Милосердие Иисуса заключается в Его полном понимании нашей боли, а не только в Его способности разрешить её
Во втором каноническом послании Павла к Коринфянам он слышит, как Господь говорит: “Довольно для тебя благодати Моей” (2 Кор. 12:9). В течение первых лет после того, как я исповедала веру во Христа, эти слова приносили мне невероятное утешение. Сначала я интерпретировала их в терминах своих собственных грехов и недостатков: когда я была груба со своими родителями или сплетничала о подруге, Его милости было достаточно.
Позже я интерпретировала эти слова в терминах трудностей, например, когда у меня была травма колена, которая лишила меня возможности бегать, играть и пинать к мяч — и многих других вещей, которыми мне нравилось заниматься со своей семьей и друзьями. Несмотря на эти испытания и любую другую нестабильность, которую я испытывала, милость Божья была прочной нитью. Он действительно был моим постоянным помощником.
Но однажды я обнаружила, что всё стало по-другому. Во время периода затяжной хронической боли и болезни эти слова, которые были для меня бальзамом, превратились в сокрушительный камень, удушающий груз, который я не могла сбросить или притвориться, что его не существует. В церкви все мои друзья стояли с поднятыми руками в великом восторге, и все, кроме меня, пели припев популярной песни для поклонения: “Твоей благодати достаточно”. Я же сидела в своём кресле, охваченная чередующимися волнами отчаяния и ярости. Радостные, здоровые люди окружили меня, распевая. В толпе, охваченной страстью, я была одна.
Когда я слышала ту или иную форму этих слов, я всегда ловила себя на том, что задаюсь вопросом: "Достаточно ли Твоей благодати? Достаточно для чего именно?" Подобные вопросы поглощали меня целиком.
Дело было не в том, что я больше не верила в Бога или в то, что спасение рано или поздно придёт. Дело также не в том, что я больше не верила, что Бог исцелит и поможет тем, кто меня окружает. Я искренне верила, что Бог милостиво отвечал на молитвы. Но после десятилетия боли, усталости и болезней, которые оставили меня без надежды и глубоко одинокой, я больше не верила, что это относится ко мне. Я смирилась с тем, буду терпеть, чтобы просто выжить.
Это отчаяние привело во множество тёмных мест. Когда другие давали мне советы, они часто приводили Иисуса в качестве образца верности в страданиях, и хотя я ценила их заботу (и соглашалась с их посылом), я думала о том факте, что основная часть страданий Иисуса пришлась на неделю. Семь дней. Признаюсь, иногда я ловила себя на том, что завидую Его быстрой, хотя и мучительной смерти. (Как я уже сказала, у меня были мрачные дни).
В 2007 году у меня диагностировали первое из многих хронических заболеваний, и с каждым годом ситуация, казалось, становилась всё хуже. Я провела большую часть 2015 года в муках, постоянно болея. Было такое ощущение, будто кто-то примотал штанги скотчем к моим конечностям. Каждый шаг давался мне с трудом, и иногда я плакала, когда мне приходилось подниматься по нашей лестнице, чтобы лечь спать.
Я заканчивала докторскую диссертацию по Новому Завету, постоянно читала, писала, выступала с докладами, преподавала и всё ещё беспокоилась о том, достаточно ли я делаю, чтобы получить работу. Я тужилась весь день, а потом падала, едва переступив порог нашего дома. Жизнь казалась невозможной.
Оглядываясь назад, вспоминая, что я чувствовала, я не понимаю, как я могла добиться прогресса в своей работе — за исключением того, что научная работа подразумевают сидячий образ жизни, а мой муж любезен. Что я осознавала в то время, так это возможность того, что я, возможно, выполняю эту работу напрасно. Если я едва могла завершить научную работу, как я могла когда-либо начать преподавать полный рабочий день, как я мечтала?
