Нам нетрудно прочитать, что Бог милует того, кого хочет. Нам нравится думать о Боге как о милосердном. И всё же довольно тревожно слышать, что Он ожесточает того, кого хочет ожесточить. Означает ли это, что у некоторых людей нет шанса и что милость Божья далеко не универсальна?
Чтобы понять этот отрывок, мы сначала должны понять контекст. Павел пишет римлянам, защищая свою позицию о том, что язычникам не обязательно становиться иудеями, чтобы стать полноправными христианами. То есть он защищает христианство, свободное от еврейского закона в той мере, в какой оно выделяет людей как евреев. На этом этапе аргументации он только что ответил на возражение о том, что такой подход привёл бы к аморальному поведению (Рим. 6-8). Теперь он завершает свою аргументацию, показывая, что в сердце Бога есть место для еврейского народа. Другими словами, он утверждает, что ветхозаветная история - это не просто план, который не сработал, или способ создания Иисуса, но вместо этого это имеет ценность само по себе.
Павел начинает главу с утверждения, что он действительно очень заботится об Израиле или еврейском народе (он возвращается к этой теме в Рим. 10:1). Он заботится настолько сильно, что сам отправился бы в ад, если бы таким образом мог спасти еврейский народ от ада. Затем он перечисляет некоторые из хороших вещей, которые Бог дал еврейскому народу в прошлом. Сказав это, он обращается к проблеме: означают ли эти факты, что Божий план провалился? Его полное объяснение займёт от Рим. 9:6 до Рим. 11:36. Его главная мысль заключается в том, что план Божий состоял в том, чтобы послать Евангелие язычникам и таким образом возбудить в Израиле ревность, что в итоге привело бы к спасению Израиля. В середине этого рассуждения он даёт понять, что говорит о евреях (или Израиле) в целом, а не о каждом отдельном человеке внутри нации, поскольку на индивидуальном уровне есть евреи (включая его самого), которые уверовали в Иисуса.
Наш стих входит в первую часть аргумента. Павел доказывает способность Бога осуществлять Свой план, не только заставляя людей сотрудничать с тем, что Он делает, но и заставляя их противостоять тому, что Он делает. Точка зрения Павла заключается в том, что Бог абсолютно суверенен в Своём выборе.
Еврейский народ гордился тем фактом, что Бог избрал Израиль, а не язычников. Частично эта тема поднимается в аргументации в Рим. 9:7-13. Хотя у Авраама было более одного сына, Бог избрал Исаака как того, через кого будет передано обетование. У Исаака также было более одного сына, но Бог выбрал Иакова, а не Исава. Любой еврейский читатель утвердительно кивнул бы, особенно если бы он или она не читали вступительный стих (Рим. 9:6): “Ибо не все, происходящие от Израиля, принадлежат Израилю” (RSV). Причина, по которой Павел утверждает это, не в том, чтобы доказать, что Бог мог избрать еврейский народ для Своих целей и отвергнуть других. Все евреи знали это. Павел указывает, что если это так, Бог также может выбрать одних евреев и отвергнуть других. Павел использует собственное учение евреев против их национального самодовольства.
Еврейский народ также гордился своей приверженностью закону Моисея. Несомненно, Бог вознаградил бы их тщательное соблюдение спасением; несомненно, Он не избрал бы язычников для спасения, когда евреи были намного более праведными. Павел утверждает, что это не так. В первых частях книги он утверждал, что нет никого праведного, поэтому никто не может претендовать на Божье спасение. Любое спасение, которое получают люди, - это милость и благодать, а не просто воздаяние по заслугам. Теперь, в этой главе, он изо всех сил старается указать на то, что Божий выбор в случае Исаака и Иакова не был основан на их характере. Это было сделано до того, как они развили свой характер. Бесполезно утверждать, что Бог знал, какими людьми они станут, поскольку это означало бы отрицать то, о чём говорит Павел. Он утверждает, что Бог просто избрал. Чтобы подчеркнуть этот момент, он цитирует слова Бога, обращенные к фараону в книге Исход 9:16: “но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле”. Фараон восстал не случайно и не своей собственной силой, но Бог возвысил его. Зачем Богу понадобилось возвышать такого упрямого правителя? Чтобы сила Бога была ясно видна, когда Он осуществил исход. Ожесточение фараона было частью Божьего плана для достижения собственных целей Бога.
