Возражения против субботы: Колоссянам 2 и почему изменился день
В предыдущей статье (Суббота в Новом завете) я приводил доводы в пользу сохранения обязательства Четвертой заповеди для церкви, поскольку ветхозаветный субботний день богослужения в Новом завете заменён воскресеньем. Я привёл несколько причин, по которым мы должны ожидать, что заповедь о субботе по-прежнему будет связывать христиан, и я попытался возложить бремя доказательства на тех, кто говорит, что Четвертая заповедь больше не является обязательной для христиан.
Теперь я хочу обратиться к трём распространённым возражениям, которые выдвигаются сегодня против такой субботней теологии:
1. Новый Завет отменяет завет Моисея и, следовательно, Четвёртую заповедь;
2. Новый Завет учит, что все дни одинаковы;
3. Нет никаких свидетельств того, что суббота сменилась воскресеньем.
Всё это имеет отношение к тому, как мы читаем и интерпретируем Библию в целом, что отчасти объясняет, почему сегодня существует так много разногласий по поводу субботы. Первые два возражения взаимосвязаны, но второе апеллирует к конкретным отрывкам из Нового Завета, относящимся к субботе. И третье возражение утверждает об отсутствии доказательств, которые мы постараемся опровергнуть.
Возражение 1— Завет Моисея был аннулирован
Баптистский богослов Томас Шрайнер говорит: “Я не верю, что суббота обязательна для верующих теперь, когда Новый завет пришёл в лице Иисуса Христа”. В дополнение к своему обращению к Колоссянам 2, Шрайнер исходит из того, что “верующие больше не находятся под Синайским заветом. Следовательно, они также больше не связаны знаком завета” (40 вопросов о христианах и библейском законе, 211-212). Однако это рассуждение игнорирует, по крайней мере, два важных факта — что суббота была основана на сотворении мира (Исход 20:11) и что Десять заповедей всё ещё имеют значение для христиан, которые не находятся под управлением Моисея (например, Ефесянам 6:1-3).
Рассуждения Шрайнера приводят к ошибочному практическому выводу, что единственное значение субботы для верующих заключается в том, что она “указывает на окончательный покой народа Божьего” и что “верующие должны регулярно отдыхать. Но в Новом Завете не указано, когда должен наступить этот покой” (40 вопросов, 214, 216). Все согласны с тем, что суббота в её эсхатологическом смысле указывает на вечный покой (Евреям 3-4), и хорошо, что Шрайнер видит некоторое применение Четвертой заповеди к этой жизни. Говоря, что Четвертая заповедь учит, что “верующие должны регулярно отдыхать”, Шрайнер признаёт, что заповедь о субботе имеет моральный компонент. Однако он не показывает, что моральная составляющая ограничивается каким-то неопределённым принципом отдыха, а не еженедельным днём, отведённым для поклонения Богу. Фактическое содержание Четвертой заповеди учит, что моральный компонент — это определённое время (один день в неделю) для спокойного богослужения: “Помни день субботний, чтобы святить его… суббота Господня”, день, основанный на том, что Бог освятил этот день при сотворении мира (Исход 20:8-11). К сожалению, Шрайнер отделяет отдых от богослужения и не оставляет оснований для еженедельного дня, посвященного Господу.
Хотя верно, что суббота была знаком Моисеева завета (Исход 31:12-18), из этого не следует, что заповедь о субботе больше не имеет обязательной силы теперь, когда пришёл Христос. Моисеев завет был исполнен во Христе, и его церемониальные аспекты сегодня больше не обязательны для христиан. Однако завет Моисея был частью завета благодати, и мы не просто отвергаем его законы. Как говорит Иисус, “Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном” (Матфея 5:17-19). Соответственно, апостол Павел цитирует Пятую заповедь о почитании родителей как всё ещё обязательную для христиан в Ефесянам 6:1-3, практика, которая соответствует сохраняющимся обязательствам Десяти заповедей, а не их отмене (хотя обратите внимание, что Павел видит некоторые изменения в применении обетования о земле ко всей земле).
