ИБО МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЗАКОН ДУХОВЕН, А Я ПЛОТЯН, ПРОДАН ГРЕХУ. ИБО НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: ПОТОМУ ЧТО НЕ ТО ДЕЛАЮ, ЧТО ХОЧУ, А ЧТО НЕНАВИЖУ, ТО ДЕЛАЮ. ЕСЛИ ЖЕ ДЕЛАЮ ТО, ЧЕГО НЕ ХОЧУ, ТО СОГЛАШАЮСЬ С ЗАКОНОМ, ЧТО ОН ДОБР, А ПОТОМУ УЖЕ НЕ Я ДЕЛАЮ ТО, НО ЖИВУЩИЙ ВО МНЕ ГРЕХ. ИБО ЗНАЮ, ЧТО НЕ ЖИВЕТ ВО МНЕ, ТО ЕСТЬ В ПЛОТИ МОЕЙ, ДОБРОЕ; ПОТОМУ ЧТО ЖЕЛАНИЕ ДОБРА ЕСТЬ ВО МНЕ НО ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ОНОЕ, ТОГО НЕ НАХОЖУ. ДОБРОГО КОТОРОГО ХОЧУ, НЕ ДЕЛАЮ, А ЗЛОЕ, КОТОРОГО НЕ ХОЧУ ДЕЛАЮ |
При простом прочтении то, что мы имеем в этом тексте, является откровенным признанием фундаментального раскола внутри человека, внутреннего раздвоения, которое приводит к крайней слабости. Последнее слово Павла об этом состоянии содержится в Римлянам 7:24: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?”
Если этот отрывок и окружающие его стихи являются описанием то, что представляет собой христианская жизнь, то они резко контрастируют с радостью, свободой и новизной, которые Павел описывает в Римлянам 5, 6 и 8. Действительно, может показаться, что “благая весть” Евангелия, выраженная с таким изобилием в Римлянам 5:1 и 11, стала “плохой вестью”. Ибо как Павел может говорить в Римлянам 6:6, что “наше прежнее "я" было распято с Ним”, чтобы “мы больше не были рабами греха", а затем продолжать говорить в Римлянам 7:25, что "по греховной природе [я] раб закону греха”?
Тем не менее, несмотря на эти трудности, наиболее распространённое понимание этого текста заключается в том, что Павел здесь говорит о внутреннем напряжении между высшим и низшим "я" христианина. Некоторые даже использовали этот текст как библейское оправдание греховного поведения, как отговорку от христианской ответственности.
Как это часто бывает, важно уловить как непосредственный, так и более широкий контекст этого текста, если мы хотим правильно понять смысл слов Павла. Когда мы это делаем, становится трудно поддерживать обычное понимание текста.
Обсуждение Павлом оправдания на основе Божьего дела во Христе (Рим. 1-6) показывает, что человек в целом примирён с Богом — телом, душой и духом. Оправдание не создаёт внутри нас нового морального или духовного стержня, которому затем не приходится бороться со всем остальным нашим существом, нашими “низменными инстинктами”, нашей “плотью” с её страстями и желаниями. Эта идея основывается как на неправильном понимании некоторых слов, которые использует Павел, так и на неадекватном восприятии намерения Павла, проявляющегося в структуре его аргументации.
Вызывающее беспокойство слово в Римлянам 7:5-25 - это плоть, слово, несколько раз употребляемое в связи с господством греха и смерти (Рим. 7:5, 18, 25). Именно контраст между “плотью” и “я” с его высшими устремлениями в значительной степени объясняет мнение о том, что в Римлянам 7 говорится о разделённом "я", в котором бушует постоянная война.
Когда Павел говорит о “пребывании во плоти” во всех своих писаниях, он говорит не о нашей физической природе как таковой, о физических страстях и желаниях, а об образе жизни, жизненной ориентации, жизни, прожитой отдельно от Божьих целей для нас. Ефесянам сказано, что они были оживотворены, освобождены от “страстей плоти”. Далее в отрывке даётся определение “страстей плоти” как “желаний тела и разума” (Еф. 2:1-3, RSV). Таким образом, это определяет религиозное использование термина "плоть", который для Павла включал в себя то, что в греческой мысли понималось как высшая часть человеческого существа, разум.