Если у нас есть какие-либо сомнения по поводу этого толкования, то в следующем разделе (Рим. 9:19-24) Павел отстаивает право Бога делать из людей всё, что пожелает. В Рим. 9:24-33 он подчеркивает, что Бог избрал, но Он избрал язычников для спасения, а не только евреев, и в настоящее время евреи в целом не были избраны для спасения. Суть в том, что Бог имел бы такое же право избрать фараона для спасения, а евреев - выступить против него, как и в противном случае. На самом деле, нечто подобное произошло в случае с Иисусом.
Однако мы не должны вести себя так, как будто это единственное слово Павла о предопределении и ожесточении людей. Здесь он говорит о том, как Бог работал с широкими группами людей, с евреями в целом и с язычниками в целом. Он также указывает на то, что еврейские пророки знали об этом плане Божьем задолго до того, как оный осуществился. Однако в следующей главе Павел продолжает подчёркивать, что всё это произошло благодаря человеческому выбору. Бог решил сделать доступным Своё спасение не на основе еврейского закона, а на основе благодати Христа. Это было провозглашено как евреям, так и неевреям, поэтому Бог не принуждал евреев к ожесточению. Тем не менее, как и предсказывал Бог, эта Благая весть была в значительной степени отвергнута евреями и часто принималась неевреями.
Итак, это две стороны одной и той же реальности. С одной стороны, люди слышат Евангелие и отвергают его, точно так же, как фараон услышал повеление Бога через Моисея и отверг его. В каждом конкретном случае человек делает истинный моральный выбор. С другой стороны, суверенный Бог говорит нам, что Он воздвиг такого фараона именно для того, чтобы тот мог сделать этот выбор. Для Бога нет ничего удивительного, когда фараон решает противостоять Ему, и для Бога не удивительно, когда многие из еврейского народа отвергают Евангелие.
Итак, ожесточает ли Бог некоторых людей? Ответ Павла - да. Милует ли Бог всех? Ответ Павла - нет. И всё же люди свободно выбирают отвергать Бога? Ответ Павла также да. И милует ли Бог всех, кто верит в Евангелие? И снова ответ Павла - да. Как эти две вещи сочетаются друг с другом? Павел не объясняет нам. С одной стороны, он знает, что Бог является суверенным правителем истории, формирующим её в Своих Собственных целях. Нет силы, которая могла бы противостоять Богу. С другой стороны, Он знает, что люди делают выбор за Евангелие или против него, и все, кто приходит к Богу, принимаются Им. Он никогда не пытается объяснить, как эти две позиции сочетаются друг с другом.
Он имеет в виду, что мы никогда не должны самонадеянно заявлять о своём статусе перед Богом (“Бог, конечно, всегда будет выбирать таких людей, как мы”) или гордиться тем, что мы избраны (“Бог, должно быть, увидел в нас что-то великое”). Любая позиция не признаёт суверенитет Бога. Павел предупреждает нас, что еврейский народ придерживался первого предположения и, таким образом, упустил Иисуса, а в главе 11 он предостерегает верующих из язычников не придерживаться второго предположения. Вместо этого он советует нам быть благодарными, основываясь на знании того, что мы находимся там, где мы есть не потому, что мы этого заслужили, а потому, что Бог решил проявить Свою милость к таким людям, как мы, милость, которой мы не заслуживали.
Смотрите также комментарий к Исходу 9:12; Римлянам 8:29.
Hard Sayings of the Bible
|