«И окончил Соломон дом Господень и дом царский; и все, что предположил Соломон в сердце своем сделать в доме Господнем и в доме своем, совершил он успешно. И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Паралипоменон 7:11-14).
Враг всегда приходит, когда нация находится на самом высоком историческом пике. После периода великих благословений и свершений враг приходит, чтобы красть, убивать и разрушать. Когда Бог помазывает и использует нас могущественными способами, это кажется нам величайшим моментом слабости и уязвимости. Когда наша бдительность ослабевает, начинается духовная война.
Этот сценарий соответствовал свежему откровению Соломона от Бога и предупреждению о надвигающейся опасности. Вот каким было Его предупреждение во время этого второго посещения: “Когда Я затворю небеса и не будет дождя...” Помните, Бог обращался здесь к целому народу. Когда Бог закрывает небеса, это обычно означает засуху, голод или то, что некоторые называют “изменением климата”. Это огра
... Читать дальше »
Это заставляет моё сердце замирать каждый раз, когда я это читаю.
Если вы когда-либо слышали послание из первого набора 15 стихов от Иоанна, скорее всего, его суть была несколько тёплой и размытой. Ты и я должны пребывать с Иисусом, и мы будем хорошими христианами, делая то, что должны.
За исключением того, что на самом деле это не главный принцип того, чему учат в этом разделе. Это немного более зловеще, чем может показаться на первый взгляд.
Я называю это принципом Иуды.
Давайте немного отмотаем время назад и посмотрим, как мы доберёмся до главы 15. В главе 13 мы видим, что Иисус не только празднует Пасху и учреждает Вечерю Господню, но и становится свидетелем другого важного события, которое полно значения для того, что будет описано позже в главе 15.
После того, как Иисус омывает ноги ученикам — всем ученикам, включая ноги Иуды, — Он указывает на Своего предателя и цитирует пророчество, связанное с Его предательством (Иоанна 13:21). Итак, чтобы не было никакой ошибки в том, кто был перебежчиком Христа, Иисус говорит им: “тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам” (Иоанна 13:26).
И каково значение этого поступка? Хозяин, дающий кусочек хлеба гостю за ужином, был знаком дружбы. Удивительно наблюдать за действиями Иисуса по отношению к “сыну погибели” (Иоанна 17:12), не так ли?
Но вместо того, чтобы вернуть Ему Его доброту, нам говорится, что сатана полностью овладел Иудой и “он… тотчас вышел”, к чему Иоанн символически добавляет: “а была ночь” (стих 30).
Здесь мы имеем принцип Иуды в действии – он покидал Свет мира и возвращался во тьму, где пребывал с самого первого дня. Правда в том, что он никогда не уходил.
Как именно Библия — древняя книга, написанная тысячи лет назад, — открывает Божий путь людям сегодня? Есть несколько ключевых вопросов, которые мы должны задать, ответы на которые указывают нам путь.
1. Есть ли заповедь, которой нужно повиноваться?
Библия наполнена божественными заповедями, которым мы с вами должны повиноваться. Нет никаких сомнений в том, какова Божья воля в этих областях. Наше послушание Его заповедям приводит нас точно в центр Его воли.
Например, “не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом” (Еф. 5:18). Это совершенно очевидно. Не подлежащий обсуждению. Черно-белое. Нет никаких сомнений в том, какова Божья воля в этом вопросе. Его путь всегда — я повторяю, всегда — будет найден в пределах послушания Его заповедям.
2. Есть ли пример для подражания?
Большая часть Библии написана в форме рассказа — повествовательной и библиографической литературы. Первые 17 книг Ветхого Завета являются повествовательными; первые пять книг Нового Завета являются библиографическими и повествовательными. Эти исторические книги содержат жизни реальных людей, которые следовали за Богом. Их благочестивая жизнь описана как пример для подражания (Рим. 15:4). Когда мы подражаем их жизни, их хождение по вере открывает нам Божий путь.
Возьмём, к примеру, Даниила. Когда я читаю, что этот изгнанный пророк придавал большее значение повиновению Богу, чем правительству, его жизнь открывает мне Божий путь на сегодняшний день. Когда я сталкиваюсь с подобным напряжением между земным и небесным, я должен выбрать повиновение Богу, а не людям. Всегда.
