую смерть), такое использование визионерского опыта отвлекает человека от его сосредоточения на Христе, а также может повлиять на целую группу людей. Человек становится “посредником” между христианами и неким ангелом или ангелами, используя обряды, о которых Богу нет ни малейшего дела, какими бы благочестивыми они ни казались.
В Откровении ангелам отведена определённая роль. Они стоят вместе с искупленными перед престолом Бога и Агнца. Это образ, который следует иметь в виду: искупленные люди и ангелы стоят бок о бок, глядя на одно и то же место, на Бога. Как только это будет осознано, как ангельский, так и духовидческий опыт будут представлены в надлежащем ракурсе.

Hard Sayings of the Bible
|