Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Римлянам 11:26. Весь Израиль спасётся?
Означает ли это каждого отдельного еврея, или Израиль как национальное образование? Разве иудаизм в целом не отверг Христа и, таким образом, Божий акт спасения? Как же тогда может быть спасён “весь Израиль”? И разве Иисус до Павла не сказал, что Царство Божье будет отнято у еврейского народа и дано новому народу (Мф. 21:43)?

Римлянам 11:26 было в центре многих христианских размышлений об эсхатологии или доктринах о конце времён. Я хорошо помню толкование этого текста одним из моих преподавателей в колледже. Согласно его эсхатологической хронологии, создание государства Израиль в 1948 году, положившее конец почти двухтысячелетнему периоду без государственности, положило начало последним дням “времени язычников”, а именно тому периоду, когда земля Израиля была оккупирована язычниками. (Сравните Лк. 21:24, где Иисус предсказывает разрушение Иерусалима и последующий период его “попирания язычниками, доколе не окончатся времена язычников”).

Но наш учитель сказал, что в эсхатологической головоломке всё ещё не хватает одного фрагмента: Старый город Иерусалим всё ещё удерживается арабами. Забор из колючей проволоки отделял евреев от их древнего города, включая Храмовую гору. Когда этот забор падёт и Израиль восстановит контроль над Старым городом, как уверенно предсказал наш учитель, Иерусалим больше не будет “растоптан язычниками”. Таким образом, “времена язычников исполнятся”, и обращение Израиля к своему Мессии будет положено начало. Многие из нас, кто серьёзно относился к этому и другим весьма специфическим эсхатологическим взглядам, с нетерпением ждали, когда во время арабо-израильской войны 1967 года забор действительно был разрушен и Израиль восстановил контроль над своим древним городом. Прошло более двадцати лет, но Израиль остался полностью светским государством.

Этот сравнительно недавний исторический опыт иллюстрирует ненадежную природу всех эсхатологических теорий, которые связывают определенные библейские тексты с очень конкретными историческими событиями. Это также показывает трудность понимания точного значения слов Павла “весь Израиль спасётся”. Чтобы получить более чёткое представление об этом вопросе, мы рассмотрим расширенную дискуссию Павла об Израиле в Римлянам 9-11, уделив особое внимание непосредственному контексту Римлянам 11:11-27.

Показав, что искупительное действие Бога во Христе и через Него (Рим. 1-4) принесло свободу от осуждения (Рим. 5), греха (Рим. 6), закона (Рим. 7) и смерти (Рим. 8), Павел доводит эту часть своего послания до кульминации великолепным описанием Божьей любви во Христе, от которой ничто не может нас отделить. Это славное славословие внезапно омрачается в Римлянам 9:1-2 выражением глубокой боли Павла по поводу того факта, что Израиль, народ Божий, отверг своего Мессию.

Вопрос о судьбе Израиля в свете его неприятия раннехристианского заявления о том, что Иисус из Назарета был исполнением пророческой надежды Израиля, занимал очень много места в сознании еврейских последователей воскресшего Христа. Чувство недоумения и недоверия по поводу неверия евреев отражено во всём Новом Завете, начиная с Евангелий. Но для Павла оно, должно быть, было особенно сильным. Разве он, лидер оппозиции этой мессианской вере, не был вырван из тьмы неверия к свету и свободе веры во Христа? Но помимо этого личного измерения, разве его народ не был теми, кто был объектами благодатной деятельности Бога через призвание отца Авраама, создание нации, избавление во время исхода, дарование закона и завета? Разве они не были объектами непоколебимой Божьей любви и верности, от которых “ничто не отлучит”, как он только что признался в Римлянам 8:35? Если слово Божье не терпит неудачу (Рим. 9:6), почему Израиль застрял в неудаче непослушания? Это мучительный вопрос, к которому обращается Павел в Римлянам 9-11.

После вступительного плача об Израиле (Рим. 9:1-5) Павел продолжает различными способами показывать, что Божьи искупительные цели, начатые призванием Авраама и достигшие кульминации во Христе, на самом деле не потерпели неудачу, даже в отношении народа Израиля.