Аналогичное использование плоти встречается в Римлянам 8. Проводя контраст между двумя образами жизни, Павел говорит об одном из них как о “жизни по плоти”, “сосредоточении ума на плоти”, “пребывании во плоти” (Рим. 8:5-8, RSV). Затем он говорит: “Но вы не во плоти”. Очевидно, что слово "плоть" здесь употребляется без каких-либо физических, биологических коннотаций. Скорее, религиозное использование слова “плоть” позволяет Павлу сказать, что было время, когда "мы жили во плоти" (Рим. 7:5, RSV), с полным признанием того, что христиане продолжают оставаться физическими созданиями.
Таким образом, когда Павел противопоставляет “плотский” и “духовный” образ жизни, он говорит не о двух различных частях целостного "я", а о двух возможных жизненных ориентациях этого целостного "я". В контрасте между “я” и “моей плотью” (7:18, RSV) “я” представляет полное “я” в той мере, в какой оно утверждает добро, волю Божью, выраженную в законе; "моя плоть" представляет полное "я" в той мере, в какой оно утверждает добро, волю Бога, выраженную в законе, поскольку оно бессильно, во власти греха, не имеет отношения к Богу.
Помимо этих соображений о терминологии Павла, структура аргумента подтверждает тезис о том, что Римлянам 7:7-25 не является описанием “жизни во Христе”. В Римлянам 7:5-6 Павел противопоставляет прежнюю жизнь (“когда мы жили во плоти”) новой жизни (“но теперь” RSV). Эти стихи служат тематическими предложениями для последующего: в Римлянам 7:7-25 даётся толкование 7:5, в то время как в Римлянам 8 даётся толкование 7:6. Первое описывает существование до смерти; второе - существование до жизни.
Давайте кратко проследим аргументацию в Римлянам 7:7-25. Поскольку закон разоблачает нашу греховность, является ли закон, следовательно, грехом? Ни в коем случае! Ибо закон свят и духовен, справедлив и благ (Рим. 7:7-14). Причина, по которой мы находимся в рабстве греха, заключается в том, что мы “плотские” (Рим. 7:14, RSV — помните обсуждение этого термина выше). Теперь Павел продолжает в Римлянам 7:15-24 объяснять, что значит быть “плотским, проданным греху”. Это означает, что нам не удаётся исполнить Божью волю, даже если мы признаем благость Божьего закона, даже если мы намерены жить соответственно (Рим. 7:15-16). Наше “я” настолько сильно порабощено грехом, что действительно можно говорить о жизни, в которой "я", признающее закон Божий, не контролирует ситуацию (Рим. 7:17-23). Результатом такого рабства является восклицание “Бедный я человек!” (Рим 7:24). Но теперь есть новый путь: через Иисуса Христа, нашего Господа, мы освобождаемся от этого отчаянного состояния, в котором, хотя мы служим закону Божьему своим разумом, наша конкретная, действительная жизнь “плотская”, во власти греха (Рим. 7:25). В следующем стихе (Рим. 8:1) Павел начинает описание этой новой жизни во Христе, этой новой жизни Духа.
То, что дал нам Павел, - это описание абсолютной тщетности жизни, прожитой во внешнем соответствии закону, даже несмотря на то, что этот закон является законом Божьим. Очевидно, что встреча Павла со Христом заставила его взглянуть на свою прежнюю жизнь “под законом” как на рабство с этой новой точки зрения. Теперь он хочет, чтобы его читатели в Риме, так же как и мы, поняли, что законническая религия ведёт к смерти. Только благодать Божья, явленная и проявленная в Иисусе, освобождает нас от рабства греху, чтобы мы могли испытать “славную свободу детей Божьих” (Рим 8:21, RSV).
Hard Sayings of the Bible
|