3. Есть ли обетование, на которое можно претендовать?
Как воля отца определяет управление его об
... Читать дальше »
Господь совершает Свою работу на земле постоянно. Её масштабы могут повышаться в зависимости от того на сколько Его народ в целом и некоторые люди в отдельности, готовы послушаться. Есть и другие углы зрения, о том как происходит эта робота. Пробуждение это один из способов преумножить эту работу, расширить его как можно больше.
Один из вопросов который может возникнуть. Как происходит подготовка к пробуждению? Господь, имея план, ведет работу с верующими и с другими людьми, чтобы подготовить их и все необходимое для его исполнения. Степень исполнения плана во многом зависит от того, на сколько им удастся возрасти в связи с Ним и в праведности. Это возрастание должно происходить не только для исполнения плана связанного с пробуждением, а и вообще любого плана Бога Отца и Иисуса Христа. Уровень связи со Христом и уровень праведности, определяют на сколько большой плод будет принесен и на сколько он сможет быть сохранен для жизни вечной.
Часть верующих считает, что достаточно ходить в церковь, не нарушать десяти заповедей, по крайне мере той части из них, которая относится к ближнему; и на этом их праведность заканчивается, они считают, что уже делают все что нужно. Все это конечно же не льзя отрицать, как одну из частей христианской жизни. Такое понимание ошибкой оказывается тогда, когда верующий остановился только на этой части. Если верующий не растет в понимания Божьей праведности, его хождения с Богом будет склоняться к известному выражению, употребленному по отношению к Израилю в эпоху судий: «каждый делал то, что ему казалось правильным». Одна из характерных особенностей, той эпохи, заключалось в нестабильности отношений Израильского народа с Господом.
Есть также те, кто считает, что Христос уже стал для них праведностью от Бога, согласно 1Кор.1:30, и им уже ничего не нужно делать, чт
... Читать дальше »
Категория: Статьи |
Добавил: John | Просмотров: 234 |
Дата: 26.07.2023
| Рейтинг: 5.0/1
| Комментарии (0)
В условиях политической нестабильности, войны и кризиса стоимости жизни легко быть подавленным нашими обстоятельствами. Вот пять уроков, которые христиане могут извлечь из героев веры
Недавно я посетил дом детства Корри Тен Бум, скромный таунхаус в Харлеме, Голландия, в котором её семья укрывала евреев во время немецкой оккупации. Преданные информатором, большая часть её семьи погибла от рук нацистов. Сама Корри пережила концентрационный лагерь Равенсбрюк и провела остаток своей жизни, путешествуя по миру, ободряя верующих, живущих в трудных обстоятельствах.
Размышляя о вызовах и трудностях, с которыми столкнемся все мы, она однажды сказала знаменитую фразу: “Важно не столько то, что происходит, сколько то, как мы это воспринимаем”. Её слова продолжают звучать правдиво и сегодня. В условиях политической неопределенности, кризиса стоимости жизни и глобальной нестабильности в моей новой книге "Большие вопросы в эпоху глобальных кризисов" рассказывается о том, как христиане нашли способы быть в порядке, когда ситуация становится трудной. Вот пять практик, проиллюстрированных жизнью наших предшественников на протяжении веков, которые мы все можем использовать:
1. Поклонение
Некоторые атеисты считают поклонение Богу унизительным. Но это упускает суть – все мы чему-то поклоняемся (даже если думаем, что это не так), и то, чему мы поклоняемся, показывает, где мы находим свой истинный смысл. В Деяниях 16 рассказывается история о том, как Павла и Силу волокли по у
... Читать дальше »
Будучи занятой мамой, я должна была найти новые духовные возможности, чтобы соединиться с Богом
В прошлом я считала себя «молитвенным воином».
В то время когда я была одинока и не имела детей, мне нравилось молиться подолгу. Каждое утро я включала музыку для поклонения, пела и размышляла над Божьим Словом. Затем я проводила время, ходатайствуя за своих друзей, свою семью, своих соседей и за наш потерянный мир. Однажды я даже отправилась на одиночный молитвенный ретрит на три дня.