Он начинает с демонстрации того, что с самого начала принадлежность к народу Божьему не была вопросом первородства (Рим. 9:7-8) или человеческих достижений (Рим. 9:11, 16). Скорее, членство в Божьей семье определяется исключительно обетованием (Рим. 9:8), призванием (Рим. 9:11) и милостью (Рим. 9:16) Бога. В этом контексте Павел вводит другое употребление термина Израиль, на которое он уже указывал ранее в этом послании (см. Рим. 2:28-29; см. также Гал 3:7; 6:16); а именно, есть Израиль “по плоти” и Израиль “по обетованию”. И то, и другое определяется милостивым действием Бога, но последнее выходит за границы первого. То, что “дети Божьи” (Рим. 9:8) существуют исключительно на основе Божьего призвания и милости, подчеркивается аналогией с горшечником и глиной в Римлянам 9:19-23. Горшечник властен над глиной. И, обладая этим суверенитетом, Он призвал в народ остаток как из народа Израиля, так и из язычников. Цитата из пророческих слов Осии и Исайи (Рим 9:25-26) подчеркивает этот факт.

В следующем разделе (Рим. 9:30-10:4) Павел продолжает излагать, почему искупительные цели Бога принимаются и реализуются среди язычников и почему Израиль в целом отвергает их. Израиль отверг праведность Бога — Его действие по восстановлению отношений, кульминацией которого стало служение Иисуса как слуги, - потому что он стремился утвердить свою собственную праведность путём внешнего соответствия закону. Эта попытка утвердить свою собственную ценность и положение перед Богом, которая, согласно более раннему обсуждению Павла (Рим. 2:17-29), неизменно приводит к хвастовству и самоправедности, приводит к отказу подчиниться Божьему пути (Рим. 10:3). И Божий путь заключается в том, что как творения мы отвечаем на любовь и верность Творца верой, что мы верим Его Слову, что мы отвечаем доверием (Рим. 10:5-13).

Возможность ответить Богу таким образом существовала на протяжении всей истории Израиля, как показывает Павел, ссылаясь на тексты Ветхого Завета (Рим. 10:14-21). И на протяжении всей этой истории, включая пришествие Божьей праведности в Мессии, Израиль был “непослушным и упрямым народом” (Рим. 10:21).

Означает ли эта история отвержения и непослушания, что Бог, наконец, отказался от Своего народа Израиля? Это вопрос, который занимает Павла в следующем разделе послания (Рим. 11:1-10). Ответ на этот вопрос - нет. Ибо точно так же, как Бог призвал остаток непослушного народа в прошлом (Рим. 9:2-4), так и в настоящем есть остаток, который с верой откликнулся на Божью благодать (Рим. 11:5). Сам Павел свидетельствует о существовании такого остатка в иудаизме (Рим. 11:1).

Но факт остается фактом: подавляющее большинство Израиля отказалось подчиниться Божьему пути спасения и отвергло Его Мессию. Это верно. Но Бог ещё не закончил со Своим народом. Хотя Павел на протяжении всего послания был очень непреклонен в том, что вера и принадлежность ко Христу являются единственными критериями того, что значит быть “из семени Авраамова” (Рим. 2:20; 9:6-8), Павел также решительно отвергает идею о том, что эта истина означает исключение народа Израиля из искупительных целей Бога (аналогия с оливковым деревом в Рим. 11:17-24 подчёркивает это). По его мнению, такой вывод был бы несовместим с историческим избранием Израиля (см. Рим 11:29).

Таким образом, Павел признаёт неудачу и отвержение Израиля (Рим. 11:7), но продолжает утверждать, что в рамках всеобъемлющих целей Бога эта реальность ограничена во времени. Действительно, Бог использует нынешнее отвержение в Своих целях. Эта активность Бога подчёркивается цитатами из Исаии 29 и Псалма 68 об ожесточении Израиля (Рим. 11:8-10), ибо, поскольку непослушание Израиля поставлено на службу Божьему замыслу, о Боге можно говорить как о “ожесточающем” Израиле. Но целью непослушания и ожесточения не является их окончательное отвержение и уничтожение; это, скорее, двоякое дело: (1) спасение язычников (всего мира) и (2) окончательное спасение Израиля (Рим. 11:11-15).

