При первом чтении Римлянам 5:20, по-видимому, следует, что целью закона Божьего, данного Моисею для народа Израиля, было увеличить греховность человека. Но возможно ли, что Бог, явленный в Господе нашем Иисусе Христе, намеренно действовал таким образом, что грех умножился? Разве откровение Божье, от начала до конца истории искупления, как записано в Библии, не рассказывает о Боге, который стремится вернуть Своё потерянное и падшее творение к восстановленным отношениям с Самим Собой? Чтобы точно расслышать Павла, необходимо учитывать контекст этого отрывка, а также несколько других утверждений о цели закона.
В Римлянам 5:12-21 Павел показывает контраст между разрушительными последствиями человеческой греховности и великолепием Божьего дара спасения в Иисусе Христе. Грех вошёл в человеческую сферу через решение Адама отвергнуть Божьи замыслы, и оный приобрёл всеобщее господство благодаря продолжающемуся человеческому непослушанию (Рим. 5:12). Установив это, Павел сразу же признаёт, что, хотя грех был здесь с самого начала, закон был дан гораздо позже (Рим. 5:13). Суть в следующем: даже несмотря на то, что отдельные люди не могли быть привлечены к ответственности за стандарты, которых ещё не существовало, они являются частью человечества, отчужденного от Бога и Его благих целей (Рим. 5:13-14).
В рамках этого понимания корпоративной солидарности человеческого греха и индивидуальной ответственности необходимо понимать Римлянам 5:20. “Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление” не может означать, что Бог намеревался умножить грех. Павел уже показал, что как грех, так и его последствие - смерть - являются универсальной реальностью. Она не может умножиться сверх этого. Какой грех может быть больше того, который отделяет всё творение от его Создателя?
Таким образом, смысл этого отрывка должен заключаться в том, что закон был дан для того, чтобы “увеличить осознание греха”. Его разрушительная природа раскрывается такой, какая она есть на самом деле, когда нарушаются благие намерения Бога, выраженные в законе.
На протяжении всего Ветхого Завета и в раввинских интерпретациях повествований, повествующих о даровании закона Израилю, ясно, что закон на самом деле понимался как дар от Бога. Павел разделял эту точку зрения (см. Рим. 7:10). Но, не подчиняясь закону, человечество продемонстрировало масштаб испорченности.
Такое понимание Римлянам 5:20 подтверждается несколькими аналогичными заявлениями, сделанными Павлом в других местах. В Римлянам 3:20 он говорит, что “законом познаётся грех”. В Римлянам 7:7-8 он ясно оправдывает закон. Это не закон ведёт ко греху. Скорее, это просто показывает, как выглядит грех и как он выражается: “Я не узнал бы, что такое грех, если бы не закон”. Наконец, в Галатам 3:19 Павел задаёт вопрос: “Для чего же закон?”, а затем даёт ответ: “Он дан после по причине преступлений”.
Когда все эти соображения берутся вместе, становится ясно, что “умножающийся грех” не относится к накоплению грехов или к большим грехам (в отличие от меньших грехов). Скорее, в свете как закона, так и Божьей благодати во Христе (Рим. 5:20-21) человеческий грех разоблачается и раскрывается нашему сознанию во всей своей величине.
Смотрите также комментарий к Иезекиилю 20:25; Матфея 5:17-20; Римлянам 10:4.
Hard Sayings of the Bible
|