Эти духовные навыки были привиты мне корейскими церквями в Нью-Йорке и Мэриленде, которые я посещала в детстве. Ежедневные утренние молитвенные службы начинались в 5:30 или 6:00, что позволяло верующим начинать день со сбора в церкви на короткое богослужение, за которым следовала продолжительная молитва перед тем, как отправиться на работу. Эта форма раннего утреннего молебна, восходящая к 1907 году и быстро занявшая прочное место в Корее, вызвала возрождение в стране и стала одной из самых важных духовных дисциплин для корейских христиан.
На сегодняшний день я мама двоих маленьких детей. Когда я слышу, как мой дошколёнок требует маму, а младший захлёбывается в плаче, я понимаю, что в ближайшем будущем у меня не будет молитвенных ретритов. В то время, как даже принятие душа без перерыва кажется роскошью, найти долгое время для молитвы практически невозможно. В момент, когда я, наконец, нахожу время побыть наедине с Богом после того, как мои дети улягутся спать, я чувствую, что слишком устала для продолжительной молитвы.
Я стала испытывать чувство вины за то, что не могу проводить долгие часы с Богом, как раньше, и осознавала, что мое хождение с Господом черствеет. В то же время я понимала, что нуждаюсь в Нём больше, чем когда-либ
... Читать дальше »
Прошло по меньшей мере 10 лет с тех пор, как я ела торт на свой день рождения. Клубника с орехами - мое любимое лакомство сегодня. Это определённо не было моим выбором в прошлые годы, пока я не приняла несколько монументальных решений примерно в 2009 году.
Отказ от сахара и муки был глубже, чем просто отказ от торта на мой день рождения. Я бы ела десерты, приготовленные из сахара и муки, каждый день своей жизни, если бы это было возможно, и много раз я это делала. В течение многих лет я рассчитывала на десерты, как на лучшую подругу. Я была похожа на женщину, о которой говорят: “Еда - мой друг”. Для неё те продукты, которые она любила есть, всегда были рядом и помогали ей заполнить пустоту.
Я понимаю, потому что еда, которую я любила, казалась мне компаньоном, на которого я могла рассчитывать. Я думала, что этот неодушевленный друг всегда поймёт меня и облегчит мой стресс, тревогу, подавленность, разочарование, гнев, беспокойство, печаль, боль или любые эмоции, которые я не хотел испытывать. Продукты, которые я любила, всегда были в наличии, потому что именно я покупала продукты и следила за тем, чтобы то, что я хотела, было у меня под рукой.
Я всё контролирую
У меня также была ложная идея, что я контролирую то, что ем, потому что я покупала продукты, которые мне нравились, и ингредиенты, которые показала мне моя бабушка, входили в те продукты, которые я любила. Я купила их, приготовила, испекла и съела. Конечно, моя семья помогала с едой, но, без сомнения, я была тем, кто ел больше всех. Об этом свидетельствовало количество веса, которое я имела в своём теле. В своё время это составляло более 195 кг.
... Читать дальше »
Мои дети задают самые дурацкие богословские вопросы, подвергая испытанию мой диплом семинариста.
Я была на шестом месяце беременности, когда в 2012 году пересекла вступительный этап семинарии Фуллера. Под шапочкой и халатом мой разум и тело чувствовали себя наполненными: первое - всей теологией, которую я прочитала, чтобы получить степень магистра, а второе - предвкушением моей предстоящей жизни в качестве матери.
После окончания семинарии и до рождения моей первой дочери у меня была мечта посадить её к себе на колени и посмотреть настольную книгу азбуки, которая начиналась с Augustine и заканчивалась Zizioulas. Я думаю, что это был способ моей психики создать некоторую преемственность от одной главы жизни к следующей. Но, как могут подтвердить все новоиспеченные родители, с детьми так не бывает.
Родившись чуть позже положенного срока, чуть позже 3 часов ночи, мой первенец была здоровым розовым торнадо, которое ворвалось в мою упорядоченную и умственную жизнь. Затем, три года спустя, родилась моя вторая дочь, Оливия.
В течение изнурительного десятилетия мы с мужем жонглировали двумя детьми и двумя работами на полный рабочий день, уделяя мало времени между отправкой электронных писем и сменой подгузников (а затем штанишками для больших девочек), чтобы читать богословские тексты.