Моё докторское исследование было сосредоточено на цитатах из послания к Евреям. Автор последовательно изображает Отца, Сына и Духа, произносящих слова из Священного Писания. Я закончила свою работу над тем, что говорит Отец в Евреям 1:5-13, и перешла к Евреям 2:12-13, словам, которые говорит Сын.
Более широкий контекст последнего отрывка подчеркивает человечность Иисуса, и, когда я исследовала, я поймала себя на том, что размышляю о том, что означало для Иисуса стать “полностью человеком во всех отношениях” (2:17). Как только я увидела акцент на человечности Иисуса во 2-й главе Послания к Евреям, я увидела нити, похожие на паутину, протянувшиеся по каждой странице. То, что Иисус был человеком, имело решающее значение для всей аргументации Евреев.
Послание к Евреям 4:14-16 также было среди отрывков, которые я исследовала. Это остаётся одним из моих любимых во всех Священных Писаниях:
Итак, поскольку у нас есть великий Первосвященник, прошедший через небеса, Иисус, Сын Божий, давайте твёрдо придерживаться нашего исповедания. Ибо у нас нет Первосвященника, который не способен сочувствовать нашим слабостям, но у нас есть тот, кто во всех отношениях был испытан так же, как и мы, но без греха. Поэтому давайте с дерзновением приблизимся к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи в трудную минуту. (NRSV)
Этот отрывок встречается в очень важном месте Послания к Евреям. Многие учёные считают, что этот раздел (иногда расширенный до 4:11-16) служит переходом автора от одного основного раздела к следующему. Эти три стиха содержат несколько важных тем из основного раздела, который следует далее (4:11-10:25). Например, хотя автор уже упоминал о священническом служении Иисуса (1:3; 2:17; 3:1, 6), он даёт понять, что, начиная с 4:14-16, он объясняет, почему это важно для аудитории.
Этот отрывок и окружающий его контекст довольно часто интерпретируются как проливающие свет на превосходство Иисуса над священниками-левитами (что основывается на риторике автора о лучшем завете, в котором служит Иисус, как указано в 8:6), а также воспринимаемой критике священников-левитов. Многие толкователи понимают Евреям 5:1-10 также как критику левитов.
Но если вы присмотритесь повнимательнее, то этот отрывок на самом деле касается квалификации самого Иисуса как Первосвященника. Другими словами, это не контраст, это сравнение. Этот отрывок показывает, насколько важно, чтобы Иисус был человеком, потому что “каждый первосвященник избирается из народа” (5:1).
Возвращаясь к Евреям 4:14-16, я обратил внимание на тот факт, что в разгар спора о том, подходит ли Иисус (не левит) для служения в качестве священника, автор Послания к Евреям подчеркивает способность Иисуса понимать людей, которым Он служит. Он способен “сопереживать нашим слабостям” и “был искушаем во всех отношениях, как и мы” (4:15). Это согласуется с более ранним представлением автора о Нём как о “милосердном и верном Первосвященнике”, который “способен помочь тем, кто подвергается испытанию”, потому что “Он сам был испытан тем, что Он перенёс” (2:17-18, NRSV).
Многие люди упускают из виду богатство человечности Иисуса в Послании к Евреям, потому что в книге также изображен могущественный Иисус — тот, кого называют “точным воплощением [Божьего] существа” (1:3) и кто “заложил основания земли” (1:10).
В поисках описания человечности Иисуса читатели часто обращаются к Евангелиям. Некоторые, кажется, даже беспокоятся, когда подчеркивается человечность Иисуса — как будто это противоречит Его божественности.
В Евреям 4:14-16 безошибочно делается акцент на том, что Иисус был человеком. Тем не менее, автор связывает этот образ Иисуса, который подвергается всевозможным испытаниям, с тем фактом, что Он - Сын Божий, который проходит через небеса (ст. 14). Иисус в полной мере человек, и Он в полной мере Бог. И то, и другое отражено в христологии Послания к Евреям.
