Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Суббота в Новом завете
Четвертая заповедь вызывает большие споры в современной церкви. Многие христиане сегодня полностью игнорируют субботу, и даже многие реформатские и пресвитерианские служители далеко отошли от субботних позиций. Многое изменилось со времен ранней Америки, о чём свидетельствуют слова Конрада Списа (1776-1836), пресвитерианского пастора из Вирджинии, который сказал в газетной статье 1801 года: “Христиане в целом согласны с верой в божественное предписание соблюдать христианскую субботу”. Спис сказал это в то время, когда христиане в Вирджинии представляли собой смесь пресвитериан, англиканцев, методистов и баптистов.

И всё же ирония заключается в том, что единственная из десяти заповедей, о применимости которых спорят сегодня, — это та, которая явно восходит к повествованию о сотворении мира: “Шесть дней трудись и делай все свои дела, но седьмой день - суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и всё, что в них, и почил в седьмой день” (Исход 20:9-11, ESV). Тем не менее, это неприятие согласуется с широко распространенным культурным неприятием норм творения.

Также не следует упускать из виду, что единственная из десяти заповедей, категорически отвергаемая сегодня американскими христианами, - это заповедь, регулирующая время. Американская жизнь стала такой насыщенной, что иногда оба родителя работают вне дома, а детские спортивные мероприятия заполняют вечера и выходные. (И не забывайте о НФЛ по воскресеньям). Является ли простым совпадением то, что христиане сейчас отвергают требование Бога посвящать богослужению целый день каждую неделю? Да, как мы увидим, существуют теологические аргументы, выдвигаемые против продолжения практики соблюдения субботы. Но нельзя игнорировать тот факт, что усиливается культурное давление с целью отказа от соблюдения субботы.

К сожалению, американские христиане отказались от своего субботнего наследия, принесённого британцами в различные колонии, включая пуритан в Новой Англии и шотландцев-ирландцев в глубинке страны. Даже Вирджиния, которая упразднила Англиканскую церковь в 1786 году, приняла в том же году “Законопроект о наказании нарушителей религиозного культа и субботы” — законопроект, по иронии судьбы разработанный рационалистом Томасом Джефферсоном. Тем не менее, американская церковь сыграла большую роль в отказе от практики соблюдения субботы, (1) оказав незначительное сопротивление отмене субботних (“голубых”) законов, (2) оказав незначительное сопротивление проведению профессиональных спортивных состязаний по воскресеньям, которые начались в начале 20-го века, (3) и полностью отвергнув существование субботнего дня (и, таким образом, охватывающее нарушение субботы).

Что я хочу сделать в этой статье, так это доказать, что Библия ожидает продолжения практики соблюдения субботы в Новом завете. В следующей статье я отвечу на возражения против христианского субботничества, включая возражение о том, что нет никаких доказательств того, что день субботний изменился с субботы на воскресенье. Чтобы было ясно, христианское субботничество обычно состоит из следующих утверждений: (1) Четвертая заповедь имеет моральный компонент, а не только церемониальный; (2) День был изменен с 7-го на 1-й день недели из-за воскресения Христа; и (3) День должен быть посвящен поклонению Богу, а не работе или развлечениям.

Ожидание субботы Нового Завета

Хотя Четвертая заповедь не переформулирована в Новом Завете, важно признать, что ни одна из первых трёх заповедей явно не переформулирована в Новом Завете (никаких других богов, никаких изображений, не произносить имя Бога всуе). Иисусу и апостолам не нужно было повторять эти заповеди, касающиеся поклонения Богу, потому что они, очевидно, всё ещё применялись к христианам. Часто называемый “первой таблицей” закона, Новый Завет предполагает, что эти четыре заповеди, данные Богом, всё ещё действуют.

Заповедь о субботе в широком смысле касается регулирования времени, требуя, чтобы Божий народ работал, а затем посвятил целый день спокойному богослужению. На каком основании такая заповедь может быть неприменима в Новом завете? Неужели Бог больше не регулирует календарь человека или время сотворения мира? Таким образом, хотя есть место для обсуждения конкретного применения заповеди о субботе в новом завете, мы утверждаем, что заповедь о субботе должна по-прежнему применяться к христианину. Причины заключаются в следующем.