Мы не находимся под управлением Моисеева завета (поскольку нашим посредником является Христос, а не Моисей). Но вместо того, чтобы это было доказательством того, что Суббота была отменена полностью, это свидетельство того, что суббота была изменена — и, соответственно, день был изменён с воскресением Христа. В то время как уместно говорить о том, что церемониальные аспекты закона были “отменены” или “аннулированы не полностью”, неверно говорить, что закон был отменен во всей его полноте, поскольку моральный закон продолжает связывать всех людей. Что касается Четвертой заповеди, то конкретный день был церемониальным (или временным), а не постоянным или существенным. Но в Четвертой заповеди был моральный элемент, связанный с еженедельным богослужением, и эта моральная сущность продолжает связывать. Поскольку мы находимся в Новом завете, мы празднуем субботу в воскресенье, в день воскресения Иисуса.
Возражение 2. Колоссянам 2:16-17 учит, что все дни одинаковы
Это подводит нас к возражению, что Новый Завет учит, что все дни одинаковы. Здесь есть три отрывка, на которые ссылаются: Римлянам 14:5-6, Галатам 4:9-11 и Колоссянам 2:16-17. Даже некоторые пресвитериане, такие как Кевин Деянг, использовали эти отрывки для аргументации против субботничества. Дейунг говорит о Колоссянам 2:16-17: “Я знаю, что некоторые люди пытались утверждать, что субботы, упомянутые здесь, в Колоссянам 2, относятся к ежемесячным празднованиям, а не к еженедельным субботам. Но записи Ветхого Завета свидетельствуют об обратном. Тройственная схема — праздники, новолуния, субботы — встречается несколько раз [Иезекииль 45; Осия 2; 2 Паралипоменон 8, 31]... сокращение от ”ежегодных святых дней, ежемесячных святых дней и нашего еженедельного святого дня“. "Это означает, что в этом должен быть какой-то важный смысл", что суббота больше не является обязательным святым днем для новозаветных христиан”.
Деянг признает, что в отрывках Евангелий о воскресении “в Новом Завете, по-видимому, имеет место намеренная попытка считать День Господень новым видом субботы”. Тем не менее, он по-прежнему отделяет День Господень от заповеди о субботе - “Отбросьте культурный контекст и прецедентное право, и главный вывод из Моисеевой субботы заключается в том, что мы должны отдыхать от наших трудов и уповать на Бога” (10 заповедей, 70, 72). Именно это последнее утверждение вызывает особую озабоченность, и проблема в том, что это не главный вывод из Четвертой заповеди. Даже если отбросить культурный контекст и прецедентное право, у нас всё равно остается заповедь посвящать целый день поклонению Господу (Исход 20:8-11). Хотя мы, безусловно, должны доверять Богу в соблюдении субботы, Четвертая заповедь призывает к вере, выражающейся в послушании. Мы должны доверять Богу, посвящая Ему целый день каждую неделю.
Мы всё ещё живем в этом созданном мире семидневных недель, поэтому принцип “шесть дней работай, а один день отдыхай” нельзя отвергать как "культурный контекст". Скорее, это творческий контекст, и он по-прежнему применим. “Главный вывод” Дейонга о том, что “мы должны отдыхать от наших трудов”, аналогичен минимальному заявлению баптиста Шрайнера о том, что “верующие должны регулярно отдыхать”. Тем не менее, такое ограниченное понимание моральной основы Четвертой заповеди оставляет мало места для воскресенья как обязательного дня богослужения в Новом Завете (как преподается в WCF 21.7), и это снимает с работодателей моральную обязанность предоставлять работникам выходные каждое воскресенье (за исключением дел первой необходимости).
Что касается Римлянам 14:5-6, то там говорится: “Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни - для Господа различает; и кто не различает дней - для Господа не различает. Кто ест - для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест - для Господа не ест, и благодарит Бога”. Павел обращается к еврейским церемониальным законам — праздничным дням, а также к нечистой пище (14:2-3, 6). Он конкретно не упоминает субботу, но, по-видимому, разрешает христианам отмечать определенные еврейские праздники. Однако в Галатам 4:9-11 Павел упрекает галатов за то, что они соблюдают “дни месяцы времена и годы” (Галатам 4:10). Здесь Павел, вероятно, выступает против еврейских праздников из-за контекста иудействующих в Галатии, которые утверждали, что весь еврейский закон должен быть соблюден для оправдания. Похоже, Павел был только против того, чтобы христиане относились к еврейским праздникам так, как если бы они были обязательными. (Если Павел имеет в виду еженедельную субботу в Галатам 4:10, то это относится только к еврейской субботе, как обсуждается ниже).