У меня есть то, что многие называют “мозгами мамочки” — я мастер распутывать волосы у изголовья кровати, убирать слизь с ковра и готовить ягодные коктейли, но мне было трудно описать разнообразие теорий искупления, о которых я узнал в Систематической теологии II.
И всё же, даже если бы я оставался в отличной интеллектуальной форме, объяснение христианской веры моим дочеря
... Читать дальше »
Согласно Писанию, у всех нас семь матерей. Помимо наших биологических матерей, есть по крайней мере шесть физических или юридических лиц, которых Библия описывает как “мать” Божьего народа: Ева, земля, церковь, пасторы, Христос и сам Бог. Каждый пример имеет теологический подтекст.
Писание описывает Еву “матерью всех живущих” (Быт 3:20). На иврите она - хава, источник дыхания, дарующая жизнь человечеству. Учитывая, что её главным достижением на данный момент является поедание запретного плода и передача его своему мужу, это довольно примечательное заявление, но её имя дано как обещание надежды. Адам - человек-прах, чей грех приносит смерть. Ева - женщина жизни, чье семя вступит в войну со Змеем и сокрушит его голову.
Позже в Ветхом Завете появляется ещё одно упоминание о матери: заявление Иова о том, что он “вернётся” нагим в утробу своей матери (1:21). Как заметил Джонатан Эдвардс три столетия назад, это не может быть его биологическая мать; вместо этого это должны быть “недра его матери-земли, из которых сделан каждый человек”. Сегодня идея Матери-Земли звучит язычески для наших ушей. Во многих контекстах это так. Но это имеет глубокие библейские корни, и не только в книге Иова. Позже Павел описал творение как роженицу, трудящуюся над созданием нового мира, где наши тела будут искуплены и проклятие снято (Рим. 8:22).
Случалось ли у вас или у кого-то из ваших знакомых когда-нибудь выкидыш или потеря маленького ребенка? Есть ли у вас любимый член семьи, у которого проблемы с психикой, и он не может понимать такие вещи, как мы с вами?
Вы слышали, как в христианских кругах постоянно говорят, что никто не потерян навеки из-за своего греха, а скорее из-за того, что они не принимают Христа как своего Господа и Спасителя. Прекрасно, но что происходит с теми, кто не в состоянии принять это решение, такими как младенцы и люди с умственными отклонениями, когда они умирают? Они потеряны?
Короткий ответ: нет. Длинный ответ: продолжайте читать.
Инфекция греха
Библия недвусмысленно говорит о том, есть ли у всех нас греховная природа. Каждый рождён во грехе (Пс. 50:7), духовно мёртв с самого начала (Еф. 2:1), “по природе дети гнева” (Еф. 2:3) и морально неспособен прийти ко Христу самостоятельно (Иоанна 6:44, 1 Кор. 2:14, Рим. 8:6-7).
Мы грешники не потому, что мы грешим, а мы грешим потому, что мы грешники — доктрина в христианстве, обозначенная как “полная развращенность”, термин, который может немного ввести в заблуждение. Полная порочность не означает, что мы настолько плохи, насколько это возможно, скорее, нам настолько плохо, насколько это возможно, когда речь идёт о наших начальных отношениях с Богом.
Как ни крути, греховные “мы” всё равно есть. Р.К. Спроул говорит: “Если каждый из нас рождён без греховной природы, как мы объясняем универсальность греха? Если бы семь миллиарда человек родились без склонности ко греху, без порочности в своей природе, мы бы разумно ожидали, что по крайней мере некоторые из них воздерж
... Читать дальше »
Из всех неприглядных проявлений нашей культуры это вызывает у меня серьёзное раздражение.
Я уверен, что трагедия подводного аппарата "Титан" не ускользнула от вашей ежедневной ленты новостей. "Титан", проводивший экскурсии по месту кораблекрушения "Титаника", потерял связь со своим надводным судном примерно через два часа после погружения в воскресенье утром 18 июня, примерно в 900 милях к востоку от Кейп-Кода, штат Массачусетс. Военно-морской флот США заявил, что обнаружил нечто похожее на взрыв в течение нескольких часов после того, как "Титан" спустился, чтобы осмотреть обломки "Титаника", в результате чего погибли все находившиеся на борту.