Во-первых, все Десять заповедей являются основой закона Божьего, или того, что реформатские теологи исторически определяли как “моральный закон”. Вестминстерские стандарты учат, что “Моральный закон - это провозглашение воли Божьей человечеству, направляющее и обязывающее каждого к личному, совершенному и вечному соответствию и послушанию Ему” (WLC 93). Таким образом, моральный закон применим ко всем людям, и он написан на сердце христиан (Иеремия 31:33). И каково содержание этого морального закона? “Моральный закон кратко изложен в Десяти заповедях” (WLC 98), которые, конечно же, включают Четвёртую заповедь. Следовательно, апостолы могут свободно цитировать Десять заповедей как обязательные для церкви (например, Ефесянам 6:1-3). Хотя в законе Моисея существовали гражданские/судебные наказания за нарушение субботы, а также церемониальные законы, в целом подпадающие под действие Четвертой заповеди (праздничные дни и субботние годы), заповедь о субботе по своей сути является моральной. В Новом завете этот день был изменён на воскресенье, но конкретный день был церемониальным и мог быть изменен, поскольку соблюдался принцип субботы - шесть и один. Соответственно, Бог установил субботу “в Своём Слове, посредством позитивной, нравственной и вечной заповеди, обязательной для всех людей во все века” (WCF 21.7).

Во-вторых, заповедь о еженедельной субботе коренится в сотворении мира (“Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю”, Исход 20:11). Что делает это актуальным, так это то, что мы всё ещё живём в этом сотворённом мире. Мы живём в том же мире, что и ветхозаветный Израиль, и нет никаких оснований для отмены такого принципа творения. В природе человека ничего не изменилось, чтобы мы больше не нуждались в еженедельном отдыхе и поклонении. Наше еженедельное расписание регулируется Божьим образцом, установленным при сотворении мира (Бытие 1:1-2:3). Ещё одним свидетельством такого порядка творения является то, что суббота соблюдалась до заключения Моисеева завета (Исход 16).

В-третьих, еженедельная суббота является важной частью жизни искупленных Богом. Хотя суббота была дана для всего человечества, грехопадение исказило богослужение и практику соблюдения субботы. Но Бог восстановил соблюдение субботы на её законном месте для Своего искупленного народа. Это видно из того, что Бог избавил Израиль от угнетающего рабства и ввёл в субботний покой, провозглашенный в прологе к Десяти заповедям: “Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства” (Исход 20:2). Фактически, Божье искупление от рабства даётся в качестве основы для соблюдения субботы в повторении Десяти заповедей во Второзаконии 5:15 — “Помни, что ты был рабом в земле Египетской”. Такой еженедельный святой отдых был благословением, поскольку Израиль ожидал эсхатологической (т.е. окончательной) субботы во Христе (Евреям 3-4). Мы всё ещё ожидаем окончательного исполнения этого покоя в возвращении Христа, поэтому мы по-прежнему практикуем еженедельную субботу как предвкушение того, что должно произойти. Соответственно, если заповедь о субботе больше не применяется, то Новый завет хуже Ветхого, а не лучше (Евреям 7:22). Если заповедь о субботе была полностью отменена, то христианам больше не предоставляется день в неделю, посвященный поклонению Богу для их духовного блага. Суббота для нашего блага — возможно, нам не хочется проводить весь день в богослужении, но мы должны провести весь день в богослужении. Итак, Бог призывает нас выделить этот день.

В-четвертых, заповедь о субботе необходима для регулирования еженедельного богослужения. Без сохранения обязательности Четвёртой заповеди для христианской церкви основания для еженедельного публичного богослужения ослабевают. Если заповедь о субботе была полностью отменена, это означает, что нет заповеди, требующей от церкви выделять один день в неделю для публичного поклонения Богу. Соответственно, некоторые церкви перешли на субботние вечерние богослужения, поскольку они не думают, что Бог призывает нас посвятить один конкретный день общественному богослужению. Тем не менее, Бог установил День Господень в первый день недели из-за воскресения Христа (Откровение 1:10; ср. 1 Коринфянам 16:1-2). Бог дал День Господень как свидетельство народам, точно так же, как ветхозаветная суббота была свидетельством народам. На других производит впечатление то, что мы выделяем этот день, поскольку христиане живут иначе, чем те, кто относится ко всем дням одинаково. Чтобы полностью отменить Четвертую заповедь, необходимо отменить все библейские предписания церкви, регулирующие публичное богослужение, а также отменить предписание гражданского правительства, защищающего публичное богослужение в воскресенье и обеспечивающего общественный день отдыха (смотрите обязанности гражданского магистрата здесь, в WCF 23.3 [1788], WLC 118/124, WLC 129-130).