Колоссянам 2:16-17 и церемониальный закон
Колоссянам 2:16-17 является наиболее подходящим отрывком здесь, потому что в нём конкретно упоминается “Суббота”. На мой взгляд, это, безусловно, самый сильный аргумент против субботней позиции. Поэтому давайте процитируем этот отрывок:
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу [буквально, субботы]: это есть тень будущего а тело - во Христе. (Колоссянам 2:16-17)
Включает ли Павел здесь еженедельную субботу в качестве “тени”? Хотя те, кто выступает за полную отмену субботы, говорят "да", этот вывод сомнителен. Павел, несомненно, говорит здесь о церемониальных законах, таких как “праздник” (хеорте, см. Исход 23:15-16, 18 [LXX]) или “новолуние” (неомения, см. Числа 28:11 [LXX]). Фактически, эти три термина (праздники, новолуния, суббота) обычно связаны как церемониальные законы в Ветхом Завете (Неемия 10:33 [10:34, LXX]; Иезекииль 44:24; 45:17; Осия 2:11; 1 Паралипоменон 23:31; 2 Паралипоменон 2:4). Например, в Осии 2:11 говорится: “И прекращу у нее всякое веселье, праздники её и новомесячия её, и субботы её, и все торжества её”.
Таким образом, Павел, возможно, говорит только о церемониальных субботних праздниках в Колоссянам 2, а не о еженедельной субботе. Арчибальд Александер (1772-1851), первый профессор теологии Принстонской семинарии, сказал о Колоссянам 2:16-17: “Слово суббота относится к многочисленным субботам церемониального закона, отличным от еженедельной субботы. Всякий раз, когда праздник закона продолжался восемь дней, первый и последний всегда отмечались как субботы. Или же речь может идти о субботнем году, поскольку слова "дни" в оригинале нет" (Краткое изложение Библейской истины, 188).
Однако давайте допустим, что Павел говорит о еженедельной субботе в Колоссянам 2:16. Это всё ещё соответствует тому, о чём мы говорили, а именно, что еврейская суббота изменилась с пришествием Христа. Мы больше не празднуем седьмой день, субботу, потому что это был церемониал и тень того, что должно произойти. Теперь мы посвящаем воскресенье, День Господень, дню поклонения. В рамках этого богослужения Павел повелел церквям раздавать деньги “в первый день каждой недели” (1 Коринфянам 16:1-2). Таким образом, Павел выделил воскресенье. И поскольку Священное Писание толкует Священное Писание, это означает, что Павел не может запрещать еженедельное богослужение в послании к Колоссянам 2:16-17 (или к Римлянам 14:5-6, или к Галатам 4:9-11).
Соответственно, Арчибальд Александер сказал о Колоссянам 2:16-17: “Если предположить, что подразумевалась еженедельная суббота, то смысл может заключаться в том, что еврейская суббота, а именно седьмой день недели, больше не была обязательной для христиан, поскольку они, по Божественному указанию, приняли первый день за свой день священного покоя и проведения публичных собраний для поклонения Богу” (Краткий обзор Библейской истины, 188).
Аналогичным образом, Захария Урсинус сказал, что моральная часть Четвертой заповеди по-прежнему связывает всех людей, но церемониальная часть “в этом отношении к нам не относится”, цитируя Колоссянам 2:16 (Комментарий к Гейдельбергскому катехизису, 564). Генрих Буллингер, цитируя Колоссянам 2:16-17 и Галатам 4:10-11, сказал: “Поэтому сегодня мы, находящиеся в церкви Христовой, не имеем ничего общего с иудейским соблюдением; нам нужно только желать и стремиться к тому, чтобы христианское соблюдение и исповедание христианской религии были свободными и соблюдались” (Десятилетия, 1:260-261).
Поэтому мы должны быть осторожны и не черпать слишком много из Колоссянам 2:16-17, как склонны делать некоторые. Это один из отрывков, который при поверхностном прочтении противоречит аргументам из остального Священного Писания о том, что заповедь о субботе по-прежнему обязательна. Самое большее, в Послании к Колоссянам 2:16-17 говорится, что с церемониальными аспектами законов о субботе покончено. В этом смысле можно даже сказать, что еврейская суббота была отменена, поскольку теперь мы соблюдаем христианскую субботу. Мы больше не празднуем праздничные дни, которые в более широком смысле подпадают под термин “субботы” в Ветхом Завете. Мы также не приносим жертв в эти дни. Мы также не считаем, что гражданское правительство должно выносить смертные приговоры за нарушение субботы (гражданское заявление). Эти праздники и церемониальные законы не были укоренены в творении, как еженедельная суббота. Но теперь, когда Христос пришел, мы празднуем еженедельную субботу в день Его воскресения. Четвертая заповедь теперь применима к воскресенью.
