В нашем стихе, по-видимому, говорится, что Бог предопределил некоторых людей. Означает ли это, что Бог предопределил, кто будет спасён? Означает ли это также, что Он предопределил, кто отправится в ад?
Отрывок, о котором идёт речь, содержится в послании Павла к Римлянам, в котором говорится об отношениях верующих евреев и язычников. Евреи рассматривали себя как избранных Богом, а язычников - как тех, кто никак не мог быть избран Богом, если только они не стали евреями (то есть прозелитами). Из-за такого отношения некоторые христиане-евреи утверждали, что христиане-неевреи должны стать евреями и соблюдать закон, если они действительно хотят спастись, в то время как другие считали, что, хотя на карту не поставлено спасение, без соблюдения закона человек не может быть полностью угоден Богу. Павел выступает против этого учения в Послании к Римлянам. В первом разделе книги он утверждал, что евреи так же заблудшие, как и язычники, ибо благословляет человека не наличие закона, а жизнь по закону. Его основные тезисы заключаются в том, что и евреи, и язычники нуждались в смерти Иисуса и что если кто-то предан Иисусу, у него есть всё Божье спасение. Теперь, в Римлянам 6-8, он делает ещё три замечания: (1) отказ от закона Моисеева не приводит к более греховной жизни, ибо во Христе христиане умирают как для греха, так и для закона, (2) закон Моисея в любом случае не был решением проблемы греха, поскольку он привёл к преобразованию невинной ошибки в сознательный грех, и (3) Святой Дух, полученный через Христа, является решением проблемы человеческого греха, ибо, хотя мы должны сотрудничать с Ним, именно Он делает нас детьми Божьими. В кульминационный момент своей аргументации в Римлянам 9-11 Павел завершит показ цели еврейского народа и его отношения к проповеди Евангелия язычникам. Таким образом, мы находимся в середине этих трёх разделов.
В первой части главы 8 Павел обсуждал роль Духа в преодолении греха в христианах, заканчивая описанием возвышенного статуса верующего во Христе:
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
(Римлянам 8:16-17)
Как это часто бывает в посланиях Павла, он указывает не только на возвышенный статус верующих, но и на их нынешнюю реальность страданий. Отождествление со Христом - это не просто отождествление с возвышенным Христом, но и со страдающим Христом. Поскольку живые христиане ещё не умерли, они, как правило, испытывают больше страданий, чем возвышения. Это наблюдение приводит к размышлению о значении христианского страдания (Рим. 8:18-25) и о том, как Дух помогает верующим в разгар их страданий (Рим. 8:26-27).
Теперь мы подходим к точке зрения Павла, частично высказанной в этом стихе. Несмотря на нынешнюю реальность страданий (хотя Бог через Своего Духа находится в этом с нами), Бог будет творить историю во благо всем, кто любит Бога. Эти “любящие Бога” и есть те, кто “призван”, ибо призван не только еврейский народ, но и все, кто слышит Евангелие и откликается на него. Христиане не просто призваны, а затем отброшены или о них забыли, но призваны в соответствии с Божьей целью, которая является Божьим планом в истории. Павел уже упоминал об этой великой цели в Римлянам 8:18-25: у Бога есть надежда на будущее для христиан, и не только для христиан, но и для всего творения. Каким бы болезненным ни было настоящее, это часть великого плана Бога - искупить людей от греха, распространить Евангелие по всей земле и принести Его искупление тем людям, которые обращаются к нему и к самому творению.
Другой способ выразить это заключается в том, что тем, кого Бог предвидел, Он предопределил быть подобными Своему Сыну. Идея познания человека в древнееврейской мысли (в которую был погружен Павел) заключается в установлении отношений с человеком (Быт. 18:19; Пс. 1:6; Иер. 1:3; Ос. 13:5; Амос 3:2; или, отрицательно, Мф. 7:23). Теперь мы узнаём, что Бог вступил в отношения не только с физическими детьми Авраама, но и со всеми теми, кто любит Бога. Следовательно, идея “предвидения” заключается в том, чтобы вступить в отношения с кем-то до определённого момента времени. Это “вступление в отношения раньше” может означать одну из двух вещей: (1) Бог избрал эти отношения с верующими ещё до того, как они когда-либо существовали, ибо Он работал на протяжении всего хода истории для спасения таких людей, и (2) Бог избрал их как группу ещё до того, как они существовали, ибо Он также сформировал их и послал им Евангелие. Тем не менее, кто бы из них ни был в центре внимания Павла, дело не только в том, что Бог избрал их, но и в том, что у него также есть план для них, который состоит в том, чтобы быть похожими на Его Сына. К несчастью для их утешения, это включает в себя не только славу Его Сына, но и страдания Его Сына. Таким образом, нынешние страдания христиан за Иисуса имеют цель: сделать их подобными Иисусу. В следующем стихе Павел упомянет другие преимущества: как те, кто любит Бога, были призваны через Евангелие, оправданы смертью Христа и, несомненно, будут прославлены, когда Христос вернётся.
Таким образом, Павел вообще не отвечает на наш вопрос о предопределении. Он пишет в книге, адресованной церкви в Риме. Это означает, что письмо адресовано людям, которые уже были христианами. Он находится в середине раздела, где говорит о страданиях христианской жизни. Теперь он рассказывает им о цели этих страданий. Какими бы неприятными они ни были (а учитывая то, что нехристиане думали о христианах в то культуре, они, возможно, действительно были очень неприятными), эти страдания не означают, что Бог забыл о них. “Напротив”, говорит Павел, “когда вы были призваны в Евангелии, это было частью плана Божьего. Этот план не состоял в том, чтобы оставить вас такими, какие вы есть. Нет, Бог, согласно Своему плану, вступил с вами в отношения, чтобы сделать вас подобными Иисусу. Отчасти это, конечно, страдание, но другая часть - слава. Итак, когда план будет завершен, вы предстанете перед Богом полностью оправданными и прославленными, по образу и подобию Его Сына”. Вот почему в Римлянам 8:31-39 мы слышим возгласы хвалы Богу. Христиане не выпали из Его рук; даже когда они не видят Его, Он ведёт их к Своей славной цели для них.
Итак, что Бог говорит о предопределении? Все те, кто любит Бога, предопределены. У Бога есть заранее продуманный план для них. И этот план состоит в том, чтобы сделать их подобными Иисусу. В этой безопасности каждый любящие Бога могут успокоиться, даже если их нынешняя жизнь кажется полной боли и хаоса.
Hard Sayings of the Bible
|