В-пятых, суббота была в первую очередь посвящена богослужению (а не праздному отдыху), и такое регулярное богослужение служит духовному благу человека. Иисус сказал: “Суббота была создана для человека” (Марка 2:27). Но когда мы смотрим на детали субботы в Ветхом Завете, мы видим, что отдых и поклонение неразрывно связаны (в отличие от Джона Фрейма, который рассматривает поклонение как подчиненное отдыху).[1] Итак, Иисус имел в виду, что еженедельный день поклонения предназначен для блага человека. Да, Четвертая заповедь предписывает не выполнять “никакой работы” и упоминает, что Бог “отдыхал” на седьмой день (Исход 20:10-11). Однако Четвертая заповедь также гласит: “Седьмой день - суббота Господу, Богу твоему” (Исход 2:10/Второзаконие 5:14). Хотя во многих переводах говорится, что это суббота “Господня” (например, KJV, NASB), ESV лучше всего подходит здесь, переводя префикс lamed на иврите как “Господу”. Это суббота “для” Яхве. Это показывает, что субботний отдых - это отдых, достойный поклонения. Самая первая строка Четвертой заповеди также указывает на то, что суббота — это не праздный отдых: “Помни день субботний, чтобы святить его” (Исход 20:8). Этот же язык используется для обозначения Божьего покоя — “Посему благословил Господь день субботний и освятил его” (Исход 20:11; ср. Бытие 2:3). Нам заповедано помнить о необходимости освящать день субботний. На протяжении всего Ветхого Завета этот язык используется для богослужения, чтобы отделить людей или предметы для использования Богом (например, Исход 28:3; 29:36). Вряд ли имеет смысл, что Бог сказал “свято соблюдайте субботу” и имел в виду “просто сидите без дела и воздерживайтесь от работы”. Скорее, Четвертая заповедь призывает выделить этот день для поклонения Господу.

В дополнение к формулировкам Четвертой заповеди, остальная часть Ветхого Завета показывает, что суббота была днём поклонения: (1) Суббота связана с Божьим “святилищем” (Левит 19:30; 26:2), (2) Нарушение субботы связано с идолопоклонством, то есть, не поклоняясь Богу (Иезекииль 20:16, 20), (3) Псалом 91 - это “Песнь о субботе”, показывающая, что это был день воспевания хвалы Богу, (4) в субботу приносились дополнительные жертвы (Числа 28:9-10), (5) и по субботам проводились священные собрания (Левит 23:8; Исаия 1:13). Новый Завет определяет субботу как день публичного богослужения в синагоге, поскольку Иисус читал Священные Писания (Луки 4:16), а Павел проповедовал в субботу (Деяния 13:15) — показывая, что евреи времен Иисуса понимали субботу как день поклонения. Вот почему в Вестминстерском кратком катехизисе говорится, что суббота должна “быть освящена святым отдыхом на весь этот день, даже от таких мирских занятий и развлечений, которые разрешены в другие дни; и проводить всё время в общественных и частных упражнениях в поклонении Богу, за исключением того, что должно быть использовано в делах необходимости и милосердия” (WSC 60). Если суббота - день поклонения, то из этого следует, что это не день для ненужной торговли, работы или отдыха (Исход 35:3; Числа 15:32-36; Исаия 58:13-14).[2] И если суббота - день еженедельного поклонения, то из этого следует что его практика будет продолжена в новом завете на благо христиан.

В-шестых, сохраняющееся обязательство соблюдать субботу необходимо для защиты работников. Без еженедельного соблюдения субботы, обязательного для церкви сегодня, хозяин (и, следовательно, работодатель) не обязан предоставлять своему слуге или наемному работнику целый выходной день каждую неделю. Обязательный отдых для “низших” (старый термин, используемый Вестминстерскими стандартами для обозначения тех, кто находится под властью) был основной частью заповеди о субботе — “ты, или твой сын, или твоя дочь, твой слуга мужского пола, или твоя служанка женского пола” (Исход 20:10). Исход 23:12 связывает субботу с отдыхом слуг и проживающих здесь иностранцев, а во Второзаконии 5:14 говорится о слугах, которые “отдыхают так же, как и вы”. Те, кто обладал властью в Израиле, должны были давать подчинённым (детям, слугам, наёмным работникам) субботу, потому что Бог дал Израилю субботу, в отличие от суровых надсмотрщиков Египта (Второзаконие 5:15). Суббота была дана для защиты всех людей, и этот мандат сохраняется и сегодня. Заповедь о субботе “более конкретно адресована руководителям семей и другим вышестоящим лицам” (WLC 118). Это не просто предложение и не требование о том, чтобы сотрудникам предоставлялся “некоторый” отпуск, оставленный на усмотрение работодателя. Помимо работ по необходимости, Бог требует, чтобы в новом завете работникам предоставлялся выходной по воскресеньям. И если работодатель-христианин отказывается это сделать, он должен быть привлечен к церковной дисциплине. Церкви, не соблюдающие субботу, практически не имеют возможности прибегнуть к помощи в такой ситуации.