Возражение 3. Нет никаких свидетельств того, что суббота сменилась воскресеньем
Третье возражение против христианской субботы заключается в том, что нет никаких доказательств того, что суббота сменилась воскресеньем. Это возражение предоставляет хорошую возможность показать не только Новозаветное учение о публичном богослужении, но и богатую предвосхищающую подоплеку 8-го дня в Ветхом Завете. Следует отметить, что это возражение само по себе не подрывает саббатарианство, поскольку некоторые группы, такие как Адвентисты седьмого дня, утверждают, что Субботу по-прежнему следует соблюдать в субботу.
Более того, некоторые реформатские теологи отвергли тот факт, что день субботний был заменён на воскресенье, всё ещё утверждая практическое субботничество. Это можно увидеть в "Лейденском синопсисе" (1625), теологических диспутах, прочитанных четырьмя профессорами Лейденского университета в Нидерландах. Синопсис отвергает “субботников или соблюдающих субботу христиан” и их предположение о том, что “древний субботний день... просто перенесен и изменен в День Господень” (21.59-60). Тем не менее, хотя “в своём особом значении Суббота отменена в царстве Христа”, в Синопсисе говорится, что “из отмены этого субботнего дня не следует, что четвертая заповедь (которая в некотором смысле является моральной) была полностью отменена” (21.45-46).
Таким образом, отвергая перенос 7-го дня Субботы на 1-й день недели, Синопсис всё же призывает к “определенному дню... для упорядоченного и подобающего времени, которое обязана соблюдать вся церковь”, чтобы “этот день считался священным” и “весь день был проведён в обязанностях благочестия и милосердия” (21.46). Таким образом, вместо утверждения воскресенья как предписанного позитивным законом Божьим, Синопсис утверждает, что День Господень “был установлен и мудро предписан апостолами”, чтобы “легче было освободить место для публичного и частного поклонения Богу” (21.55-56). На практике Синопсис звучит как Вестминстерская исповедь 21.8, в которой говорится: “День Господень следует проводить в священных обязанностях благочестия не только публично, но и в частном порядке” (21.58). И хотя “могут совершаться действия, которые не создают препятствий для поклонения Богу” (21.58), Синопсис не одобряет “тех, кто оскверняет День Господень”, “совершая ненужные или неуместные действия (такие как развлечения, игры и забавы)” (21.60).
Таким образом, Лейденский синопсис подтверждает две предпосылки субботничества (что в Четвертой заповеди есть моральный компонент, и день должен быть посвящен богослужению, а не работе или развлечениям), отвергая при этом предпосылку о том, что день был изменен с 7-го на 1-й день недели. Это похоже на Постакта Синода Дорта (1618-1619), в котором утверждается, что “моральный элемент Четвертой заповеди состоит в том, что определенный день отведен для богослужения” (пункт 3) и что “этот день должен быть настолько посвящён богослужению, чтобы в этот день мы могли совершать богослужения". Отдохни от всех подневольных работ” (пункт 6). Тем не менее, Дорт явно не отвергал перенос дня, как это делает Лейденский синопсис.
Лейденский синопсис подтверждает форму саббатарианства на практике, и его неприятие того, что Бог изменил субботу на воскресенье, показывает, что это возражение не обязательно уводит человека от соблюдения субботы. Однако я думаю, что отказ Синопсиса от замены субботнего дня на воскресенье ослабляет его заключение. Это происходит потому, что Четвертая заповедь включает в себя моральный элемент, как признается в самом Синопсисе (21.46), и этот моральный элемент должен сохраниться в новом завете. Этот моральный элемент - не просто принцип отдыха, но и заповедь выделять один день в неделю для богослужения (принцип, который апостолы подхватывают в Новом Завете). Более того, в Кратком изложении по существу игнорируется значение воскресения Христа для преобразования Четвертой заповеди (Откровение 1:10). Таким образом, хотя я и подтверждаю практические выводы Лейденского синопсиса, я думаю, что его аргументацию можно усилить, подтвердив следующий аргумент о том, что день субботний был заменен на воскресенье из-за воскресения Христа (а не только по мудрости апостолов).