Павел убеждён, что через возвещение Евангелия язычникам и его принятие ими исполняется обещание Аврааму — что все люди земли будут благословлены в Нём (см. Рим. 4). Он также убеждён, основываясь на Второзаконии 32:21, которое он цитирует в Римлянам 10:19, что спасение язычников вызовет ревность Израиля и откроет их для Евангелия (Рим. 11:11, 14).

В контексте этого аргумента Павел предвосхищает “тайну”, касающуюся конечной судьбы народа Израиля, которую он изложит в Римлянам 11:25-26. Если неудача Израиля ведёт к спасению язычников, проявление Божьей благодати и благословения будет намного больше при “их полном включении” (Рим. 9:12, RSV). Что он подразумевает под этим выражением?

Термин, переведенный как “полное включение”, является греческим словом pleμroμma. ASV переводит этот термин как “наполнение” или “полнота”. В Римлянам 11:25 снова используется то же выражение, но на этот раз в связи с язычниками. RSV переводит это как “полное число язычников”, в то время как ASV переводит как “полнота язычников”. Я убеждён, что идея о божественно предопределённом числе, которое должно состоять как из язычников, так и из евреев, здесь не входит в компетенцию Павла. Когда в неканонической еврейской апокалиптической литературе говорится о “полном числе” израильтян в связи с конечными событиями, используется не слово "pleμroμma", а "arithmos". В Откровении 7:4 мы читаем о “числе запечатлённых” (RSV). Используемое слово снова не pleμroμma, а arithmos, и число обычно рассматривается как символическое, а не указывающее на числовую протяженность. Таким образом, нам лучше поискать смысл употребления Павлом слова "pleμroμm" в его употреблении этого термина в других местах его посланий.

За одним исключением (Рим. 13:10), наиболее естественным переводом использования Павлом слова pleμroμma является “полнота” или “завершенность” (Рим. 15:29; Гал. 4:4; Еф. 1:23; 3:19; 4:13; Кол. 1:19; 2:9). Что же тогда означают выражения “полнота [Израиля]” (Рим. 11:12) и “полнота язычников” (Рим. 11:25, KJV)? Свет на эту проблему может пролить использование Павлом глагольных эквивалентов pleμroμma в трёх текстах, где в центре внимания находится его миссия к язычникам. В Римлянам 15:18-22 он говорит о том, что “полностью провозгласил” Евангелие Христа язычникам и теперь желает распространить эту миссию на Испанию. В Колоссянам 1:25-27 он говорит о том, что сделал “слово Божье полностью известным” (RSV) среди язычников. И во 2 Тимофею 4:17 он признаёт Божью силу, “дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники”.

В свете этих обычаев Йоханнес Мунк убедительно доказывает в своей книге "Христос и Израиль", что приверженность Павла полному распространению Евангелия среди язычников должна послужить ключом к толкованию его использования pleμroμma в Римлянам 11. Выражение “полнота [или завершение] язычников” в 11:25 (KJV), таким образом, обозначает конечный результат провозглашения Павлом Евангелия язычникам. Божья цель через эту проповедь - их спасение, их завершение (как детей Божьих во Христе; см. Кол. 2:10).

Завершение миссии к язычникам приведёт к “полноте” или “завершенности” Израиля (Рим. 11:12), его “принятию” (Рим. 11:15). Эти фразы предвосхищают утверждение о том, что “весь Израиль спасётся”. Путь от предвкушения этого убеждения к этому кульминационному выражению проложен аналогией с оливковым деревом (Рим. 11:17-24) и её поразительным утверждением о том, что Бог действительно привьёт отломанные ветви неверующего Израиля обратно к оливковому дереву, чтобы присоединиться к ветвям “оставшихся евреев” и верующих язычников, которые уже были привиты к оливковому дереву.