В-седьмых, Священное Писание указывает, что суббота будет соблюдаться до конца истории. Исаия 66:22-23, говоря о новых небесах и земле, говорит: “Ибо, как новые небеса и новая земля, которые Я создаю, пребудут предо Мною, говорит Господь, так пребудет потомство твоё и имя твоё. От новолуния до новолуния и от субботы до субботы всякая плоть будет приходить поклоняться предо Мной, провозглашает Господь”. В этом отрывке говорится о “всякой плоти”, подразумевая всех людей, включая язычников (“всё человечество”, NASB95). То, что суббота продолжается на новых небесах и земле, указывает на то, что суббота не закончилась с воскресением Христа. Кроме того, в Исаии 56:1-2 говорится: “Так говорит Господь: ‘Соблюдайте справедливость и творите праведность, ибо скоро придет Моё спасение, и откроется Моя праведность. Благословен человек, который делает это, и сын человеческий, который твёрдо держится этого, который соблюдает субботу, не оскверняя её, и удерживает руку свою от совершения какого-либо зла”. Это благословение на соблюдение субботы должно относиться к Новому завету, потому что в нём говорится о евнухах, входящих в дом Божий (Исаия 56:4-5), а при Моисеевой администрации евнухи не могли входить в храм (Левит 21:20).

В-восьмых, хотя Новый Завет недвусмысленно отменил церемониальные законы, такие как законы о еде (Марка 7:19; Деяния 10), он не делает ничего подобного с Четвертой заповедью. Вместо этого Иисус подтвердил соблюдение субботы и исправил неправильное толкование и неправильное применение её фарисеями (Матфея 12:1-13). В качестве возражения здесь приводятся послания Павла (Римлянам 14:5-6, Галатам 4:9-11 и Колоссянам 2:16-17), которые мы рассмотрим в следующей статье. Но пока обратите внимание, что Павел по-прежнему повелевает раздавать деньги в первый день недели (1 Коринфянам 16:1-2), таким образом, выделяя один еженедельный день из остальных. Таким образом, он не может где-то ещё говорить, что церковь не должна собираться на публичное богослужение в воскресенье. Самое большее, в Колоссянам 2:16-17 отменяются церемониальные аспекты еврейской субботы (7-й день, дополнительные праздники), оставляя Четвертой заповедь обязательной в её требовании поклоняться в День Господень (Откровение 1:10).

Определение бремени доказывания

Всё это объясняет, почему подавляющее большинство реформатских богословов были приверженцами субботы, за некоторыми исключениями (например, Кальвин, Кокцейус). Хотя британский (пуританский) взгляд на субботу часто противопоставляется континентальному взгляду на субботу, этот анализ неверен. Да, Вестминстерское исповедание веры и катехизисы (британские) представляют собой строгую форму саббатарианства с его запретом на “развлечения” в субботу (WSC 60). Однако многие реформатские богословы Континентальной Европы утверждали нечто подобное. Сюда относится швейцарский реформатор Генрих Буллингер (1504-1575), который сказал, что день субботний был заменён на воскресенье, чтобы мы могли “освятить” этот день и чтобы это было назначенное время для “святого отдыха” (Декады, 1:260-261). Голландские теологи, такие как Гибертус Воэтиус, Якоб Кельман и Вильгельм а Бракель, придерживались взглядов, сходных с британскими пуританами (причем Воэтиус выступал против Кокцея в Нидерландах).