Это вы, вероятно, уже знали. Однако чего вы, возможно, не знаете, так это того, как слишком много людей радовались смерти тех, кто был на борту "Титана".
“Мне нечего сказать, кроме как есть богатых”, - написал один пользователь Twitter. Корреспондент MSNBC Эли Мистал сказал: “В следующий раз, когда какой-нибудь богатый белый человек захочет взять Сэма Алито в дорогостоящее путешествие, пожалуйста, сводите его посмотреть ”Титаник"".
На самом деле есть термин, который был придуман для определения этого неприятного отношения - немецкое слово schadenfreude, представляющее собой комбинацию немецких существительных schaden, означающих “повреждение” или “вред”, и freude, означающее “радость”. Так что вы радуетесь какой–то травме или несчастью, которые пережили другие, особенно когда считается, что этот кто-то имеет более высокий социальный, экономический или карьерный статус, чем вы.
Комментируя ужасные высказывания, сделанные по поводу гибели тех, кто находился на борту “Титана", обозреватель LA Times Джессика Гелт написала: "Подобно цифровой Вавилонской
... Читать дальше »
В свете недавних обвинений духовного насилия в Soul Survivor Watford (церковь Спасителя души Уотфорд) и церкви, ранее известной как Anaheim Vineyard (Анахаймский Виноградник), д-р Селина Стоун объясняет, что такое духовное насилие и как его выявить в наших сообществах.
Что такое духовное насилие?
Духовное насилие можно классифицировать как отдельную категорию насилия или просто как форму насилия (например, эмоционального или психологического), которое имеет место в религиозной среде. Во многих случаях это может оказаться невыявленным или остаться незамеченным.
В своей книге «Побег из лабиринта духовного насилия» (издательство SPCK) доктор Лиза Окли, психолог, посвятившая свою карьеру исследованиям в этой области, приводит несколько примеров того, как может выглядеть духовное насилие:
«Манипулирование, давление и эксплуатация; ожидание чрезмерной приверженности и соответствия; принудительная ответственность; цензура (невозможность задавать вопросы, не соглашаться, выражать озабоченность или обсуждать духовное насилие); требование послушания; страх; изоляция и неприятие; публичный позор и унижение».
«Духовное» в духовном насилии может использовать тексты Священного Писания или постулаты богословия (представлений о Боге) для узаконивания насилия или угроз людям. Но это также может быть связано с духовной силой, которой обидчик часто обладает благодаря своему формальному положению или статусу «мужчины» или «женщины Бога».
Происходит ли это в моей церкви?
Реальное положение вещей таково, что большинство из нас в какой-то момент своей христианской жизни, возможно, испытали один или несколько видов поведения, описанных доктором Окли выше. Это относится и к тем местам, которые мы считаем в целом положительными.
Наши лидеры могут указать нам на то, что от на
... Читать дальше »
Вы перегружены своим списком дел? Чувствуете ли вы себя разбитыми и совершенно измученными? Такое количество дел может свести вас с ума, но я собираюсь поделиться с вами тем, что сделает всё в вашей жизни более мирным и простым.
Я вспоминаю время, когда я всё время жаловалась Богу на свой напряженный график. Как можно было ожидать, что кто-то будет жонглировать всем, что у меня было на тарелке? Через некоторое время меня осенило — я была тем, кто составлял своё расписание, и никто, кроме меня, не мог его изменить. И хотя мы можем упростить свой график, по-настоящему упрощенная жизнь достигается за счёт изменения нашего мышления.
Большинство людей живут сложной жизнью, которая оставляет их разочарованными и сбитыми с толку, усталыми и измученными. Но у меня есть хорошие новости: ваша жизнь не обязательно должна быть такой. Иисус предлагает нам новый образ жизни, и я верю, что это простой, но мощный способ, который позволяет нам наслаждаться нашей жизнью.
Поэтому, даже если ваш календарь всё ещё кажется заполненным, вот три практических шага, которые вы можете предпринять, чтобы упростить свою жизнь, упростив свой разум:
1. Ставьте Бога на первое место. В Луке 10:38-42 мы читаем о двух сёстрах, Марии и Марфе, которые проводили время с Иисусом в их доме. Марта продолжала обслуживать гостей и содержать дом в чистоте, в то время как Мария сидела у ног Иисуса, внимая каждому Его слову. Марта расстроилась, что её сестра не помогает по хозяйству, но Иисус одобрил решение Марии и сказал Марте, что она так занята, что упускает смысл Его визита — проводить с Ним время.