Как только эти концепции объединились для меня, я поняла, что Страстная неделя была лишь проблеском страданий Иисуса. Хотя наиболее серьёзные испытания, с которыми Он столкнулся, произошли на той неделе, Он испытывал слабость в виде голода (Марка 11:12) и усталости (Иоанна 4:6) и, предположительно, боль на протяжении всей Своей земной жизни.
Кроме того, Его всеведение в сочетании с Его человеческим опытом - это то, что заслуживает дальнейшего теологического осмысления. В конце концов, какую боль не понимает Иисус?
Волоча себя вверх по лестнице, заставляя ноги продвигаться дюйм за дюймом, я устремила свой взгляд на Иисуса, как призывает нас делать автор Послания к Евреям (12:2).
Но когда я посмотрела, Он не сидел удобно наверху и не ждал. Иисус тоже тащился вверх по лестнице. Иисус был утомлён и испытывал боль. И Он был со мной.
Эта картина солидарности преобразила меня. Бог не просил меня терпеть что-либо, чего Он Сам не перенёс. Когда я устремила на Него свой взгляд, я поняла, что теперь могу видеть Его более отчётливо, но Он никогда не терял меня из виду.
Я не уверена, что нашла “правильный” ответ на вопрос о том, для чего достаточно Божьей благодати, но когда эти слова причиняют боль, я могу сказать: “Твоей благодати достаточно для меня, потому что Ты со мной”.
Это новое понимание Евреям 4:14-16 также повлияло на мои взаимоотношения. Осознание того, что Иисус был чутким и милосердным к другим, потому что Он был с ними, изменило то, как я разговаривал с теми, кто испытывал боль вокруг меня. Какое-то время я избегала различных бесполезных банальностей, когда разговаривала с теми, кто испытывает боль или скорбит, зная, как мало они мне самой помогли бы; и всё же я не нашла другого языка.
Чему меня научило это более полное понимание солидарности, так это важности присутствия — говорить: “Сочувствую, что вы проходите через это”, и пытаться понять их боль.
Если мы намерены подражать Христу — или приближаться к Нему, согласно Посланию к Евреям, — тогда, несомненно, Его сочувствие является частью того, что мы должны сделать своим собственным. У нас нет способности перенимать переживания других, как Иисус облекся во плоть, но мы можем глубже проникнуть в их боль. Эти отрывки из Послания к Евреям побуждают меня просить Бога о более глубоком понимании того, что испытывают окружающие меня люди, чтобы я могла хорошо заботиться о них.
Автор Послания к Евреям предлагает утешение здесь и сейчас — благодать от Бога для настоящего. Так часто, когда я испытывала боль, люди подталкивали меня к надежде на потенциальное исцеление; они горячо молились, чтобы я испытала облегчение. Эти молитвы не были ошибочными. И не были они злонамеренными. Но они не приносили мне такого же утешения.
Когда я чувствовала солидарность с другими людьми, испытывающими хроническую боль и болезни, я слышала, как они рассказывают о подобных разочарованиях. Мы знали, что молитвы об исцелении хороши и представляют собой веру в Божью силу, но мы не знали, было ли исцеление Божьей волей. Нам нужны были молитва и надежда на то, где мы находимся.
В конечном счёте надежда не пришла ко мне в виде исцеления. Надежда пришла через дорогую подругу, также страдающую из-за начавшейся хронической болезни, и надежда пришла через теологию послания к Евреям.
Через год или два после того, как я закончила своё исследование Послания к Евреям 4, другая подруга попросила меня рассказать о моей вере в свете моей хронической боли и недуга. Готовясь, я осознала, насколько милостив был ко мне Бог. Я влюбилась в послание к Евреям во время получения степени бакалавра, потому что была очарована использованием автором Священных Писаний и образов священников. Я была втянута в этот текст, и теперь проводить с ним время было моей работой. Но пока я работала, точно так же, как Бог говорил через пророков (1:1-2), Он говорил со мной через Своего Сына.