Кроме того, три формы единства, используемые голландскими реформаторами, не так уж далеки от более поздних вестминстерских стандартов. Гейдельбергский катехизис 103 понимает Четвертую заповедь как требование еженедельного публичного богослужения по воскресеньям. А его главный автор, Захария Урсинус (1534-1583), в своём комментарии к катехизису сказал, что Четвертая заповедь состоит “из двух частей — моральной и вечной, поскольку суббота должна соблюдаться свято; другой церемониальный и временный, как то, чтобы седьмой день соблюдался свято”. Урсинус сказал, что “моральная часть этой заповеди обязывает всех людей от начала до конца света соблюдать какую-либо субботу”. Затем Урсинус связал субботу с общественным и частным богослужением, сказав, что Бог выделяет шесть дней для работы, “что все те другие работы, которые люди обычно выполняют в другой день". дни недели, возможно, в субботу уступят место частному и публичному поклонению Богу” (Комментарий доктора Захарии Урсинуса к Гейдельбергскому катехизису, 557-558).

Дортский синод (1618-1619) использовал ещё более жесткие формулировки в своем Постакте, особенно в пункте 6 о субботе: “Этот день должен быть настолько посвящен богослужению, чтобы в этот день мы отдыхали от всех рабских работ, за исключением тех, которых требуют благотворительность и насущная необходимость; а также от всех подобных развлечений, которые мешают богослужению”. В дополнение к утверждению морального элемента в Четвертой заповеди о выделении дня для богослужения (пункт 3), обратите внимание, что, подобно Вестминстерским стандартам, Дорт говорит о (1) посвящении дня богослужению, (2) прекращении работ, за исключением благотворительности и крайней необходимости, и (3) отказе от развлечений (см. также Synopsis Purioris Theologiae, 21.58, 60). Таким образом, Дэниел Хайд пришел к выводу, что “Дорт можно назвать умеренно пуританской позицией в отношении субботы”.[3]

Таким образом, Синод Дорта придерживался субботней позиции, близкой к вестминстерским стандартам. Это означает, что в дополнение к британским пуританам многие голландские теологи-реформаторы придерживаются мнения, что Четвертая заповедь обязывает христианина посвящать день Господень богослужению и воздерживаться от мирских занятий и развлечений. Хотя вестминстерское саббатарианство не является единодушной реформатской позицией, это реформатская позиция большинства.

Всё это должно привести к тому, что бремя ляжет на человека, который говорит, что одна из десяти заповедей сегодня больше не применяется, а не на человека, пытающегося следовать всем десяти. Неизменная обязательность Десяти заповедей, включая Четвертую заповедь, — это ожидание Библии и позиция большинства реформатских церквей. Покажите нам в Священном Писании, где Бог говорит, что Четвертая заповедь не имеет обязательного применения к церкви теперь, когда Иисус воскрес из мёртвых. Но, как мы увидим в следующей статье, отвечая на возражения, это невозможно сделать.

[1] Джон Фрейм придерживается более ранней точки зрения Мередит Клайн о том, что отдых является сутью субботы, а поклонение является второстепенным аспектом. Позже Клайн изменил свою точку зрения, сделав акцент на поклонении. Джон Фрейм, "Учение о христианской жизни" (Филлипсбург, Нью-Джерси: Издательство P&R Publishing, 2008), 523, 540-544, 552-554.

[2] “Положение о рекреации” Вестминстера само по себе является темой, но оно основано на принципах, изложенных до сих пор, а также на толковании Исаии 58:13-14. Джон Даунейм, английский пуританский священник, тесно сотрудничавший с Вестминстерской ассамблеей, объяснил запрещенные развлечения следующим образом: “Все виды развлечений, которые не являются необходимыми для сохранения здоровья и жизни и направлены не на то, чтобы лучше приспособить нас к выполнению религиозных обязанностей, а на чувственное и плотское наслаждение. Представители какого [законного] рода гуляют за границей, чтобы мы могли подышать воздухом… Но от всех других развлечений, которые ведут только к плотскому и чувственному наслаждению, мы должны полностью воздерживаться... потому что эти мирские развлечения более опасно и коварно проникают в наши сердца...” Даунейм, Руководство к благочестию (1622), 383-384.

[3] Дэниел Хайд, “Правила соблюдения субботы: Синод Дортского (1618-19) освобождения в субботу”, The Confessional Presbyterian 12 (2016): 173-183.

Zachary Garris

Категория: Библия | Просмотров: 306 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 drizerukvalerij384 • 00:10, 02.04.2024 1
Согласен с необходимостью осознания субботы, как седьмого и освящённого Богом дня. Это важно для единства.
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Реформация, воскресенье, Ветхий Завет, суббота, отдых, Новый Завет, заповедь
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 45
500

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024