Павел провозглашает это будущее осуществление Божьего замысла “тайной” (Рим. 11:25). Здесь он не имеет в виду особое откровение, которое он получил, некую эзотерическую тайну, сообщенную ему непосредственно в видении или сне. Скорее, он имеет в виду искупительное действие и цель Бога, раскрытые в жизни, смерти и воскресении Христа, которые он провозглашает (Рим. 16:25; 1 Кор. 2:1-2; Кол. 2:2, где “Божья тайна” просто отождествляется с “Христом”). Иногда, как в этом тексте, этот термин используется более конкретно для обозначения Божьего плана спасения. Наиболее поучительной параллелью к этому тексту, который предусматривает прививку как язычника, так и еврея к одной и той же маслине, является Ефесянам 3:3-6, где Павел говорит, что содержанием “тайны Христа” является включение язычников в качестве сонаследников обетования вместе с евреями в новую общину о теле Христовом.

В этом всеобъемлющем содержании тайны, провозглашаемой Павлом, есть более конкретный компонент, а именно, что “ожесточение, [которое] постигло часть Израиля” (Рим. 11:25) ограничено не только по масштабам, но и по времени: его отвержение продлится только “до полноты из язычников” (KJV). Это завершение Божьего замысла среди язычников приводит затем к завершению той же самой искупительной цели для Израиля, заключающейся в том, что “весь Израиль спасётся” (11:26). Комментаторы сходятся во мнении, что “весь Израиль” означает Израиль “в целом”, как исторический народ, обладающий уникальной и особенной идентичностью, не обязательно включающий каждого отдельного израильтянина. Поддержка такого понимания фразы “весь Израиль” исходит из раввинского трактата (Синедрион X, 1), где утверждение “все израильтяне имеют долю в грядущем мире” немедленно квалифицируется списком исключений, таких как саддукеи, еретики, маги и так далее. Спасение Израиля является всеобъемлющим, но не всеохватывающим. В этом тексте точно так же, как “полнота язычников” не означает, что каждый отдельный язычник будет верить в своём сердце и исповедовать своими устами (Рим. 10:10), так и “полнота Израиля” не может означать каждого отдельного еврея.

Хотя в Римлянам 11:25-26 нынешняя “ожесточившаяся часть Израиля” противопоставляется “всему Израилю”, который будет спасён в будущем, ясно, что “весь Израиль” обозначает как уже спасённый остаток, так и ещё не спасённых “других” или “прочих” (Рим. 11:7). Что также ясно из всей сути обсуждения в Римлянам 9-11, так это то, что Божьи цели по спасению Израиля будут реализованы никаким иным способом и никакими другими средствами, кроме как через проповедь Евангелия и отклик веры. Именно эта проповедь и этот отклик приведут к “жизни из мёртвых” (Рим. 11:15), что явно отсылает к эсхатологическому событию воскресения, которому будет предшествовать “завершение Израиля” (Рим. 11:26) как к последнему этапу процесса, начатого Богом через смерть и воскресение Иисуса.

Нигде в этих главах послания к Римлянам нет указаний на то, что Павел имеет в виду преобразование Израиля в национальное государство, расположенное на определённом участке земли. Уже во времена Павла за пределами Палестины жило больше евреев, чем внутри неё. Павел действительно представляет себе время, когда Евангелие будет услышано и принято его народом в целом, рассеянным по всему миру, но, тем не менее, уникальным, узнаваемым народом, чья идентичность коренится в великих исторических событиях истории искупления и чьё будущее гарантировано Богом, который спас Свой народ и снова спасёт их, “изгоняя нечестие” и “забирая их грехи” (Рим. 11:26-27, RSV Пересмотренная стандартная версия).

Смотрите также комментарий к Исаии 63:17; Галатам 6:16.

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 124 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: спасение, Эсхатология, Павел, израиль
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [331]
Статьи [2599]
Разное [642]
Библия [308]
Израиль [301]
Новости [578]
История [718]
Картинки [383]
MorningStar [1239]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [893]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [755]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024