Свидетельства Нового Завета о 1-м дне Субботнем
Это правда, что в Новом Завете нет стиха, в котором говорилось бы: “Теперь день субботний следует соблюдать в воскресенье”. Однако Новый Завет дает нам все основания полагать, что воскресенье теперь соответствует ветхозаветной субботе. Это можно увидеть по трём пунктам.
Во-первых, Евангелия ясно дают понять, что Иисус воскрес из мёртвых в воскресенье, 1-й день недели. Воскресение, происходящее в “первый день недели”, упоминается во всех четырех Евангелиях, что показывает его значение (Матфея 28:1; Марка 16:2, 9; Луки 24:1; Иоанна 20:1, 19). Не случайно воскресенье стало днём, когда церковь праздновала День Господень. Скорее всего, Бог предопределил, что Иисус умер в пятницу и воскреснуть в воскресенье. Бог выбрал воскресенье в качестве дня поклонения, а не апостолы. Воскресенье - День Господень, потому что это День Воскресения.
Во-вторых, Новый Завет говорит нам, что апостольская церковь начала собираться на богослужение в этот “первый день недели”. В Деяниях 20:7 говорится: “В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи”. А в 1 Коринфянам 16:2 говорится: “В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду”. Это повеление Павла откладывать деньги (акт поклонения) в первый день недели, и, как и во всех повелениях, за ним стоит божественная нравственная основа.
В-третьих, Откровение 1:10 называет воскресенье “Днём Господним” - “Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный…” Похоже, все сходятся во мнении, что это относится к воскресенью. Греческое слово куриакос (Κυριακή) используется только здесь и в 1 Коринфянам 11:20, где оно относится к “Вечере Господней”. Это слово означает, что что-то “принадлежит” Господу. Таким образом, словосочетание “День Господень” отмечает 1-й день недели в память о воскресении Иисуса. Точно так же, как Яхве утверждал 7-й день (субботу) каждую неделю в Ветхом Завете, так и Христос утверждает 1-й день (День Господень) каждую неделю из-за Своего воскресения. В этом 1-м дне недели есть что-то особенное. Это день Господень, когда христиане собираются, чтобы поклониться воскресшему Христу. Теперь, когда Он победил смерть, “Господь субботы” (Матфея 12:8) называет 1-й день недели “Днем Господним”, днем, в который Его народ соберется, чтобы поклониться Ему. Вопреки Лейденскому синопсису, этот день провозглашен Христом, а не мудростью апостолов.
Ветхозаветная предыстория 8-го дня Субботы
Таким образом, Новый Завет ясно учит, что первый день недели выделен как День Господень из-за воскресения Иисуса из мертвых, и поэтому это еженедельный день, в который христиане собираются для публичного богослужения. Давайте теперь обратимся к предыстории Ветхого Завета, показывающей, что 1-й день недели — который эквивалентен 8-му дню недели - занимал особое место в поклонении Богу. И этим Ветхий Завет предвосхитил перенос субботнего дня на воскресенье. Освящение 1-го дня недели в Новом Завете соответствует формулировке 8-го дня в Ветхом Завете.
Воскресенье — это 1-й день недели, но это также и 8-й день (поскольку в неделе всего семь дней). И в Ветхом Завете 8-му дню придаётся большое значение. Обрезание должно было совершаться мужчинам на 8-й день их рождения (Бытие 17:12). Первородные волы и овцы должны были быть принесены Господу в жертву на 8-й день (Исход 22:30; Левит 22:27). Для очищения человека по обету назорейства он должен был обрить голову на 7-й день, а затем принести священнику двух горлиц и двух молодых голубей на 8-й день (Числа 6:10). В Числах 29:35-36 говорится о “торжественном собрании” с приношениями, но без работы на 8-й день. Соломон провел “торжественное собрание”, чтобы посвятить храм на 8-й день (2 Паралипоменон 7:9). Во времена Езекии священники очищали и освящали храм за восемь дней (2 Паралипоменон 29:17), а царь вошёл на 8-й день (2 Паралипоменон 29:20). Нечто подобное мы видим в Иезекииле 43:26-27, где священники очищали жертвенник в течение семи дней, а затем приносили жертвы на 8-й день. В Неемии 8:18 говорится, что Ездра читал из закона в течение семи дней, а затем на 8-й день было “торжественное собрание”.