Я всегда скептически относился к родителям малышей, которые читают лекции о воспитании взрослых детей, или к парам, состоящим в браке два года и уже преподающим уроки брака…
Итак, как долго вы должны быть в церковном руководстве, прежде чем вы сможете давать советы по лидерству? Недавно я отпраздновал 25-летие с тех пор, как меня призвали в «служение Элим» в Ковентри. Достаточно ли четверти века? Может быть… вот мой список из 25 уроков, извлеченных за 25 лет служения:
1. Всё проходит (почти все большие стрессы, которые ждут вас впереди, когда-нибудь останутся позади).
2. Находите наибольшую радость в успехе других (это лучший способ сформировать здоровую команду).
3. Познайте себя (сознательно проводите самоанализ, личностные тесты и запрашивайте обратную связь от сверстников, которые вас любят).
4. Занимайтесь молодежью (инвестируйте в детей и молодежь, потому что большинство церквей естественным образом стареют и устаревают).
5. Берите выходной каждую неделю (у вас есть ограничения!)
6. Имейте пуленепробиваемый ритм постоянства (спонтанность работает лучше всего, когда вы сначала имеете намерение и имеете план).
7. Сделайте свой дом безопасным местом (будут моменты, когда вам понадобится убежище, куда вы сможете сбежать).
Принятие того факта, что Бог решил открыться через мужские образы в Библии, не делает христианство антиженским.
В последние годы некоторые христиане, в том числе моя коллега-обозреватель журнала «Премьер-христианство» Chine McDonald, решили перестать использовать местоимения мужского рода (он/его) для обозначения Бога.
Вы можете подумать, что, поскольку я женщина, я соглашусь с изменением местоимений. Но чем дольше я изучаю Библию в её первоначальном контексте, тем больше я нахожу её лучшей, когда мы не обеливаем слова, которые нас беспокоят.
Вы можете подумать, что нейтрализация мужских образов в Ветхом Завете сделает его более всеобъемлющим. Однако часто случается так, что идеи, бросающие вызов нашему мышлению, затемняются.
Взгляните на Второзаконие 1:31: «Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место». Здесь мы видим трогательную картину папы, который берёт на руки маленького мальчика и несёт его на плечах, когда он слишком устал, чтобы идти.
Моисей напоминал Израилю о нежной защите, которую Бог оказал Своему народу, когда вывел его из Египта. Гендерно-нейтральный перевод передает эту строку: «Пока ты не достиг этого самого места, Господь, твой Бог, носил тебя, как родитель носит ребёнка» (Common English Bible).
Евангелисты должны смиренно учиться у всех христианских традиций, но многие из них невежественны или с подозрением относятся к допротестантской теологии.
Недавноодин из моих студентов спросил меня, как давно я преподаю теологию. “Десять лет”, - сказал я. И когда я возвратился в свой кабинет и сел за свой стол, в моей голове завертелся вопрос: с чем я оставил своих учеников спустя десять лет?
В своём эгоцентризме я предполагал, что именно я дарую знания своим ученикам. Но, по правде говоря, одна из лучших вещей, которые я сделал, - это то, что отправил своих учеников в бурные моря современного служения с проверенной временем мудростью опытной команды из истории церкви.
Чем дольше я преподаю, тем больше я откликаюсь на предостережениеК. С. Льюиса: “Задача современного педагога - не вырубать джунгли, а орошать пустыни”. И всё же в мире семинарского образования по-прежнему существуют заметные пробелы, особенно когда речь заходит о включении значительных фрагментов Великой Традиции христианства.
Много лет назад, когда я был аспирантом по теологии в протестантской семинарии, мне вручили список необходимого чтения. Из 128 книг только три (!) были написаны досовременными авторами (написаны с первого по 15 век).
Даже когда я перешёл на историю со своей степенью, семинары перескакивали от отцов церкви к реформаторам, только чтобы перейти к американской истории. А поскольку половина — да, половина — истории церкви относится к средневековью, этот пробел в моём образовании казался мне Б
... Читать дальше »