Кроме того, есть значение 15-го дня, который также является 8-м днем. В Левит 23:34-36, 39 Бог повелел Израилю праздновать праздник шатров на 15-й день. Священное собрание проводилось в 1-й день недели (Левит 23:35), а также в 8-й день (23:36). В книге Левит 23:39 говорится: “Празднуйте праздник Господень семь дней. В первый день будет торжественный отдых, и на восьмой день будет торжественный отдых”.
Кроме того, большое значение имеет 50-й день, который также является 8-м днём - семь недель по семь дней, затем 8-й день последней недели. Во время праздника Седмиц (Пятидесятницы) в книге Левит 23:16 предписывалось новое хлебное приношение на 50-й день после 7-й субботы. Это связано с Новым Заветом, поскольку Пятидесятница праздновалась во 2-й главе Деяний, и в этот день Дух сошёл на людей. Пятидесятница была на 50-й день после Пасхи. В 25-й главе книги Левит говорится о Юбилейном году, который пришелся на 50-й год, когда земля была возвращена её первоначальным владельцам. Это 8-й день последнего семилетнего периода (Левит 25:8, 10).
Все эти формулировки о 8-м дне побудили шотландского теолога Роберта Холдейна спросить: “Можно ли представить, что восьмой, пятнадцатый и пятидесятый дни, имеющие одинаковое значение, были таким образом выделены без особой цели, и что в мудрости Божьей они не были чётко определены по какой-то причине?” (Освящение субботы, 61).
Итак, мы приходим к выводу, что существует множество библейских свидетельств того, что 8-й день (1-й день недели) будет иметь особое назначение в Новом завете. Ветхий Завет предвосхищал воскресение Христа и соблюдение субботы в воскресенье. Иисус называл Себя “Господом субботы” (Матфея 12:8), поэтому совершенно правильно, что конкретный день субботы теперь связан с воскресением Господа. Смена дня указывает на то, что теперь, когда Христос воскрес из мёртвых, произошёл грандиозный сдвиг — заповедь о субботе стала известна всем народам, и её следует отмечать в первый день недели.
Как говорится в Вестминстерском кратком катехизисе 59, “Какой день из семи Бог назначил еженедельной субботой? От сотворения мира до воскресения Христа Бог назначил седьмой день недели еженедельной субботой; и с тех пор первый день недели будет продолжаться до конца света, который является христианской субботой”.
Вывод
Таким образом, воскресенье на самом деле является христианской субботой. Хотя мы больше не находимся под управлением Моисеева завета, суббота является частью морального закона Божьего, и его моральное требование поклоняться Богу один день в неделю сохраняется и в новом завете. Кроме того, суббота уходит корнями в творение, и, все еще живя в этом сотворенном мире, нам нужен полный день в неделю, посвященный спокойному богослужению. Как часть нашего искупления, еженедельная суббота направляет нас к вечному покою во Христе.
Апостол Павел говорит нам, что еврейская суббота и её церемониальные аспекты больше не применимы к христианам, а именно, что этот конкретный день является 7-м днем и дополнительными еврейскими праздниками. Тем не менее, апостолы повелевают нам совершать богослужение в 1-й день недели, и они подают пример этой практики. Таким образом, хотя Иисус никогда не отменял субботу, Он преобразил её Своим воскресением, провозгласив его Днем Господним. Теперь мы совершаем богослужение в 1-й день недели в ознаменование воскресения Господа нашего Иисуса Христа, дня, предвосхищаемого во всех Ветхозаветных Писаниях.
Если брать неправильную точку отсчета в системе координат, то любой последующий вывод, даже если он звучит правдоподобно, будет ошибочным. Точка отчета в рассуждениях о законе , о его положении в новом завете - Иерусалимский собор и решения принятые на нем. Он открывает эпоху апостольских посланий. Не учитывать его при прочтении посланий, значит начать искажать реальное положение вещей в новом завете.
Суббота это часть закона, так что она принадлежит только евреям. Верующие из других народов не нужно соблюдать её.
О замене субботы на воскресенье, нет ни одного упоминания в новом завете, это абсолютный вымысел человеческий.